ЦЕЛИ:
- Обобщить знания обучающихся по разделу Древний Восток.
- Стремиться к тому, чтобы обучающиеся осмыслили важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока, осознали вклад, сделанный древневосточными народами в развитии хозяйства и культуры всего мира.
- Развивать память, мышление, монологическую речь обучающихся.
- Развивать интерес и уважение к истории и культуре народов Древнего Востока.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Видеокассета “Музыка Индии”
- Выставка книг:
- “Слов драгоценные клады” Паола Утевская;
- “Археологические путешествия” А. А. Формазов;
- “Древний Восток” Р. И. Рубинштейн;
- “Когда заговарила клинопись” К. П. Матвеев, АА. Сазанов.
НАГЛЯДНОСТЬ:
- карта “Древний Восток”,
- опорные схемы, записи на доске,
- набор картин “Древний Восток”,
- табло с цифрами и названиями команд.
Подготовительная работа: Конкурс проводиться между командами двух классов. Заранее команды выбирают себе название, девиз. Учитель контролирует ход подготовки команд к конкурсу, консультирует участников предстоящей интеллектуальной игры.
ПЛАН
проведения конкурса.
I. Организационный момент.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Конкурсы:
- “Разминка капитанов”. “Отгадай”.
- “Юные картографы”.
- “Вопрос-ответ”.
- “Найди ошибку”.
- “Откуда гости”.
- “Исторический зоопарк”.
- “Литературный. Откуда эти строки”.
- “Юные археологи”.
- “Соотнесите даты”.
- “Для чего нужна математика”.
III. Заключительный этап.
11. “Историческая цепочка”.
IV. Подведение итогов. Награждение.
1. Организационный момент:
актуализация знаний и мотивация обучающихся.
Звучит мелодия из индийского фильма “Танцор диско”
1. Учитель: - Звучащая музыка, надеюсь, настроила вас на дружеский рабочий лад и позволила вам представить ту страну, о которой мы с вами много говорили.
? Мелодию, какой страны вы услышали? (ответ обучающегося).
? А Индия относятся к странам … (продолжить фразу, ответ обучающегося).
(Древнего Востока)
Разве дома сидеть захочется
Если шлёт приглашение всем
Конкурс весёлых и находчивых
КВН! ТУРНИР! КВН!
- Я надеюсь, что вы все сегодня покажите хорошие знания по предмету история. И так, все улыбнулись и начали состязание.
2. Представление жюри.
Везде хорошие есть дети.
Их много, что ни говори
Судить сегодняшнюю встречу
Будет сверхобъективное жюри.
II. Обобщение и систематизация полученных знаний по разделу “Древний Восток”
1. ПЕРВЫЙ ЭТАП В КОНКУРСЕ
а) “Разминка капитанов”. (Кто больше покажет на карте стран.)
Задание: (Работа с картой)
Показать на карте страны Древнего Востока.
ОТВЕТ: Древним Востоком называют страны Азии и Северо-Восточной Африки, в которых несколько тысяч лет назад люди перешли от первобытнообщинного строя к классам и государству.
(Древний Египет, Финикия, Урарту, Сирия, Ассирия, Междуречье, Вавилонское царство, Персидское царство).
б) Вопросы каждой команде. “Отгадай” (Знание исторических личностей)
Задание: Назовите имя.
I команда:
- Фараон, который около 1500 лет до нашей эры известен своими завоевательными походами в переднюю Азию? (Тутмос)
- Фараон, для которого была построена самая первая пирамида? (Тутанхамон)
- Древнеперсидский царь, при котором Персия достигла своего могущества? (Дарий I)
- Правитель Китая, 221 год до нашей эры (Цинь Ши-Хуанди)
II команда:
- Древнеперсидский царь из династии Ахаменидов, один из величайших полководцев древности, который объявил себя царём, 538 год до нашей эры овладел Вавилоном? (Кир)
- Правитель Древнего Египта, для которого была построена самая большая пирамида? (Хеопс)
- Вавилонский царь 1792 – 1750 гг. до нашей эры? (Хаммурапи)
- Под властью какого царя в III веке до нашей эры была объединена Индия? (Ашоки)
2. ВТОРОЙ ЭТАП “ЮНЫЕ КАРТОГРАФЫ.”
(Работа по контурным картам, умение правильно наносить на карту реки и указывать страну)
Задание:
а) Нанести реки на обозначенную территорию и написать название страны государства.
ОТВЕТ: Египет (река Нил), Междуречье (Ефрат, Тигр), Индия (Ганг, Инд), Китай (Хуанхе, Янцзы).
б) вопросы болельщикам: (Знание исторических терминов и стран). (За правильный ответ команде зачитывается одно очко)
- Название государства, расположенного в долине реки Нил. (Египет)
- Какую страну отделяет Гималайский хребет от других стан? (Индия)
- Египетский царь (Фараон)
- Владелец рабов (рабовладелец)
- Все продукты их труда принадлежали рабовладельцам (рабы)
- Название государства, расположенного между двумя реками (Междуречье)
- Какая страна находится на Северо-востоке от Индии? (Китай)
- Человек, находившийся на службе государства (чиновник)
- Знатные индийские вожди (раджи)
- Отдавали знатным часть продуктов своего труда (крестьяне)
3. ТРЕТИЙ ЭТАП “ВОПРОС_-ОТВЕТ” (знание исторических терминов) (за правильный ответ -1 очко. )
Задание: Как называется?
Вопросы командам:
- Устройство для подъёма воды (шадуф)
- Высохшее тело (мумия)
- Служители храмов (жрецы)
- Власть, нуждающаяся в применении силы (государство)
- Группы людей в Индии со строго определёнными правами и обязанностями (касты).
- Сооружение для отвода воды (каналы)
- Сказание о Богах (миф)
- Жилище Богов (храм)
- Присвоение, созданное трудом людей (эксплуатация)
- Непроходимые заросли (джунгли)
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ
(ОБЪЯВЛЕНИЕ СЧЁТА)
4. “НАЙДИ ОШИБКУ”
(Умение правильно соотносить иллюстрации к данной стране)
Задание: (по два пакета каждой команде - перепутал почтальон)
Определить какие иллюстрации относятся, к какой стране, и найти лишнюю.
1 пакет: пирамиды; сфинкс; фараон; ворота Иштар; шадуф.
2 пакет: царь Хаммурапи; город Ур; гадальная кость; статуя правителя города Лагаша; Гильгамеш.
3 пакет: герб республики (изображение четырех львов); каменные ворота храма, украшенные изображениями людей, фантастических существ, животных и растений; бог Брахма; бог Сет; река Ганг.
4 пакет: шёлк; посев риса; дамбы; древнейший компас; Цинь Ши-хуанди.
ОТВЕТЫ:
Страны | лишнее слово |
Древний Египет | ворота Иштар |
Междуречье (вавилонское царство) | гадальная кость |
3. Индия | бог Сет |
4. Китай | дамбы |
Вопросы болельщикам: (знание стран, личностей)
- Наименование божества в буддизме (Будда)
- Древнекитайский философ (Конфуций)
- Греческое название Междуречья (Месопотамия)
- Греческий историк, определивший Египет, как “Дар Нила” (Геродот)
- Главный Бог Индии (Брахма)
- Часть света, где расположен Египет (Северо-восток Африки)
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ “ОТКУДА ГОСТИ? ”
(Знание достопримечательностей стран Древнего Востока)
Задание:
Из какой страны туристы?
(инсценирование, репортаж о стране. )
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ
(ОБЪЯВЛЕНИЕ СЧЁТА)
6. “ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗООПАРК”
(Знание животных, живших в странах Древнего Востока)
Задание: Помогите вернуть животных в свою страну.
(из разных стран зоопарка сбежали звери)
ОТВЕТ:
Древний Египет – кошка, корова, крокодил, лев, змея, лягушка, ласточка, сокол.
Междуречье – лев, бык, змея, орёл, осёл.
Индия – корова, слон, лев, обезьяна, медведь, змея, ястреб.
Китай – лошади, собаки, бараны, быки.
7. Литературный конкурс.
“ОТКУДА ЭТИ СТРОКИ?”
(знание литературных произведений стран Древнего Востока)
Задание: Определите откуда эти строки?
I команда
“Пиши рукой своей, читай ртом своим,
Советуйся с теми, кто знает больше тебя…
Иначе будут бить тебя.
Уши мальчика на спине его,
Он слушает, когда его бьют”.
(Поучения школьникам в Древнем Египте)
“Из древесных стволов и каменных глыб,
обезьяны за несколько дней построили
громадный мост на остров и вступили на Ланку.
Впереди войска шли Рама и его брат.
Завязалась долгая и кровопролитная битва с демонами.
Красочно описывает поэма решающий поединок между
Рамой и царём демонов, ехавшим на боевой колеснице.
Бог огня прислал Раме свою сверкающую колесницу, чтобы он не сражался пешим”.
(Поэма “Рамаяна”. Индия) 7
“Если кто срежет рабу клеймо, тому должно отрезать пальцы.
Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать себя за раба”
(Законы Хаммурапи. Вавилон)
2 команда
“Идущий, чтобы Египет оживить.
Если медлит он, жизнь кончена.
Если гневен он, гроза по всей стране.
А поднимется он – и ликует земля и всё живое от радости.
Радуются тебе юноши и дети твои
И приветствуют тебя, как царя”.
(Из гимна, прославляющего Нил. Древний Египет. )
В поэме рассказывается о борьбе между двумя семьями раджей.
“Пять братьев Пандавов рано остались без отца. Их дядя и двоюродные
братья Кауравы изгнали их из родных мест. Выросши, Пандавы стали могучими богатырями. Царь соседнего царства обещал отдать свою дочь замуж за того, кто попадёт стрелой в глаз золотой рыбке”
(Поэма “Махабхарата”. Индия)
Об истории страны сообщают и письменные источники. Древнейшие из них - написаны на костях вопросы к Богам:
Приказать мальчика из пленных сеять просо?
Принести в жертву 30 человек и 10 быков?
Если головы людей принести в жертву, царь получит помощь?
Утопить в реке 3 барана, 3 быка?
(Китай. Гадальная кость. Кости обжигали на огне, и по трещинам определяли ответы богов).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
(Исполнение танцев стран Древнего Востока)
8. “ЮНЫЕ АРХЕОЛОГИ”
Задание: (Где, что изобрели)
Представьте себе, что вы археологи. Определите по вещественным источникам, в каких именно странах было каждое из этих изобретений?
ПРЕДМЕТЫ: календарь, чай, компас, рис, бумага, шахматы, ткань-шёлк.
ОТВЕТЫ:
Календарь – Египет | Бумага - Китай |
Чай – Китай | Шахматы - Индия |
Компас – Китай | Шёлк – Китай |
Рис – Китай |
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ
(ОБЪЯВЛЕНИЕ СЧЁТА)
9. “СООТНЕСИТЕ ДАТЫ”
(Знание дат и событий)
Задание:
Какие события соответствуют, какой дате?
1. Восстание “жёлтых повязок” | 1. (около 1500 г. до н. эры) |
2. Правление Хаммурапи | 2. (III век до н. эры. ) |
3. Постройка пирамида Хеопса | 3. (184 год н. эры) |
4. Завоевание Тутмоса III | 4. (около 2600 г. до н. эры) |
5. Объединение Индии | 5. (1792 – 1750 г. г. до н. эры) |
ОТВЕТЫ:1-3, 2-5, 3-4, 4-1, 5-2.
10. “ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА МАТЕМАТИКА? ”
(Умение правильно считать, используя линию времени. )
Задание:
Решите задачу (от каждой команды по 1 человеку).
1. Восстание бедняков и рабов в Египте было около 1750 г. до нашей эры. ? Сколько лет назад это было?
2. Разрушение Ниневии в Междуречье произошло в 612 г. до нашей эры.
? Сколько лет назад это было?
ОТВЕТЫ: 1. 2006+1750=3756 лет назад. 2. 2006+612=2618 лет назад.
11. “ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА”
(Умение грамотно писать исторические термины)
Задание:
Вставить пропущенную букву и дать определение слову.
Кто быстрее и правильнее.
1. *емфис | 1. *ивы |
2. бр*хманы | 2. *рх*тектор |
3. *р*фметика | 3. п*пирус |
4. п*рамиды | 4. *азис |
5. *с*ирия | 5. *сирис |
6. к*л*ндарь | 6. *стр*номия |
7. **опс | 7. *р*ндатор |
8. ш *дуф | 8. к…лесница |
9. *сфал*т | 9. ш*лк |
10. *анг | 10. к…лонии |
11. тро**ник | 11. …нд |
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
12. “ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”
Задание: необходимо продолжить предложения
(ПОДВЕДЕМ ИТОГИ, КАК МЫ УСВОИЛИ ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА)
- Древним Востоком называют страны ………………………………,в которых несколько тысяч лет назад люди перешли от первобытнообщинного строя к………………….
- В долинах больших южных рек Древнего Востока быстро развивалось ………………
- Здесь уже за несколько тысяч лет до нашей эры появилась возможность …………………. людей.
- С возникновением …………. . одних людей другими стали складываться ………………
- …………также помогала рабовладельцам удерживать господство над ………………
- В странах ………………. установился ………. строй. .
- Народы ………. ……. . при рабовладельческом строе внесли большой вклад в развитие……. всего мира.
- Между ………началась ожесточенная ………
ОТВЕТЫ:
1. Азии и Северо-Восточной Африки.
к классам и государству.
2. земледелие.
3. эксплуатировать.
4. эксплуатации.
классы.
5. Религия.
эксплуатируемыми.
6. Древнего Востока.
рабовладельческий.
7. Древнего Востока.
культуры.
8. классами.
борьба.
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ
(ОБЪЯВЛЕНИЕ СЧЁТА)
Награждение победителей 11
Вопросы
(дополнительные).
- Естественная преграда в течение Нила (порог).
- Бог солнца в Древнем Египте (Ра)
- В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек? (Китай)
- В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена)
- Где изобрели цифры? (Индия)
- Тутанхамон был царём Египта? (Индии)
- “Блуждающей рекой” или “рекой тысячи бедствий” называли в древности Нил, Ганг, Хуанхэ? (Хуанхэ)
- Раджами назывались вожди Китая, Индии или Междуречья? (Индии)
- Река, определившая судьбу Египта (Нил)
- Бог пустыни (Сет)
- Писали на бумаге (Китай)
- В какой библиотеке были несгораемые книги? (в библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги)
- Какой “дикий зверь” является источником жизни многих поколений людей государств Передней Азии? (река Тигр в Междуречье)
- Знаменитая Нефертити была царицей Вавилона, Китая или Египта? (Египта)
- Хаммурапи был царём Вавилона, Египта, Ассирии или Индии? (Вавилона)
- На чём писали в Древней Индии: на папирусах, на глиняных дощечках, на пальмовых листьях? (на пальмовых листьях)