Цели:
- Развивать познавательный интерес, способность выражать свои мысли.
- Формировать кругозор, мировоззрение, привычку польностью сосредоточиться на содержании текста.
- Учить впитывать информацию и переживать то, что читаешь.
- С помощью звукового ориентира учить читать бегло, выразительно, осмысленно.
- Учить оценивать свои способности, возможности, видеть себя на месте героя.
- Обогащать словарный запас.
- Развивать речь, память, слух.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Магнитофон, магнитофонная запись главы “Сказ о Петруше”, книги для информационного чтения, рисунки птиц зимородка и кулика.
- Карточки печатных слов для объяснения смысла слов, блокнот для тестирования, текст песни “По долинам и по взгорьям”, синтезатор.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Информационное чтение.
Дети читают 2 минуты незнакомого текста из детских книг, затем пересказывают соседу по парте.
3. Проверка домашнего задания.
Ученики читают тесты, которые были составлены дома по главе “Ливни”. Класс отвечает в блокнотах для тестирования. У доски три ученика, они проверяют правильность ответов у товарищей. Беседа о прочитанном:
Каким вы себе представили Костю, его сестру, Иван Ивановича?
- Кто же такой Петруша, который погиб на этой заставе? (версии учеников)
- А вот кто же на самом деле Петруша вы узнаете, прочитав главу “Сказ о Петруше”.
4. Словарная работа.
- Как вы думаете, почему автор главу назвал “сказ”, а не рассказ? (ответы детей)
- Сказ или сказание - это исторический рассказ или рассказ легендарного содержания. Прочитав эту главу, вы ответите мне, правильно ли названа глава. Перед чтением этой главы я хочу узнать, какое толкование слов вы нашли. (На доске карточки со словами: воевода, провокатор, шомпол, калибр, тын, пудовые. Дети читают объяснения слов, которые нашли в толковом словаре).
- Сегодня в тексте вам встретятся такие интересные словосочетания: “фартовое улово”, “скакать намётом”. Я объясняю: “фартовое улово” это значит удачное место лова, “скакать намётом” - это скакать галопом. Эти словосочетания употребляют в своей речи амурские казаки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Чтение со звуковым ориентиром. Во время чтения 2 физкультминутки для глаз.
6. Беседа о прочитанном.
- Так кто же такой Петруша?
- Правильно ли автор дал название этой главе?
- Каким вы себе его представили?
- Сравните двух героев Костю и Петрушу. Что в них общего?
- Какие чувства, мысли возникли у вас во время чтения этой главы.
7. Тестирование.
1. Иван Иванович пришёл с тремя бамбуковыми удочками (нет).
2. Если чужого принять за своего - то полбеды (нет).
З. Иван Иванович приговаривал: “Ловись рыбка большая и маленькая” (нет).
4. Веруня ушла собирать красную смородину (да).
5. Петруша умел Коня запрячь, рожь из лукошка сеять? (да).
6. Из-за кордона приплывал конь чёрной масти? (нет).
7. Жену Ивана Ивановича звали Мария? (нет)
8. Петруша проскакал до эскадрона пять вёрст? (нет)
9. Петруша врагам ничего не рассказал? (да)
10. Рыбаки поймали 5 карасей? (да)
У детей в блокнотах такая строчка: Нет нет нет да да нет нет нет да да
- Для проверки тестов поменяйтесь с товарищем по парте. Возьмите в руки карандаши. Начинаем проверку тестов.
Я ещё раз читаю вопрос теста. Дети в тексте находят ответ и зачитывают его. После проверки выставляют оценку товарищу.
ИТОГ УРОКА.
Каким вам запомнился Петруша? Похож ли рассказ Иван Ивановича на легенду? Какую песню напомнил ребятам Иван Иванович? У вас перед глазами текст этой песни.
(Ребята поют песню “По долинам и по взгорьям” под фонограмму)
- Какие чувства возникли у вас во время сегодняшнего урока?
- По желанию прочитайте главу ещё раз и составьте рассказ о Петруше.
- Найдите в словаре объяснение слов: чалый, каурый.