Кружок для учащихся 4 класса средней общеобразовательной школы для развития творческих способностей детей вводится из школьного компонента вариативной части базисного учебного плана потому, что по программе на уроки трудового обучения отводится 2 часа в неделю, а на работу с тканью всего 8 часов - это недостаточно. Так как в 5 классе на уроках технологии на материаловедение отводится значительное количество часов и дети должны хорошо владеть навыками работы с тканью.
В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Данная программа реализует государственный стандарт РК – способствует формированию личности учащихся на основе трудовой деятельности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.
Программа
Всего 34 часа 1 час в неделю.
Тема 1.
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки (4 часа)
Вводное занятие. Раскрой с выкройкой. Раскрой материала. Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки. Набивка деталей.
Тема 2.
Простые модели.(4 часа)
Сова. Поросёнок. Игрушки из помпонов. Игрушки из ниток (Осьминожек)
Тема 3
Игрушки-помощники (4 часа)
Прихватка для кастрюль. Варежка-прихватка. Кукла на чайник.
Тема 4
Объёмные игрушки. (10 часов)
Цыплёнок. Поросёнок. Мышка. Лягушонок. Ослик (подставка для карандашей). Пингвин. Дятел.
Тема 5
Куклы-сувениры (6 часов).
Кукла в казахском национальном костюме. Кукла в русском костюме. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Тема 6
Объёмные каркасные игрушки из меха (4 часа).
Упрямые козлята. Мартышки.
Итоговые занятия (2часа)
Выставка-ярмарка. Экскурсия в швейный цех.
Календарно-тематическое планирование 34 часа 1 раз в неделю.
№ п/п |
Тема занятия | Часы | Дата | Формы и методы | |
Тема 1. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки (4 часа) |
|||||
1 | Вводное занятие | 1 | Беседа. | ||
2 | Раскрой с выкройкой. Раскрой материала. |
1 | Беседа. практ. раб. |
||
3 | Соединение деталей. Крепление конечностей игрушки. |
1 | Беседа. практ. раб. |
||
4 | Набивка деталей. | 1 | Беседа. практ. раб. |
||
Тема 2. Простые модели.(4 часа) |
|||||
1 | Сова | 1 | Беседа. практ. раб. |
||
2 | Поросёнок | 1 | Беседа. практ. раб. |
||
3 | Игрушки из помпонов | 1 | Беседа. практ. раб. |
||
4 | Игрушки из ниток (Осьминожек) | 1 | Беседа. практ. раб. |
||
Тема 3 Игрушки-помощники (4 часа) |
|||||
1 | Прихватка для кастрюль | 1 | Беседа. практ. раб |
||
2 | Варежка- прихватка | 1 | Беседа. практ. раб |
||
3 | Кукла на чайник | 2 | Беседа. практ. раб |
||
Тема 4 Объёмные игрушки. (10 часов) |
|||||
1 | Цыплёнок | 1 | Беседа. практ. раб |
||
2 | Поросёнок | 1 | Беседа. практ. раб |
||
3 | Мышка | 1 | Беседа. практ. раб |
||
4 | Лягушонок | 1 | Беседа. практ. раб |
||
5 | Ослик (подставка для карандашей) | 2 | Беседа. практ. раб |
||
6 | Пингвин | 2 | Беседа. практ. раб |
||
7 | Дятел | 2 | Беседа. практ. раб |
||
Тема 5 Куклы-сувениры (6 часов) |
|||||
1 | Кукла в казахском национальном костюме | 2 | Рассказ, беседа. практ. раб |
||
2 | Кукла в русском костюме | 2 | Рассказ, беседа. практ. раб |
||
3 | Сестрица Алёнушка и братец Иванушка | 2 | Беседа, практ. раб., инсценировка сказки |
||
Тема 6 Объёмные каркасные игрушки из меха (4 часа) |
|||||
1 | Упрямые козлята | 2 | Беседа, практ. раб., инсценировка сказки |
||
2 | Мартышки | 2 | Беседа, практ. раб., инсценировка сказки |
||
Итоговые занятия (2часа) |
|||||
1 | Выставка – ярмарка | 1 | Презентация | ||
1 | Экскурсия в швейный цех | 1 | Экскурсия | ||
Итого 34 часа |
Требования к уровню подготовленности учащихся.
Знать – правила ТБ,
- санитарно-гигиенические требования,
- особенность материалов и приспособлений,
- экономичные способы расходов материалов,
- процесс изготовления поделок,
- особенности национального декоративного искусства.
Иметь представления о декоративно-прикладном искусстве
Уметь –
- раскраивать, шить и оформлять модель,
- работать с иглой, ножницами,
- соблюдать правила ТБ
- художественно конструировать игрушку (дизайн)
Литература для учителя
- Государственные общеобразовательные стандарты среднего образования РК. Алматы. 2002
- Программы по трудовому обучению 1 – 4 классы. Алматы. 2002
- О. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-самоделок” Москва. Просвещение. 1983
- Энциклопедия рукоделия. Книжный клуб. Харьков.2005
Литература для учащихся.
- В.Деревянко. “Мягкая игрушка” Москва. “ЭКСМО” 2003
- Илс Грей. “Мягкие игрушки, куклы-марионетки” Москва. Просвещение. 1979
- Н Ломова. “Карнавальные маски” Энер 1989
- Ю Соколова “Мягкая игрушка” Литера Санкт-Петербург 2001
- А. Чернова “Искусство вышивки лентами” Ростов на Дону “Феникс” 2006
Примерное содержание занятий.
- Материалы и инструменты:
- Образцы мягких игрушек, сделанные руками учителя.
- Лоскутки ткани, меха, кожи, кожзаменителя; поролон, вата, тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы.
- Катушечные нитки №30, №40 разного цвета.
- Карандаши, картон, папка для хранения лекал и выкроек.
- Таблицы графического изображения игрушек и чертежей к ним.
- Электрический утюг.
Порядок работы:
- Вводный инструктаж к началу работы.
- Особенности выполнения модели.
- Беседа.
- Заготовка выкроек – лекал.
- Подбор тканей, меха.
- Практическое выполнение модели. Оформление.
- Презентация модели.