Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: интегрированный урок.
Цель урока: формирование интереса к истории Отечества.
Образовательные задачи:
- формировать общеучебные умения и навыки;
- формировать понимание роли одежды в жизни человека в прошлом;
- формировать компетентности: мобильность, коммуникативные, информационные.
Развивающие задачи:
- развивать познавательное и творческое мышление учащихся;
- активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор учащихся;
- развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.
Воспитательная задача:
- формировать интерес, уважение к родной истории;
- развивать коммуникативные качества учащихся через умение работать в группах.
МАТЕРИАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:
Используемое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, доска-экран.
Демонстрационный материал и программы: мультимедийная презентация, программа “Стыковка” или тест “Найди правильный ответ” в электронном формате.
Раздаточный материал:
- Кроссворд “Одежда”, ответы.
- Лист с заданием “Составь предложение”, ответы.
План-конспект урока
Этап | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средства | |
Необходимые материалы | В том числе электронные | ||||
1. изучение нового материала | Через историю вещей показать повседневную жизнь человека, его социальный статус, занятия; показать, какую роль в жизни человека играла одежда. | Объяснение нового материала с помощью презентации | Изучение нового теоретического материала через объяснение учителя и просмотр презентации | презентация | |
2. исследовательская деятельность | Применить полученные знания через индивидуальные задания | Организует индивидуальную работу по выполнению задания и самоконтроль учащегося | Работа за ПК с программой “Стыковка” или тестом “Найди правильный ответ” в электронном формате, выполнение задания, решение кроссворда, выполнение самопроверки. Анализируют, формулируют и записывают выводы. | Задание “Составь предложение” Разгадай кроссворд |
Тест “Найди правильный ответ” |
3. творческая деятельность | Игра “Одень куклу”: необходимо подобрать костюмы для кукол по заданию. | Организует обсуждение полученных выводов, демонстрирует модели кукол. | Работа в группах, защита своих моделей. | Модели кукол, модели одежды | |
4. закрепление | Закрепить полученные знания. | Загадывает загадки. | Разгадывают загадки. |
1. Формирование новых знаний.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!
Мы сегодня вместе совершим путешествие в мир истории. А что же это такое - история? История - это очень увлекательная наука, которая изучает жизнь людей в прошлом.
Но, прежде чем начать это путешествие выберите из предложенных вам разноцветных листочков тот цвет, который соответствует вашему настроению сейчас (цвета: красный- активный, зеленый- стремление к “5”, желтый- радостный, коричневый- встревоженный) Замечательно! Посмотрим, изменится ли ваше настроение в конце урока?
Тема нашего занятия связана с тем, что каждый день необходимо всем людям. Это есть сейчас на вас, на мне, на гостях. Это мы часто меняем. От этого зависит наше настроение и состояние. Это согревает нас и украшает – Одежда. (Приложение № 1)
Но сегодня разговор пойдет не о нашей одежде, а об одежде наших предков.
А откуда мы можем узнать, как одевались люди раньше? В этом нам помогает такая наука как - археология. С ней вы познакомитесь на дальнейших уроках истории.
Историку очень важно знать, как выглядела одежда в ту или иную пору, так как она не только грела и украшала человека, но и показывала его место в обществе. На вазах, мозаике, фресках, картинах люди часто изображали себя и сцены из своей жизни.
При археологических раскопках обычно находят только фрагменты одежды, так как ткани плохо сохраняются в земле. Те, что уцелели, хранятся в музеях. Все это дает возможность историку определять, в какой стране и в какую эпоху жил человек.
Ребята, в каком государстве мы живем? - Россия
Верно, а в древности наша страна называлась - Русь.
Итак, сегодня во время нашего путешествия узнаем - как одевались наши предки-славяне на Руси.
Сейчас я вам буду рассказывать, а вы внимательно будете слушать и внимательно смотреть презентацию на экране для того, чтобы потом выполнить творческую работу в группах и защитить ее.
Итак, начнем!
Люди носили одежду с глубокой древности. Чтобы защититься от холода древний человек кутался в шкуры животных, ведь у него самого нет такой шерсти как у животных.
Шло время, менялся человек, менялась его одежда. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, передавая по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости. Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям.
Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. В каждом государстве это достигалось по-своему.
Давайте заглянем во времена Древней Руси и узнаем, что носили наши предки, какую роль в это время играла одежда.
Большая часть жителей Руси занималась земледелием. Одевались они так, чтобы было удобно обрабатывать землю, ухаживать за домашними животными и делать другую работу.
На ноги мужчины надевали порты - не широкие штаны,
Поверх штанов носили короткую рубаху. Ее название происходит от слова “рубище”. Рубахи бывали разные. Мужчины предпочитали рубаху - косоворотку, с медными, костяными или деревянными пуговицами. Пуговицы соединяли разрез с левой стороны ворота. Рубаху подпоясывали кожаным поясом с медной пряжкой. Поскольку карманов не было, то к поясу пришивали ключи, нож и другие мелочи.
Поверх рубахи надевали зипун - домашняя узкая одежда до колен.
Верхней одеждой был кафтан, теплый или холодный - в зависимости от времени года. До Петра 1 кафтан носили и мужчины и женщины, и богатые и бедные. Они различались материалом, из которого были сделаны и длинной рукавов. У бояр длинные и узкие рукава кафтана спускались до самого пола, ДА с такими рукавами много не наработаешь! Вот отсюда и произошла поговорка: работать спустя рукава.
Чем богаче был владелец кафтана, тем больше на одежде было драгоценностей. В царских палатах хранились дорогие, парчовые кафтаны, которые надевались для торжественных церемоний и приемов послов.
Женские одежды были сходны с мужскими. Женщины носили длинную белую или красную рубаху с длинными рукавами и украшенными запястьями.
На рубаху надевали летник - платье с длинными и широкими рукавами. К вороту пристегивали расшитое шейное ожерелье.
Знаменит до сих пор и Сарафан - длинное платье без рукавов, снизу доверху застегивавшийся на пуговицы. Женщины, как и ныне, очень любили украшения. Небогатые расшивали свои одежды разноцветными нитями, бусинками. У знатных женщин вышивка была сделана золотом, украшения с драгоценными камнями.
На Руси шили шубы только мехом внутрь. Как вы думаете, почему?
Для бояр шубы шили из соболей и сверху обшивали богатой тканью, мех был виден только на отложном воротнике. Обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во времена приема гостей.
Простые люди в зимнюю пору носили овчинные тулупы мехом внутрь и без всяких покрытий.
Верхней женской одеждой служил длинный суконный опашень, имевший сверху донизу длинный ряд пуговиц - оловянных, серебренных или золотых. Под длинными рукавами опашня делались под мышками прорези для рук
Русские шапки были разнообразны, и их форма имела свое значение в быту. Посмотрим на некоторые.
Бояре носили горлатную шапку. Высотою в “локоть” - 40 см. Шили их из дорогих мехов - соболей, лис, куниц взятых с горла, где мех краше, отсюда и название.
Распространенным головным убором являлся колпак.
Замужние женщины не могли появляться с непокрытой головой. Они носили кокошники, волосники или платки.
Самая древняя обувь на Руси - это (что?) лапти. Их носили и мужчины, и женщины. Материал для лаптей всегда был под рукой: (из чего плели их?) их плели из лыка липы, вяза, ракиты. Лапти были самой дешевой и доступной обувью. Для обертывания ног применяли онучи из куска холста.
Мечтой каждого русского крестьянина были кожаные сапоги. Деревенские сапоги шили из простой черной кожи, богатые же люди носили сапоги из дорогой цветной кожи, нередко украшенные орнаментом.
В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги. Позднее знатные дамы стали носить туфли.
Валенки - их еще называли катанки, катанцы, а у нас в Сибири - пимы. Их носили в суровую русскую зиму.
- Много ли знакомых вещей вы сейчас увидели? Что нового вы узнали?
2. Исследовательская деятельность (работа учащихся с ПК)
Учитель: Давайте проверим, как хорошо вы запомнили этот материал, и в этом вам поможет компьютер. Правила пользования компьютером вам известны. Для работы вам нужно с рабочего стола зайти в программу “Стыковка” и произвести стыковку двух космических кораблей в открытом космосе.
Если ПК не поддерживает эту программу, то учащиеся выполняют электронный тест “Найди правильный ответ”. Учитель организует игру-карусель: учащиеся делятся на 3 группы. Первая группа работает с ПК, вторая выполняет задание “Составь предложение”, третья разгадывает кроссворд, выполняется самопроверка. Затем каждая группа переходит к следующему заданию.
3.Творческая деятельность (игра “Одень куклу”).
Командам раздается конверты с заданием подобрать костюмы для кукол: оденьте крестьянина (крестьянку, боярина, боярыню)в зимнюю (летнюю) одежду. Закончив работу, команды поясняют свой выбор, давая краткое описание выбранной одежде.
4. Закрепление полученных знаний.
Учитель: А теперь, давайте закрепим наши знания. Я начинаю загадку, а вы хором продолжаете.
Это часть костюма
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный...(сарафан)Ходит девица с косой,
С непокрытой головой.
Красоте помощник
Расписной... (кокошник)
- Молодцы! А что же это я не спросила, в чем парни ходили?
Ворот вышит, а застежка
Сбоку подбородка.
Всем наряд известен этот
Как...(косоворотка)
- Какие вы большие молодцы! Итак, о чем мы сегодня говорили? (об одежде) Одежду носили кто? (наши предки) Как их называли (славяне) И жили они в государстве под названием (Русь).
Молодцы, мы сегодня с вами попытались только войти в мир истории. Увидели насколько это интересно и увлекательно. И я надеюсь, что для вас предмет история станет в 5 классе одним из любимых.
- А теперь, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете этот урок! (Ребята показывают цветные карточки, учитель объясняет значение цветов).
Я очень рада плодотворной работе с вами. Большое вам спасибо. И на прощание, давайте подарим друг другу улыбки.