Цели:
- способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;
- развивать речь детей; обогатить словарный запас;
- закрепить навыки, полученные по теме “Части речи”;
- повторить состав слова;
- научить быстро ориентироваться в тексте;
- воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родного края.
Оборудование: Грамзапись “Времена года” Чайковского, портрет Есенина, Пушкина, картины зимы “Февральская Лазурь” Грабаря, грамзапись “Метель” Свиридова, “Зимние звуки” Вивальди, индивидуальные карточки “Блиц-опрос”.
I. Организационный момент.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
II. Орфографическая минутка.
- Напишите букву, которой обозначаем мягкий согласный звук в слове “луч”.
- Безударную гласную в слове “каток”.
- Парную согласную в слове “причёска”.
- Непроизносимую согласную в слове “свистнул”.
- Безударную гласную в слове “кричать”.
- Третью букву в слове “берёза”.
- Безударную гласную в слове “река”.
- Согласную в сочетании “ча”.
- Окончание в слове “снежинки”,
- Прочитайте, что вы написали.
“Части речи”.
Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме “Части речи”. Повторим морфемы слов. Обобщим знания о предложении и поговорим о красоте русской зимы.
III. Повторение.
- Назовите все части речи.
- Что называется именем существительным?
- Что такое имя прилагательное?
- Что называется глаголом?
А сейчас отгадайте загадку.
Я антоним слову лето
В шубу зимнюю одета
Хоть люблю мороз сама
Потому что я... (зима).
- К какой части речи относится это слово? Докажите.
- Какая орфограмма в слове “зима”?
- Как проверить безударную гласную в корне?
Запишите слово с заглавной
буквы. (Зима). - К слову зима подберите однокоренное слово,
чтобы оно являлось
глаголом с приставкой “пере” (перезимовать). - Подберите такое однокоренное слово, чтобы оно
являлось именем
прилагательным (зимний). - Слово “зимний” разберите по составу.
- Докажите, что эти слова родственные.
- Как образуются новые слова?
- Что называется корнем, приставкой, суффиксом, окончанием?
Беседа.
Любите ли вы зиму? За что?
Зима - прекрасное время года. Она приходит очень тихо. Как в сказке, за одну ночь построит свой алмазный дворец. Проснешься утром и вдруг видишь: земля покрылась белыми блёстками. Снег белый, мягкий. Трудно поверить, что он холодный, иногда кажется, что он розовый и тёплый. Сверкают поляны, словно алмазными бусинками осыпал и разукрасил их добрый волшебник. Нигде нет такой зимы, как у нас.
Многие поэты и писатели восхищались красоты русской зимы и писали свои лучшие произведения об этом прекрасном времени года и называли её ласковыми именами.
- Давайте вспомним как? А может вспомните
произведения и автора?
(гостья, чародейка, волшебница, рукодельница).
(дети называют произведение и автора)
IV. Словарная работа.
- Что вы знаете о правописании безударной гласной в словарных словах?
- Где можно проверить правописание таких слов?
- Отгадайте, какое слово мы напишем.
У избы он побывал
Всё окно разрисовал.
У реки погостил
Во всю реку мост мостил (мороз).
- Какая безударная гласная в слове “мороз?
- Какая ещё орфограмма в этом слове?
- Какие пословицы и поговорки вы знаете?
(Мороз невелик, а стоять не велит).
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят
Друг друга не обходят (месяцы).
- В правильном написании непроверяемой безударной гласной поможет и этимологический словарь и этимология слова.
- Что такое этимология? Происхождение того или иного слова мы можем узнать из этимологического словаря.
- Назовите зимние месяцы.
Декабрь - название декабрь родственно слову дециметр. Оба эти слова образованы от латинского слова децем, что значит десять. Дециметр - десятая часть метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем. Название сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году.
Январь - в старину на Руси январь называли сечень, т.к. он рассекает зиму на две половинки. Древние римляне называли месяц январём в честь бога солнца и света - Януса.
- Значит январь от слова Янус пишется с буквой я.
Февраль - название месяца латинское по происхождению. Февраль в древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы богу Фебрусу. Отсюда и название месяца.
Значит, февраль от слова Фебрус пишем с буквой е.
Какие пословицы и поговорки вы знаете о зимних месяцах?
Помогает ли этимология слова в правильном написании?
Проверьте:
Мороз
Месяц
Декабрь
Январь
Февраль
К какой части речи относятся эти слова?
Превратите эти существительные в имена
прилагательные (мужского или женского рода).
(Мороз - морозный, месяц - месячный, декабрь -
декабрьский, январь - январская, февраль -
февральская).
(У доски работает один ученик).
V. Замени выделенные существительные именами прилагательными.
День зимы - зимний день
Ночь января - январская ночь
Опушка леса - лесная опушка
Лучи солнца - солнечные лучи.
Определить число.
VI. Синтаксический разбор предложения.
Прочитайте предложение и назовите все орфограммы.
Сильный мороз сковал крепкой бронёй реки.
Как вы понимаете значение слова “броня”?
Подберите синоним к этому слову.
Назовите грамматическую основу предложения.
- Напишите предложение по памяти и сделайте синтаксический разбор, (один ученик у доски разбирает).
VI. Творческая работа.
- Распределите слова в три группы по частям речи:
Солнце, поздний, сугроб, снежинки, лежал, большой, свистнул, скользкий, залёг.
- По какому принципу распределим эти слова?
Имя существительное: солнце, сугроб, снежинки.
Имя прилагательное: поздний, большой, скользкий.
Глагол: лежал, залёг, свистнул.
- На какие группы еще можно разделить эти слова? (Слова с безударными гласными, с парными согласными, слова с непроизносимыми согласными в корне).
VII. Физминутка.
Я мороза не боюсь - (дети шагают)
С ним я крепко подружусь - (обнимают друг друга)
Подойдёт ко мне мороз - (2 шага вперёд)
Тронет руку, тронет нос
Значит, надо не зевать
Прыгать, бегать и играть.
- Красота зимы вдохновляла не только писателей и поэтов, но и композиторов, которые своей музыкой передали её.
- Давайте послушаем произведение Чайковского из цикла "Времена года"
VIII. Самостоятельная работа по учебнику.
Думаю, музыка Чайковского вдохновила вас на дальнейшую работу. Упражнение №384, страница 145.
Прочитайте задание.
Списать, у существительных и глаголов определить число.
Как изменяются имена существительные и глаголы?
Что они обозначают в единственном числе?
IX. Знаете ли вы, какой голос у зимы?
Тихий, мягкий - когда падает снег большими хлопьями.
Грустный - сильный мороз, леденящий ветер.
Весёлый -
Злой, свирепый -
И т.д.
- А сейчас послушайте запись и скажите, какой голос зимы услышали, (слушание грамзаписи “Метель” Свиридова).
- Какие картины вы представили, слушая запись? Какие чувства вызвала эта музыка?
Когда так свирепствует метель? Какое стихотворение вспомнили?
(“Буря мглою небо кроет...”, А. С. Пушкин).
А музыка Вивальди поможет лучше представить эту картину?
(Слушание грамзаписи)
Какими глаголами можно описать действия ветра? (Бушует, крутит, бросает).
- Ветер какой? (Злой, свирепый).
Снег (валит, сыплет).
Небо заволокли тучи.
Тучи (тяжёлые, снеговые, свинцовые, серые, мрачные).
Напишите мини-сочинение по теме "Метель", "Пурга"
(Работы детей).
Метель разметала по земле охапки пушистого снега, засыпала кусты, накинула на сосны и ели белые-белые полушалки. А устав, легла и успокоилась.
Тяжёлые снеговые тучи заволокли небо. С неба валит снег. А злой ветер бушует, кружит снег, охапками бросает его на землю.
- А сейчас послушайте, как мастера художественного слова описывали это явление природы.
Чтение рассказа “Круговерть” Сладкова, "Буран" А. С. Пушкина, отрывок.
X. Работа по картине И. Грабаря “Февральская лазурь”.
Русская зима воспета в народных стихах, в музыке русских композиторов, в песнях.
На полотнах живописцев изображены картины русской природы, зимние пейзажи.
Художник Игорь Эммануилович Грабарь приглашает нас полюбоваться красотой русской берёзы, её великолепием. Всмотритесь в картину.
Какое впечатление произвела она? (волнует, радует).
Почему картина называется “Февральская лазурь”?
Слышали ли вы такое слово - лазурь?
(Лазурь – светло-синий, голубой, светло-зелёный цвет с сиреневым оттенком).
Когда бывает такое небо?
Что нам помогает понять, что день изображён на картине солнечный?
(сверкают стволы берёз, на них отблеск солнца).
Какое стихотворение вам вспоминается, глядя на картину?
- Почему зимнюю берёзу выбрал художник?
(Берёза - символ нашей Родины).
XI. Итог урока.
Блиц-опрос (соединить линиями правильные ответы).
Блиц-опрос.
Обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? Что? Местоимение
Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какое? какая? какие? Имясуществительное
Обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Имя прилагательное
Указывает на предмет, не называя его. Глагол
Круговерть.
Свистит косая метель - белая метла дороги метет. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах.
Гонятся вихри за санями, машинами,' кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги. Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом - снеговорот. Под каждой ёлкой - белые флаги. Тучи сыплют снег сверху. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли до неба.
Буран.
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задёрнула густой пеленою. Вдруг настала ночь. Наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, всё смешалось: земля, воздух, небо превратилось в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил всё, что ему ни попадалось.