Цели урока:
- повторить и проверить знания учащихся по пройденным темам;
- проверить знания физических формул, необходимых для решения задач;
- ввести определения “силы”, обозначения, изображения, единицы измерения силы.
Оборудование: кусок резина, резиновый мяч, пробка, кусочек железа, сосуд с водой, магнит, пружина с грузом, диопроектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Создание эмоционального настроя.
Самостоятельная работа по вариантам – разгадывание кроссворда.
I вариант
Кроссворд
- Вещество, плотность которого 7000 кг/м3.
- Одно из состояний вещества.
- Мера инертности тела.
- Вещество, плотность которого 1800 кг/м3.
- Основная единица измерения массы в системе СИ.
II вариант
Кроссворд
- Прибор для определения массы тела.
- Физическая величина измеряемая в м/с.
- Вещество, плотность которого 710 кг/м3.
- Мельчайшая частица, из которой состоят вещества.
3. Изучение нового материала.
Итак, ребята, пожелаем всем удачи, откроем тетради и запишем тему урока “Сила”
Ученики получают задания по группам.
Задание №1 Вагонетку приводят в движение, толкая ее. Под действием какого тела меняется скорость вагонетки?
Задание №2 К кусочку железа, лежащего на пробке, опущенной в воду, поднесите магнит. Что и почему происходит с кусочком железа и пробкой под действием магнита?
Задание №3 Подвесьте к пружине груз, растяните пружину и отпустите груз. Что происходит с грузом и почему?
Вывод: Скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами.
На тело действует сила или к телу приложена сила.
Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости.
Сила, действующая на тело, может изменять не только скорость всего тела, но и отдельных его частей.
Рассмотрим задания №4 и №5
Задание №4 Сожмите мяч и отпустите. Объясните наблюдаемое явление.
Задание №5 Растяните и отпустите резину. Объясните наблюдаемое явление.
В таких случаях говорят, что тело деформируется.
Вывод: Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.
Пример. Доска, лежащая на опорах прогибается, если на нее садится человек. Середина доски перемещается на больше расстояние, чем края.
Под действием силы скорость различных тел за одно и тоже время изменяется одинаково. Для этого к ним надо приложить разные силы. Чтобы привести в движение грузовой автомобиль надо приложить большую силу, чем для легкового автомобиля. Что же такое сила? Сила является мерой взаимодействия тел.
Сила – это физическая величина, значит, ее можно измерить. Сила, как и скорость - это векторная величина. Обозначается сила буквой F со стрелочкой, так как для силы характерно не только численное значение, но и направление.
F – модуль силы. [F] = 1Н. 1Н = 1кг*м/с2
Важно указать точку приложения силы.
Вывод: Результат действия силы на тело зависит:
- от модуля;
- направления;
- точки приложения.
4. Физ. минутка. (Спортивные упражнения).
5. Закрепление нового материала.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам
А) Тест. Движение и взаимодействие тел.
Вариант 1
1 .Если на тело не действуют другие тела, то оно...
а) находится в покое
б) движется
г) движется с изменяющейся скоростью
д)находится в покое или движется равномерно и прямолинейно.
2. В какую сторону упадет брусок с тележки, если она натолкнется на препятствие?
а) вправо, б) вперед, в) назад, г) влево.
3. При пережигании нити, стягивающей пружину, тележка А получает скорость 5 м/с, а
тележка Б - 2 м/с. У какой тележки масса больше и во сколько раз?
а) А; в 10 раз. | в) А; ” 2,5 раза. |
б) Б: в 10 раз. | г) Б; в 2,5 раза. |
4. Продолжите предложение и укажите неверный ответ. Сила характеризуется..
а) числовым значением | в) временем действия |
б) направлением | г) точкой приложения |
Вариант 2
1.Если на тело действуют другие тела, то его скорость...
а) не изменяется, тело находится в покое
б) не изменяется, тело движется равномерно и прямолинейно.
в) увеличивается или уменьшается
г) изменяется только направление.
2.Сила это причина...
а) движения тела
б) изменения скорости движения тела
в) постоянной скорости движения тела
г) относительного покоя тела.
З. По международному соглашению за единицу силы принят
а) килограмм (кг)
б) Ньютон (Н)
в) метр в секунду (м/с)
г) килограмм на кубический метр (кг/м3)
4. Какое из приведенных значений может выражать силу?
а) 800 кг/м3 | в) 2 кг |
б) 50 см3 | г) 30 мН. |
Б) А теперь сформулируем выводы с помощью такого задания
“Допишите фразы…”:
1. Скорость тела меняется при …. (взаимодействии тел).
2. Сила – причина … (изменения скорости).
3. Сила – физическая величина … (которую можно измерить).
4. Сила – подобно скорости … (векторная величина).
6. Домашнее задание: § 23 стр.54. Вопросы: стр.56.
Практическое задание
Приведите примеры для каждого случая:
а) Скорость тела увеличивается;
б) Скорость тела уменьшается;
в) Скорость тела меняет свое направление.
Для каждого случая укажите, какое тело послужило причиной изменения скорости.