Конкурс "Рукодельница". Защита курсовых проектов. 5–8-е классы

Разделы: Технология


В настоящее время в центре внимания учителей технологии находится исследовательская деятельность учащихся и метод проектов.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение технологических знаний, умений и навыков учащихся, а так же приобретение новых, порой путем самообразования. Проектирование развивает инициативу, творчество, расширяет кругозор, способствует применению полученных знаний, умений и навыков в различных видах практической деятельности.

Метод проектов я использую в своей педагогической работе уже в течение нескольких лет.

Тема курсового (годового) проекта выбирается ученицей самостоятельно или по моей рекомендации, исходя из индивидуальных способностей девочки. Например, одним ученицам предлагаю изготовить изделие в уже знакомой технике рукоделия, а другим – более сильным – самостоятельно освоить то или иное декоративно-прикладное искусство, провести исследование по той или иной теме. Это может быть индивидуальная или коллективная проектная работа. Все ученицы выполняют курсовые проекты обязательно с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности.

Итогом работы над курсовыми проектами служит защита проектных работ. Каждая ученица заранее выполняет практическую работу, пишет пояснительную записку, готовит речь защиты курсового проекта. На предыдущих уроках знакомлю девочек с критериями оценок экспертов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Чтобы создать ощущение праздника, уроки, на которых ученицы защищают свои курсовые проекты – открытые. Роль экспертов выполняют приглашённые учителя, а порой и сами дети. На этих уроках выявляются лидеры по определённым номинациям (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Номинантам торжественно вручается приглашение на участие в общешкольном конкурсе “Рукодельница”. Конкурс “Рукодельница” проводится в актовом зале, по времени – ближе к женскому дню 8 Марта. Приглашаются все желающие: учителя, родители, учащиеся; девочки 4-х классов, чтобы они могли познакомиться, чем они станут заниматься на следующей ступени образования.

Зал оформляется предметами декоративно-прикладного искусства, выполненными местными мастерицами, плакатами с русскими пословицами о рукоделии, о труде. Оформляется выставка детских работ: учебных, творческих. Отдельно представлена выставка проектных работ.

Цели:

а) обобщение знаний; формирование навыков по защите проектов; знакомство с народными ремёслами;

б) развитие творческих способностей;

в) воспитание эстетического вкуса, объективности в самооценке, умения держаться на публике, культуры речи, поведения.

Оборудование:

  • творческие проекты (изделия и пояснительные записки),
  • таблицы-ведомости для экспертов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2),
  • грамоты по номинациям,
  • призы.

ХОД КОНКУРСА

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

На сцену выходят 2 мальчика-ведущих в рубахах-косоворотках:

1-й ведущий (1-й): Здравствуйте, наши гостюшки! Вы пожалуйте на праздничек!

2-й ведущий (2-й): К нам на праздник “Рукодельница”!

1-й: Есть время работать, есть время и веселиться!

2-й: Вас, судари, просим быть судьями строгими, но справедливыми.

УЧИТЕЛЬ: Представление экспертов.

1-й: Вот вам листы и ручки-самописцы – оценки-баллы выставляйте (раздаёт ручки).

2-й: А вот таблицы, где будете оценки обобщать, общий балл выставлять (раздаёт таблицы-ведомости).

1-й: А вот и наши участницы – наши красавицы.

2-й: Ходят плавно, будто лебёдушки… В зал входят участницы хороводом, поют песню “Берёзку”. Затем выстраиваются на сцене полукругом.

УЧИТЕЛЬ:

Молвят слово, словно поют соловьи,

А прозываются они… (Участницы по очереди, с поклоном называют свои имена). А праздник-то наш необычный: он посвящён нашим рукодельницам, сегодня мы узнаем: всё ли они знают о ремёслах-рукоделии; и увидим: какие чудеса они сотворили своими руками.

II. КОНКУРС “НАЗВАНИЯ РЕМЁСЕЛ”.

УЧИТЕЛЬ: В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали, обували. Недаром русская пословица гласит: “Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит”.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС: кто знает больше названий народных ремёсел? Выиграет тот, кто назовёт последний……. (Победительница получит 5 баллов).

III. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РУССКОЙ РУБАШКИ.

УЧИТЕЛЬ: Дорогие рукодельницы, скажите мне: у кого было больше шансов выйти замуж: у ткачихи-пряхи или неткахи-непряхи? Почему?

Какую работу должна была проделать крестьянка, чтобы изготовить своим домочадцам льняные порты и рубахи? (Слушаем ответы конкурсанток).

Да, крестьянка должна была быть рукодельницей, умелицей и искусницей.

Итак, ВТОРОЙ КОНКУРС: Составить цепочку технологии изготовления русской льняной рубашки. (Каждой девочке предлагается карточка-задание.

На работу – 2 мин. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Пока конкурсанты работают, ведущие предлагают зрителям загадки.

ЗАГАДКИ:

1-й:

Всех на свете обшивает,
Что шьёт – не надевает (игла).

2-й:

Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт (ножницы).

1-й: Маленькая, светлая больно кусаюсь (игла).

2-й: Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).

1-й: Конь стальной, хвост льняной (игла.)

2-й: Мягок, бел, весь мир одел (лен).

1-й: Сколько раз крутится, настолько и вырастает (веретено).

IV. КОНКУРС КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ.

УЧИТЕЛЬ:

Говорят, у девочек руки не простые.
Говорят, у девочек руки золотые.
Вышивают, шьют, плетут,
И частушки нам споют.
Пришли к нам с изделием
Со всяким рукоделием,
С лентами, платками,
С узорчатыми кружевами!

Что за славный товар принесли нам девочки! Давайте посмотрим, какие они рукодельницы!

Итак, КОНКУРС КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ! (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

После выступления всех конкурсанток эксперты приступают к подведению итогов конкурса “Рукодельница”. О пока подводятся итоги…

УЧИТЕЛЬ:

Кто сказал – частушка, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?

Частушки-нескладушки! На сцену выходят 3-5 девочек (желательно – из конкурсанток) в народных костюмах с платочками в руках, под аккомпанемент баяна весело и задорно поют частушки, пританцовывая:

Мы озерновские девчата,
Интересно мы живём
Про народные ремёсла
Вам частушки пропоём.

Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То шьют, то вышивают,
То что-то мастерят.

Ах, защипы, буфы, складки,
Сочетание тонов…
Смотрим мы уже украдкой
На творение из снов.

Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица.

Шила, шила сарафан –
Исколола пальчики.
А надела сарафан –
За мной гурьбою мальчики.

Дайте лён, дайте лён
И 49 веретён.
Стану прясть попрядывать,
На дружка поглядывать.

Ах, булавки и иголки,
Нитки, ножницы, тесьма,
И узор на тонком шёлке,
А на шерсти бахрома.

А работы лучше, краше
Проплывают мимо вас.
Это мастерицы наши
Радуют работой нас.

Моя прялка не прядёт,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идёт,
Видно долго сердится.

Мы не все частушки спели,
Знаем много мы втроём.
Приходите в гости снова,
Мы другие вам споём.

Пока эксперты работают, ведущие предлагают зрителям вопросы по основам русской народной культуры.

ВОПРОСЫ:

1-й: Как в старину русские люди оберегали своё жилище от “нечистой силы”?

2-й: Как в древности русский человек оберегал себя от “нечистой силы”?

(Ответ: Все, что мы называем теперь “украшениями”, в древности имело магический смысл, украшалось и надевалось только в качестве “оберега” - от слова “беречь”, оберегать”).

1-й: У кого была нарядней праздничная одежда, у молодых девушек или замужних женщин? Почему? (Ответ: У молодых девушек праздничная одежда была нарядней. Чтобы её не сглазили. И ещё, чтобы привлечь внимание потенциальных женихов).

2-й: Какой первый подарок делал жених невесте? Красиво украшенная резьбой или росписью прялка, сделанная им самим.

VI . РОЗЫГРЫШ ПРИЗА ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ.

УЧИТЕЛЬ (вопрос к зрителям):

Кто из наших рукодельниц был лучше?

Кто вам понравилась больше?

Ей похлопайте дольше! (называю имена конкурсанток по очереди, они кланяются зрителям или машут рукой, зрители хлопают…)

Приз зрительских симпатий – прихватка “Сердце”.

VIII . НАГРАЖДЕНИЕ ПО НОМИНАЦИЯМ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

ГЛАВНЫЙ ЭКСПЕРТ:

1 место – титул “Рукодельница” – корона, грамота……………………………

2 место – титул “Искусница” – корона, грамота………………………………

3 место – титул “Умелица” – корона, грамота………………………………

“За сложность” – прихватка “Бабочка”……………………………………

“За оригинальность” – прихватка “Цветок”……………………………

“За неповторимость” – прихватка “Облачко”………………………

“За лучшую рекламу” – прихватка “Нарцисс”………………………………

VIII . ЗАВЕРШЕНИЕ ПРАЗДНИКА:

1-й:

Будь доброй хозяюшкой, гостеприимною будь,
Мастерицей-рукодельницей, чтоб в доме был уют.

2-й:

Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!

1-й:

Пришло время расставанья,
До следующего гулянья!

2-й:

Завтра ждёт всех день забот,
На прощанье – хоровод!

Девочки выходят на поклон.