В настоящее время в центре внимания учителей технологии находится исследовательская деятельность учащихся и метод проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение технологических знаний, умений и навыков учащихся, а так же приобретение новых, порой путем самообразования. Проектирование развивает инициативу, творчество, расширяет кругозор, способствует применению полученных знаний, умений и навыков в различных видах практической деятельности.
Метод проектов я использую в своей педагогической работе уже в течение нескольких лет.
Тема курсового (годового) проекта выбирается ученицей самостоятельно или по моей рекомендации, исходя из индивидуальных способностей девочки. Например, одним ученицам предлагаю изготовить изделие в уже знакомой технике рукоделия, а другим – более сильным – самостоятельно освоить то или иное декоративно-прикладное искусство, провести исследование по той или иной теме. Это может быть индивидуальная или коллективная проектная работа. Все ученицы выполняют курсовые проекты обязательно с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности.
Итогом работы над курсовыми проектами служит защита проектных работ. Каждая ученица заранее выполняет практическую работу, пишет пояснительную записку, готовит речь защиты курсового проекта. На предыдущих уроках знакомлю девочек с критериями оценок экспертов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Чтобы создать ощущение праздника, уроки, на которых ученицы защищают свои курсовые проекты – открытые. Роль экспертов выполняют приглашённые учителя, а порой и сами дети. На этих уроках выявляются лидеры по определённым номинациям (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Номинантам торжественно вручается приглашение на участие в общешкольном конкурсе “Рукодельница”. Конкурс “Рукодельница” проводится в актовом зале, по времени – ближе к женскому дню 8 Марта. Приглашаются все желающие: учителя, родители, учащиеся; девочки 4-х классов, чтобы они могли познакомиться, чем они станут заниматься на следующей ступени образования.
Зал оформляется предметами декоративно-прикладного искусства, выполненными местными мастерицами, плакатами с русскими пословицами о рукоделии, о труде. Оформляется выставка детских работ: учебных, творческих. Отдельно представлена выставка проектных работ.
Цели:
а) обобщение знаний; формирование навыков по защите проектов; знакомство с народными ремёслами;
б) развитие творческих способностей;
в) воспитание эстетического вкуса, объективности в самооценке, умения держаться на публике, культуры речи, поведения.
Оборудование:
- творческие проекты (изделия и пояснительные записки),
- таблицы-ведомости для экспертов (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2),
- грамоты по номинациям,
- призы.
ХОД КОНКУРСА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
На сцену выходят 2 мальчика-ведущих в рубахах-косоворотках:
1-й ведущий (1-й): Здравствуйте, наши гостюшки! Вы пожалуйте на праздничек!
2-й ведущий (2-й): К нам на праздник “Рукодельница”!
1-й: Есть время работать, есть время и веселиться!
2-й: Вас, судари, просим быть судьями строгими, но справедливыми.
УЧИТЕЛЬ: Представление экспертов.
1-й: Вот вам листы и ручки-самописцы – оценки-баллы выставляйте (раздаёт ручки).
2-й: А вот таблицы, где будете оценки обобщать, общий балл выставлять (раздаёт таблицы-ведомости).
1-й: А вот и наши участницы – наши красавицы.
2-й: Ходят плавно, будто лебёдушки… В зал входят участницы хороводом, поют песню “Берёзку”. Затем выстраиваются на сцене полукругом.
УЧИТЕЛЬ:
Молвят слово, словно поют соловьи,
А прозываются они… (Участницы по очереди, с поклоном называют свои имена). А праздник-то наш необычный: он посвящён нашим рукодельницам, сегодня мы узнаем: всё ли они знают о ремёслах-рукоделии; и увидим: какие чудеса они сотворили своими руками.
II. КОНКУРС “НАЗВАНИЯ РЕМЁСЕЛ”.
УЧИТЕЛЬ: В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали, обували. Недаром русская пословица гласит: “Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит”.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС: кто знает больше названий народных ремёсел? Выиграет тот, кто назовёт последний……. (Победительница получит 5 баллов).
III. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РУССКОЙ РУБАШКИ.
УЧИТЕЛЬ: Дорогие рукодельницы, скажите мне: у кого было больше шансов выйти замуж: у ткачихи-пряхи или неткахи-непряхи? Почему?
Какую работу должна была проделать крестьянка, чтобы изготовить своим домочадцам льняные порты и рубахи? (Слушаем ответы конкурсанток).
Да, крестьянка должна была быть рукодельницей, умелицей и искусницей.
Итак, ВТОРОЙ КОНКУРС: Составить цепочку технологии изготовления русской льняной рубашки. (Каждой девочке предлагается карточка-задание.
На работу – 2 мин. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Пока конкурсанты работают, ведущие предлагают зрителям загадки.
ЗАГАДКИ:
1-й:
Всех на свете обшивает,
Что шьёт – не надевает (игла).
2-й:
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт (ножницы).
1-й: Маленькая, светлая больно кусаюсь (игла).
2-й: Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).
1-й: Конь стальной, хвост льняной (игла.)
2-й: Мягок, бел, весь мир одел (лен).
1-й: Сколько раз крутится, настолько и вырастает (веретено).
IV. КОНКУРС КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ.
УЧИТЕЛЬ:
Говорят, у девочек руки не простые.
Говорят, у девочек руки золотые.
Вышивают, шьют, плетут,
И частушки нам споют.
Пришли к нам с изделием
Со всяким рукоделием,
С лентами, платками,
С узорчатыми кружевами!
Что за славный товар принесли нам девочки! Давайте посмотрим, какие они рукодельницы!
Итак, КОНКУРС КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ! (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
После выступления всех конкурсанток эксперты приступают к подведению итогов конкурса “Рукодельница”. О пока подводятся итоги…
УЧИТЕЛЬ:
Кто сказал – частушка, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?
Частушки-нескладушки! На сцену выходят 3-5 девочек (желательно – из конкурсанток) в народных костюмах с платочками в руках, под аккомпанемент баяна весело и задорно поют частушки, пританцовывая:
Мы озерновские девчата,
Интересно мы живём
Про народные ремёсла
Вам частушки пропоём.Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То шьют, то вышивают,
То что-то мастерят.Ах, защипы, буфы, складки,
Сочетание тонов…
Смотрим мы уже украдкой
На творение из снов.Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица.Шила, шила сарафан –
Исколола пальчики.
А надела сарафан –
За мной гурьбою мальчики.Дайте лён, дайте лён
И 49 веретён.
Стану прясть попрядывать,
На дружка поглядывать.Ах, булавки и иголки,
Нитки, ножницы, тесьма,
И узор на тонком шёлке,
А на шерсти бахрома.А работы лучше, краше
Проплывают мимо вас.
Это мастерицы наши
Радуют работой нас.Моя прялка не прядёт,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идёт,
Видно долго сердится.Мы не все частушки спели,
Знаем много мы втроём.
Приходите в гости снова,
Мы другие вам споём.
Пока эксперты работают, ведущие предлагают зрителям вопросы по основам русской народной культуры.
ВОПРОСЫ:
1-й: Как в старину русские люди оберегали своё жилище от “нечистой силы”?
2-й: Как в древности русский человек оберегал себя от “нечистой силы”?
(Ответ: Все, что мы называем теперь “украшениями”, в древности имело магический смысл, украшалось и надевалось только в качестве “оберега” - от слова “беречь”, оберегать”).
1-й: У кого была нарядней праздничная одежда, у молодых девушек или замужних женщин? Почему? (Ответ: У молодых девушек праздничная одежда была нарядней. Чтобы её не сглазили. И ещё, чтобы привлечь внимание потенциальных женихов).
2-й: Какой первый подарок делал жених невесте? Красиво украшенная резьбой или росписью прялка, сделанная им самим.
VI . РОЗЫГРЫШ ПРИЗА ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ.
УЧИТЕЛЬ (вопрос к зрителям):
Кто из наших рукодельниц был лучше?
Кто вам понравилась больше?
Ей похлопайте дольше! (называю имена конкурсанток по очереди, они кланяются зрителям или машут рукой, зрители хлопают…)
Приз зрительских симпатий – прихватка “Сердце”.
VIII . НАГРАЖДЕНИЕ ПО НОМИНАЦИЯМ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
ГЛАВНЫЙ ЭКСПЕРТ:
1 место – титул “Рукодельница” – корона, грамота……………………………
2 место – титул “Искусница” – корона, грамота………………………………
3 место – титул “Умелица” – корона, грамота………………………………
“За сложность” – прихватка “Бабочка”……………………………………
“За оригинальность” – прихватка “Цветок”……………………………
“За неповторимость” – прихватка “Облачко”………………………
“За лучшую рекламу” – прихватка “Нарцисс”………………………………
VIII . ЗАВЕРШЕНИЕ ПРАЗДНИКА:
1-й:
Будь доброй хозяюшкой, гостеприимною будь,
Мастерицей-рукодельницей, чтоб в доме был уют.
2-й:
Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
1-й:
Пришло время расставанья,
До следующего гулянья!
2-й:
Завтра ждёт всех день забот,
На прощанье – хоровод!
Девочки выходят на поклон.