Лекция на уроках музыкальной литературы "Барокко"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Видится актуальным показать возможности лекции в условиях уроков музыкальной литературы.

Лекция как вариант проведения уроков по музыкальной литературе может выступить объединяющим фактором для систематизации знаний непосредственно по музыкальной литературе и по другим предметам.

Предлагаемая лекция - возможная организация работы на уроке для формирования системных знаний по музыкальной литературе; представлен практический вариант лекционной формы работы на уроке музыкальной литературы.

При подготовке такого урока проанализирован имеющийся теоретический и практический опыт по использованию лекционной формы работы на уроках музыкальной литературы; разработаны варианты лекций для проведения уроков по отдельным темам; обобщён имеющийся опыт мониторинга по формированию у учащихся системных знаний по музыкальной литературе.

Урок “Барокко” входит в серию лекционных уроков. Предлагаемые лекции имеют свою специфику. Она заключается в том, что данные лекции находятся на “стыке” искусств, приближены к лекциям по истории искусства. Это объясняется темами лекций и целями, которые поставлены в каждой лекции (рассматриваются важные искусствоведческие категории, прослеживаются крупные эпохи в развитии искусства, изучаются термины, необходимые для понимания эстетики данных эпох). Тем не менее музыковедческая составляющая является главной, сохранены важные для изучения программного материала моменты: восприятие музыки, её наблюдение, обобщение аналитического и фактического материала по изучаемой музыке.

Лекции предложены в порядке возрастания трудности: вводная лекция (“Барокко”), обобщающая лекция (“Классицизм”), проблемная лекция (“Трагедия нового героя, или куда ведёт романтизм”). В каждой лекции присутствуют элементы беседы, повторения, частичного устного опроса, закрепления основных умений и навыков и перенос их на новый материал (работа со звучащей музыкой, наблюдение, обобщение, организация записей в тетради). Различие лекций в том, что возрастает степень трудности материала, его объём, лексика, больше предлагается самостоятельности в обобщениях, организации конспекта. Такие различия обусловлены не столько возрастными особенностями учащихся (в группах 5 класса, для которого составлены лекции, могут быть дети 12-15 лет), сколько степенью сформированности навыков в группе в целом.

Данные разработки лекций рассчитаны на творческое использование с учётом конкретных условий работы в каждом классе, возможностей учителя и степени подготовленности учащихся. Разработки могут помочь учителю организовать работу в классе так, чтобы достичь хороших результатов по усвоению курса музыкальной литературы.

Барокко.

Вводная лекция. 5 класс. Предлагается перед изучением творчества Баха.

Цель: формирование представления об эпохе барокко как о значительном этапе в развитии европейского искусства;

Задачи:

  • вызвать интерес к музыкальному искусству эпохи барокко;
  • показать особенности музыкального искусства эпохи барокко
  • закрепить навыки восприятия и усвоения объёмного лекционного материала;
  • развить умение записывать лекцию при помощи кратких индивидуальных символов и знаков;
  • разработать долгосрочный план самостоятельной работы по изучению музыкального искусства эпохи барокко.

План:

1. Исторический экскурс.

2. Происхождение и трактовка термина “барокко”.

3. Мироощущение человека эпохи барокко.

4. Место музыки в системе искусств в эпоху барокко.

5. Характерные черты музыкального искусства эпохи барокко.

6. Выводы.

Оформление: план лекции, имена, встречающиеся в тексте, названия памятников различных видов искусства; подготовить для демонстрации иллюстрации с изображениями памятников культуры, портреты композиторов, карточки с терминами для последующих проверочных работ (см. приложение), музыкальные фрагменты, словари и справочники по искусству.

По методике проведения данная лекция является традиционной, по виду – вводной, по дидактическим целям – информационной. Используется информационно-рецептивный метод. Признаки информационно-рецептивного метода:

  • знания учащимся предлагаются в “готовом” виде;
  • учитель организует различными способами восприятие этих знаний (используются приёмы: погружение в ситуацию, наведение);
  • учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.

Предлагается проводить эту лекцию на начальном этапе введения лекционной формы работы. Данная лекция предполагает небольшой опыт слушания лекций и ведения лекционных конспектов. В 4 классе учащиеся только начали учиться воспринимать монологическую речь и фиксировать её в записи. К началу пятого класса учащиеся обладают первоначальными знаниями о краткой записи, но навыки самостоятельной своевременной фиксации материала ещё недостаточные. В ходе данной лекции дети учатся делать “глазастые” записи, обозначать в тексте важные моменты различными знаками. Ребята используют “широкие поля”, восклицательный и вопросительный знаки, знаки =>, печатные буквы, запись “блоками”, соединяют логические связи стрелками. Временные важные понятия можно обозначать заглавными буквами, например, кульминация – К, сонатно-симфонический цикл – ССЦ (наверняка в арсенале каждого педагога присутствуют подобные сокращения-символы). Поскольку лекция вводная, одна из первых (её могут предварять лекции “Музыка как вид искусства”, “Развитие музыки до эпохи барокко”, “Что такое стиль в искусстве”), то по объёму она небольшая, лексика её не сложная, к лекции прилагается вспомогательный (дополнительный и наглядный) материал (см. оформление).

Перед непосредственным чтением каждой лекции познакомить учащихся с планом, обращать внимание детей на начало очередного пункта плана.

Текст лекции выделен курсивом.

Ход лекции

Ознакомление с темой, планом, задачами лекции.

1. Немногие этапы истории культуры могут сравниться по творческой продуктивности и значительности достижений с XVII столетием. Европейские народы создали культуру настолько высокого уровня, что стало возможным говорить о новой европейской культуре. Её формирование было связано со стремительно меняющейся “картиной мира” и кризисом идеалов итальянского Возрождения. Для духовной жизни общества XVII в. большое значение имели Великие географические и естественнонаучные открытия:

  • первое плавание Христофора Колумба в Америку
  • открытие Васко да Гамой морского пути в Индию
  • кругосветное путешествие Магеллана
  • открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца
  • исследования Галилея, Кеплера, Ньютона
  • идея Джордано Бруно о бесконечности Вселенной, множестве миров.

Преподаватель обращает внимание на иллюстративно-наглядный материал: портреты учёных; изображение старинных карт, где Земля покоится на трёх слонах; глобус; написанные на доске упоминаемые имена, термины.

Это было время беспощадных войн в Европе, и отголоски тех суровых событий, изменивших уклад жизни целых народов и государств, нашли отражение в искусстве. Произошло разрушение прежних представлений о неизменной гармонии мира, об ограниченных пространстве и времени, соразмерных человеку. Сравните две мысли, две позиции:

Пико дела Мирандола, итальянский гуманист XV века, утверждал, что человек всемогущ и может владеть чем пожелает.

Блез Паскаль, французский мыслитель XVII века писал, что человек всего лишь “мыслящий тростник” и удел его трагичен, так как, находясь на грани “двух бездн – бесконечности и небытия, он не способен своим разумом охватить ни то ни другое и оказывается чем-то средним между всем и ничем” (приём наведения).

Человек начал остро ощущать зыбкость и неустойчивость своего положения, противоречие между иллюзией и реальностью. Новое мировосприятие по-особенному преломилось в художественной культуре: всё необычное, неясное, призрачное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое – скучным и неинтересным. Новая эстетика заметно потеснила прежние принципы подражания природе, ясности, уравновешенности. Возник новый стиль – барокко.

По данному разделу лекции можно дать задание на проработку умения записывать кратко тезисы. У детей должна получиться примерно такая запись:

Европа, XVII век: творческая продуктивность, смена “картины мира”, географические открытия, смена идеалов – новое мировосприятие – барокко. Целесообразно задать вопрос: “Какие важные примеры для понимания мироощущения человека можно вынести на “широкие поля”? Дети должны выделить имена – Пико дела Мирандола и Блеза Паскаля. Это будет подсказкой при выполнении домашней работы. На полях при домашней проработке конспекта нужно записать основной смысл приведённых высказываний.

2. Существуют разные версии происхождения этого термина:

  • от португальского perola barocco – жемчужина неправильной формы
  • от латинского barocco – обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике
  • от имени итальянского художника Ф. Бароччи (F. Barocci).

Новое слово стало использоваться в значении “смягчить, растворить контур, сделать форму более мягкой, подвижной, живописной”. Первые признаки барокко стали проявляться начиная с конца 16 века в архитектуре и изобразительном искусстве, а затем и в музыке.

Преподаватель обращает внимание на признаки барокко в произведениях архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства, использует иллюстративно-наглядный материал (приложение):

  • Церковь Джезу, арх. Дж. делла Порта. Рим.
  • Площадь перед собором св. Петра. Ватикан.
  • Балдахин в соборе св. Петра, арх. Л. Бернини. Ватикан.
  • Л. Бернини. Аполлон и Дафна. Рим. Вилла Боргезе.
  • Аллегория Земли. Шпалера. Сиена. Палаццо Публико.

Данный раздел лекции учащиеся записывают самостоятельно. Педагог только даёт указания, чтобы они при записи выделили небольшие подпункты. Запись может выглядеть так: “Происхождение термина Б. : а) жемчужина; б) силлогизм; в) Ф. Бароччи”.

3. Когда говорят “барочный” стиль, “барочная” музыка, имеются ввиду те произведения XVI-XVII веков, в которых преобладают драматическая патетика, большая динамичность образов, контрастность звуковых эффектов, где ощущается стремление к величию, пышности, пространственному размаху.

Барокко было не только архитектурно-художественным стилем, это целая эпоха в истории нравов и отношений людей. П. П. Муратов писал: “У барокко были не только церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь. Они не менее живописны, чем его архитектура… Повсюду наплыв преувеличенных эмоций… Повсюду слишком пышное воображение”. Культура барокко породила “человека барокко” с его культом богатства, роскоши, взрывоопасной радости жизни. Наиболее полно и ярко проявилась особенность барочного мироощущения в театре, в пышных аллегориях дворцовых празднеств, в музыке (приём погружения в ситуацию).

В данном разделе учащиеся обсуждают под руководством учителя ряд выражений: драматическая патетика, динамичность образов, контрастность звуковых эффектов, пространственный размах. Дети высказывают своё мнение, по поводу того, что могут обозначать эти выражения. Данные словосочетания и выражения нужно записать под диктовку, сконцентрировать внимание учащихся на правильном толковании, нацелить восприятие на обнаружение в музыкальных фрагментах указанных особенностей звучания (фрагменты учащиеся прослушивают в классе и дома, на полях напротив указанных выражений сделать пометку “услышать!”).

4. XVII столетие – подлинный век музыки. Ярче всего черты барокко проявлялись в тех жанрах, где музыка переплеталась с другими искусствами. Это были прежде всего опера, оратория и такие жанры духовной музыки, как пассионы и кантаты. Музыкальные звуки в сочетании со словом, а в опере – с костюмами, декорациями, то есть с элементами живописи, прикладного искусства и архитектуры, были призваны выразить сложный душевный мир человека, переживаемые им сложные и разнообразные события. Основоположниками оперы принято считать Якопо Пери, Джулио Каччини, создателем оперы как жанра считают Клаудио Монтеверди. Важную роль в развитии оперы сыграло творчество Алессандро Скарлатти, Жана Батиста Люлли.

В этот период появляются такие инструментальные жанры, как кончерто гроссо (concerto grosso – большой концерт), органная прелюдия и фуга. В них тоже проявляются черты барокко, полифоническая манера письма – одна из самых характерных особенностей этого стиля. В этой связи нужно упомянуть имена Арканджело Корелли, Антонио Вивальди.

У учащихся появляются в конспекте записи:

XVII век – век музыки; жанры – опера, оратория, духовная музыка (пассионы, кантаты), кончерто гроссо, органная прелюдия, фуга; полифония. Педагог обращает внимание учащихся на имена, записанные на доске (Якопо Пери, Дж. Каччини, К. Монтеверди, А. Скарлатти, А. Корелли, А. Вивальди). На данном этапе используется беседа, в ходе которой осуществляется беглое повторение изученного материала, его закрепление (дети знакомы с понятиями “жанр”, “духовная” музыка, полифония, опера). Предложить ответить на вопросы: “Какие произведения, написанные в этих жанрах, мы встречали?”, “Творчество каких композиторов можно отнести к эпохе барокко?” (обычно называют Баха и Вивальди).

Далее следует прослушивание музыкальных фрагментов (упражнение на обнаружение характерных признаков стиля барокко, педагог иногда может делать краткие пояснения во время звучания музыки). Приёмы наведения на особенности музыкального образа, погружения в ситуацию. Рекомендуется использовать произведения из перечня в приложении, чтобы не было дублирования в дальнейшем. Прослушивание может занимать от 1-2 минут до 3-5. в зависимости от различных факторов, а также быть рассредоточенным по ходу лекции.

5. Обычно, когда речь заходит о музыке барокко и наиболее ярких её проявлениях, в первую очередь вспоминаются имена Баха и Генделя. Оба музыканта отразили в своём творчестве усложнённую картину мира, характерную для барокко, с её декоративной пышностью, сильными аффектами, катастрофичностью. При этом каждый претворил в музыке с наибольшей силой то, что было ему наиболее близко: Гендель – героику, пафос борьбы за гражданские права, Бах – нравственные искания, возвышенные духовные идеалы.

Появляются в XVII веке и новые музыкально-композиционные средства, определяющие стиль барокко. Это генерал-бас, формирующаяся мажорно-минорная тональная система, влияние риторики на тематизм, концертирование.

В этом разделе выделить и записать под диктовку музыкально-композиционные средства: генерал-бас, мажорно-минорная система, влияние риторики на тематизм, концертирование. Объяснение данных понятий можно выделить в домашние (индивидуальные или дополнительные) задания (учащийся находит толкование в словаре и объясняет его).

6. Как исторический и художественный стиль барокко охватывает около двух столетий. Оптимистический гуманизм эпохи Возрождения сменился трагическим мироощущением, связано это с отражением в сознании людей острых противоречий всех сторон жизни. Музыкальное искусство впервые полно продемонстрировало свои возможности воплощения мира душевных переживаний человека. Театрализация жизни стала условием появления новых музыкальных жанров: в вокальной музыке – оперы, оратории, кантаты, в инструментальной – концерта, сюиты, прелюдии, токкаты, фуги. Эстетизация призрачности, иллюзий материального мира, крайний мистицизм, повышенная экзальтация потребовали соответствующих художественных форм, которые были найдены в новом стиле. “Жизнь есть сон” - эти слова стали девизом эпохи. Эстетика барокко требовала

  • трагических развязок сюжета
  • прославления героического
  • глубокого анализа душевных состояний
  • причудливой смены образов
  • пышности и декоративности изложения.

Однако параллельно с барокко развивались иные художественные направления, течения и стили, в том числе галантный стиль (рококо), сентиментализм и классицизм.

Этот раздел фиксируется под диктовку учителя. Учащимся предлагаются для ознакомления карточки с написанными терминами и понятиями (трагическая развязка сюжета, прославление героического, анализ душевных состояний, причудливая смена образов, пышность и декоративность изложения). Карточки в дальнейшем будут использоваться для проверочных работ. Термины галантный стиль (рококо), сентиментализм выписать на поля для домашнего изучения (можно дать индивидуальные задания в виде небольших устных сообщений).

Вопросы и задания для самопроверки:

Когда наступает и заканчивается эпоха барокко?

Какие архитектурные ансамбли барокко вы знаете?

Вспомните, к появлению каких жанров привела театрализация жизни в эпоху барокко?

Вопросы учителя носят общий характер, т. к. более интересные и точные вопросы дети составляют сами. По составленным учениками вопросам можно проследить качество усвоения знаний, уровень понимания особенностей музыкальных произведений.

Домашнее задание:

  • прослушать несколько музыкальных произведений (или отрывков из них) из предложенного списка (список составляется на основе имеющихся в школьной фонотеке произведений по теме), представить свои наблюдения и впечатления по этим отрывкам (форма может быть устной и письменной – зависит от индивидуальных особенностей ученика);
  • проработать конспект (что-то дописать, дополнить, запомнить);
  • составить несколько вопросов по теме лекции или по прослушанным произведениям;
  • индивидуальные задания: сделать небольшой анализ элементов музыкального языка с учётом особенностей эстетики барокко.

Приложение