Учебно-воспитательные задачи:
Образовательные: Продолжить формирование знаний об охраняемых территориях; разъяснить практическое и научное значение создание широкой сети заповедников, заказников и национальных парков;
Развивающие: продолжить формирование навыков работы по справочникам, картографическими источниками;
Воспитательные: познание родного края, воспитание чувства любви к природе;
Оборудование: физическая карта Якутии, атласы, глобус. Иллюстрации охраняемых территорий, буклеты;
Методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая;
Ход урока
1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
2. Работа с картой.
Карта - язык географии. Начнем мы свой урок с путешествия по карте Республики Саха (Якутия).
Ученики по очереди подходят к учителю и выбирают карточки, на которой написаны объекты номенклатуры по географии родного края и показывают эти объекты на физической карте Республики Саха (Якутия).
Вывод: Республика находится на северо-востоке России. Площадь Якутии равна 3103,2 кв.км. Рельеф - горно-равнинный. Климат - резко континентальный. В республике добывается большое количество полезных ископаемых. На территории Якутии протекает около 700 тыс. рек и речек. Все реки относятся бассейну Северного Ледовитого океана. Главная река Якутии - Лена. 56% площади республики приходится на бассейн Лены.
3. Новая тема. Обзор современных проблем экологии.
Запись на доске: С какой целью создаются заповедники и национальные парки?
Учитель рассказывает учащимся о глобальных экологических проблемах и о сохранении живых и растительных ресурсов посредством создания национальных парков, заповедников, заказников.
Работа со словарем. Учащиеся находят в словаре толкование этих понятий.
Работа с атласами. (По ходу рассказа учителя найти заповедники и заказники нашей республики).
Рассказ учителя о заповедниках и заказниках Республики Саха (Якутии).
Реализуется Государственная экологическая политика РС (Я). Созданы 2 заповедника, 4 национальных природных парка, 45 ресурсных резерватов, 1 охраняемый ландшафт, 26 уникальных озер, 90 памятников природы и 12 зон покоя.
Заповедник “Олекминский” организован 3 января 1984 г. Расположен на юге Республики Саха, на территории Олекминского улуса. На территории заповедника произрастает 650 видов растений, 34 из них – редкие исчезающие. Большая часть территории заповедника (87%) занято светлохвойной тайгой. Основные лесообразующие природы – лиственница даурская и сосна, встречаются так же береза, кедр, ель, пихта, чозения, осина. Заповедник – активный участник всемирной компании “Живая планета”.
Заповедник “Усть-Ленский” организован 18 декабря 1985 г. Расположен на крайнем севере Якутии, в дельте реки Лены. Большая часть заповедника – тундры и тундровые болота. Флора заповедника представлена 372 видами растений, 24 из них занесены в Красную Книгу РС(Я). Из 89 видов птиц 59 выводят здесь своих птенцов, а 20 – относятся к категории охраняемых. В водоемах встречаютс 36 видов рыб, в т.ч. уникальные сиговые. Фауна наземных млекопитающих представлена 25 видами. Это северный олень, песец, горностай, черношапочный сурок, лемминги, полевки, белый медведь, ласка и др. Из морских млекопитающих в прилежащих к дельте частях белуха, нарвал, морж, морской заяц, кольчатая нерпа.
Особо Охраняемые Природные Территории республиканского значения.
Национальный природный парк “Ленские столбы” расположен в Центральной Якутии, на территории Хангаласского улуса. Организован 10 февраля 1995 г. Площадь 1353 тыс.га. На территории парка расположены уникальные ландшафты – знаменитые Ленские Столбы.
На территории парка выявлено 340 видов растений, из них 20-исчезающие и редкие. В парке обитает 36 видов млекопитающих, в том числе лось, изюбр, бурый медведь, росомаха, кабарга, косуля, дикий северный олень, белка, соболь и др. Здесь гнездится 110 видов птиц. В реках обитают 23 видов рыб. Среди многих сотен видов насекомых, обитающих в парке 96 редкие. На скалах, в долинах рек отмечаются наскальные рисунки – “писаницы”, встречаются древнетюркские рунические надписи.
Национальный парк “Сиинэ” создан 12 августа 1996 г. Расположен в бассейне реки Сиинэ на территории Горного улуса. Площадь парка – 1467,52 тыс.га. На территории парка известны красивейшие скальные выходы – Синские Столбы, отмечаются наскальные “писаницы”.
Национальный парк “Момский” организован 18 июня 1996 г. расположен в горной части Якутии на территории Момского улуса. Площадь парка – 2175,6 тыс.га. Офис находится в пос.Хону. Уникальными природными объектами на территории парка являются: Большая морская наледь - Улахан Тарын, имеющая площадь около 90 кв.км и мощностью до 11 метров, а так же вулкан Балаган-Тас. Самая высокая вершина в парке – пик Победы (более 3000м). Особенностью фауны парка является снежный баран-чубуку.
Национальный приодный парк “Усть-Вилюйский” организован 15 мая 1997 г. Расположен в бассейне р.Лены на территории Кобяйского улуса, в местности, называемой “Сорок островов”. Площадь парка 1016,0 тыс.га. Отличительной особенностью НПП является обилие островов, ихтио-и орнитофауны, особенно водоплавающих птиц.
В Мирнинском районе несколько охраняемых природных территорий.
Это ресурсные резерваты республиканского значения “Чонский”, “Джункун”, “Вилюйский”, а так же местного значения – “Чоно-Вилюйское междуречье” и охраняемые ландшафт “Вилюйское водохранилище”. Все они были организованы в связи с созданием республиканской системы Ытык Кэрэ Сирдэр по указу первого президента РС(Я) М.Е. Николаева в 1998 г. Целью их создания является защита территорий традиционного природопользования от техногенного воздействия и сохранение ненарушенных природных комплексов, видового разнообразия северной флоры и фауны для будущих поколений.
Сейчас послушайте сообщение о резервате “Джункун”, которое подготовил Адамов Стас.
Доклад учащегося.
Резерват “Джункун” находится в среднем течении реки Большая Ботуобия и междуречье ее левых притоков Средний Джункун и Курунг-Джункун. Основным типом растительности здесь являются лиственные леса, часто с примесью сосны, ели и, что интересно, кедра (сибирская сосна). Здесь проходит северная граница распространения кедра, и деревья достигают высоты более 20метров. По берегам рек и ручьев встречаются только единичные экземпляры кедра. Так же в распадках, по берегам ручьев есть незначительные выходы скальных пород, в основном известняки, на которых встречены интересные сообщества лишайников и мхов. В ручья обнаружен редкий вид мха Dichelyna falcatum, найденный ранее в Якутии только в Ленском и Олекминском районах. Среди редких растений, занесенных в Красную Книгу РС(Я), были отмечены лилия кудреватая и пенсильванская, венерин башмачок пятнистый, имеющий вторую категорию редкости. В верховьях речки Арбангда-Сиэнэ расположены живописные озера, вокруг которых простираются обширные осоковые и торфяные болота.
Мы узнали, как прекрасен наш край, как разнообразен животный и растительный мир. Обширная территория Якутии располагает разнообразными растительными и животными ресурсами, которая обусловлена особенностями природных условий.
4. Работа в группах. У каждой группы конверт с заданиями, дидактическим материалом.
Задания группам:
- Установите, какие древесные, кустарниковые и травянистые растения характерны для вашей местности?
- Какие растения вашей местности являются лекарственными? Какие из них используются в традиционной медицине?
- Какие редкие и исчезающие виды растений встречаются в нашей местности?
- Какие промысловые виды животных добываются в вашей местности?
- Какие рыбы водятся в реках и озерах вашей местности?
- Какой редкий вид животного обитает в бассейне реки Вилюй?
Творческое задание группам. Выберите уникальные объекты, которые, на ваш взгляд, могут быть символом нашего района. В знаковой форме (в виде рисунка, схемы) отобразите символические объекты, придавая им смысл.
5. Выступление лидеров групп.
Учащиеся каждой группы выступают с результатом работы группы, отвечают на поставленные вопросы. Лидер группы – защита символа нашего района.
6. Закрепление пройденного.
- Сегодня мы многое узнали о государственной политике РС(Я) по охране окружающей среды, об охраняемых территориях Республики Саха (Якутия) и сейчас сможем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.