Игра-путешествие "Вперед по азбуке"

Разделы: Начальная школа


Игра проводится после изучения всех букв азбуки.

Цели:

  • систематизация знаний, полученных детьми в букварный период;
  • воспитание любви к родному языку;
  • развитие умения работать в группе.

Оборудование:

  • круги из бумаги (диаметр 35 см.) 33 штуки с буквами алфавита (готовим их по мере изучения каждой буквы (раскрашиваем, штрихуем, вырезаем из бумаги, намазываем пластилином на лист);
  • листы бумаги с заданиями;
  • скотч для приклеивания кругов к полу;
  • шнур для соединения кругов с буквами;
  • куб с ребром 20 см., на сторонах которого изображены кружки от одного до шести;
  • синие и зеленые карточки.

Описание игры:

Круги с буквами соединяются с помощью скотча и шнура в алфавит от А до Я. Дети делятся на две-три команды. Движение начинается от буквы А.

Ребята метают куб по очереди и отсчитывают число шагов равное количеству точек. Под каждым кругом находятся по 2-3 листка с заданиями, которые играющие должны выполнить. Побеждает та команда, которая первой дойдет до буквы Я.

Задания на листках:

1. Сколько букв в алфавите?

2. Назовите гласные звуки.

3. Назовите гласные, которые показывают твердость согласного звука.

4. Назовите гласные, которые показывают мягкость согласного звука.

5. Какие буквы не обозначают звуков?

6. Для каких звуков данная буква?

7. Какие согласные всегда твердые?

8. Какие согласные всегда мягкие?

9. Что общего у мягкого и твердого знаков?

10. Где пишется твердый знак в слове?

11. В каких случаях гласный [ё] обозначает два звука?

12. В каких случаях гласный [е] обозначает два звука?

13. В каких случаях гласный [ю] обозначает два звука?

14. В каких случаях гласный [я] обозначает два звука?

15. Две роли мягкого знака?

16. Какие парные согласные по глухости – звонкости вы знаете? Встаньте около них.

17. Какая буква лишняя? АЕНОЫЯ

18. Зачеркни лишнюю букву. С Т Р У З В .

19. Какие из этих слов отвечают на вопрос что? (ветер, воробей, лампа…).

20. Какие из этих слов отвечают на вопрос кто ?.(лук, молоко, собака, пенал …)

21. Как определить число слогов в слове?

22. Когда надо писать заглавную букву?

23. Разгадай ребус.

24. Продолжи пословицу.

25. Вспомни скороговорку.

26. Отгадай загадку.

27. Сделай вперед два шага.

28. Пропусти ход.

29. Игра: “Камень – вата”. Учитель читает слова, а дети поднимают карточку синего или зеленого цвета.

30. Подвижная игра “Пожалуйста”. Учитель отдает команды, но ученики выполняют только те из них, которые сопровождаются словом “пожалуйста”.

31. Подвижная игра “День и ночь”.

32. Подвижная игра “Вороны”.

Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (громко).
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар! (громко).
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Кар-кар-кар! (тихо).

(Дети бегают, размахивая руками как крыльями, произнося стихотворение вместе с учителем. Садятся на корточки, руки под щеку и “засыпают”.)

Данные задания носят рекомендательный характер. Учитель сам определяет, сколько и какие задания использовать в игре (можно применить задания исходя из особенностей программы и индивидуальных способностей детей).

Список литературы.

1. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост. В. Волина. – М.: Просвещение. 1991.–368с.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая азбука – Программа “Школа 2100”.