Конспект занятия по экологии "Вот так лес! Полон лес загадок и чудес!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Воспитать у детей положительное отношение к природе; дать некоторые знания об обитателях леса; подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это богатство нашей Родины; формировать логическое мышление, разнообразное представление о природе; учить детей видеть красоту леса и радоваться ею; воспитывать бережное отношение к обитателям леса и стремление принять активное участие в их охране.

Подготовка к занятию: ознакомление с обитателями леса и растениями; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок; изготовление кормушек и скворечников для птиц; наблюдение на участке д/с; заучивание стихотворений о природе.

Словарная работа: активизация: санитар леса, обогащение: пернатые, плоды, крона, аптечка, лесной оркестр.

Ход занятия

“Полны весенней музыки края –
И сад, и лес, и степь невообразимая.
У каждой птицы песенка своя,
Своя родная и неповторимая
Поют пернатые – весь белый свет внимает,
Весна на дудочке серебряной играет.”

– Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне)

– Какое же сейчас время года? (Весна)

– Давайте вспомним как пришла весна? (Стало ярко светить солнышко, снег стал таять, потекли ручьи, набухли почки, из почек появились листочки, выросла трава, распустились весенние цветы)

– А почему так много стало птиц? (Прилетели из тёплых краёв)

– Чем же так озабочены птицы неся в клювах солому, пушок? (Вьют гнёзда)

– Что ещё нам подарила весна? (Цветы – одуванчики, подснежники, зелёную траву, проснулись бабочки, жучки)

– Да, всё оживает вокруг. (Рассказ воспитателя “Весна пришла” Скрябицкого)

“Весна-красна, как художник призадумалась и разукрасила полянки, овраги, тропинки. Вот стоит перед ней лес хмурый, унылый. А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему! Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины поразвесила длинные розовые серёжки.”

– Хотите, ребята, побывать в таком чудесном, сказочном лесу?

– Тогда давайте отправимся на поезде в лес, доедем до станции “Лесная”, где и совершим свою прогулку. (Дети строятся друг за другом, руками имитируют вращение колёс, поют песню)

– Станция “Лесная”.

– Ребята, прежде, чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу:

– Не срывать в лесу цветы.

– Не ломать ветки.

– Не ловить птиц.

– Не топтать траву, цветы.

– Не оставлять мусор в лесу.

– Ребята, необходимо внимательно вслушиваться и всматриваться в лесу, чтобы обнаружить красивое и интересное. Если что-то случится с лесными жильцами – необходимо оказать помощь. Поэтому мы взяли с собой аптечку.

Звучит фонограмма “Шум леса”.

– На горе, как поясок,
Молодой блестит лесок
Редкий, низкорослый,
А шумит, как взрослый.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
А на маленькой берёзке
Распускаются серёжки.

Дети подходят к берёзке.

– Что это за дерево? (Берёзка)

– Что вы на ней видите? (Серёжки, почки)

– Почки очень нежные и трогать их нельзя.

– Давайте рассмотрим берёзку, из каких частей она состоит? (Ствол, ветки)

Дети двигаются дальше.

– Что же это за девица?
Не швея, не мастерица?
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)

– Как вы узнали, что это ёлка? (У ёлки ветки растут снизу, веточки тянутся к солнцу, на ветках растут иголки)

– Листочки у ёлки в виде иголочек, а шишки – плоды, они служат кормом для лесных жителей. Да, нельзя себе представить землю без деревьев. А какие деревья знаете вы? (Берёза, ёлка, сосна, рябина и т.д.)

– У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Не все деревья красивые, но их нужно беречь и охранять.

– А кого же можно встретить в лесу на деревьях? (Птиц)

Звучит фонограмма “Пение птиц”.

– Слышите пение птиц – это лесной оркестр. Ранним утром все лесные жители поют и играют кто на чём и кто как умеет. Тут услышишь и звонкие голоса синичек “тинь-тинь”. Как поёт синичка? (Дети повторяют) Можно услышать и барабанную дробь дятла “тр-р-р, тр-р-р”. Как барабанит дятел? (Повтор детьми)

Показ иллюстрации с изображением дятла.

– Здравствуй дятел, наш приятель! Дятел, это лесная птица. А как можно о нём ещё сказать? (Дятел – санитар леса)

– А почему его называют санитаром леса? (Он долбит больные деревья и достаёт своим длинным язычком жучков и червячков)

– А если в лесу живёт много дятлов, какая будет польза лесу? (Деревья будут здоровыми)

– Побывал дятел на дереве, подолбил ствол и перелетел на другое дерево. Отгадайте, кто летает за дятлом?

“Сияет в золоте лучей
Зелёная косичка
У кладовщицы на плече
Сидит, поёт, кто?” (Синичка)

Показ иллюстрации с изображением синицы

– Посмотрите, какие красивые синички. Перья у синичек жёлтые, чёрные, белые. Крылья и хвост покрыты перьями синего цвета, поэтому их и назвали синичками. У синички клюв очень маленький, слабый, поэтому и летают они за дятлами, достают после них жучков и червячков.

– Скажите, какую пользу приносят синички. (Они тоже санитары леса)

– Что же происходит в жизни птиц весной? (Они откладывают яйца, высиживают птенцов)

– Каких птиц вы ещё знаете? (Ответы детей)

– Ребята, послушайте, какую историю я вам расскажу: “Однажды мальчик с мамой пошёл в лес. “Смотри мама – птичка летает низко”, я её поймаю, пусть она поживёт у нас”. “Нет, этого делать нельзя”, - сказала мама”

– Почему мама так ответила сыну? (Птиц лесных ловить нельзя, потому, что в неволе они погибнут)

– Поэтому, ребята, гнёзда вы не разоряйте, птичьих гнёзд не трогайте, яичек тёплых не берите, птиц друзья, вы берегите!

Ребята:

Нет, мы не будем разорять
Вам слово всех ребят
Пусть птичьи песенки опять
В лесу у нас звенят.

Звучит фонограмма “Шум леса”

– Давайте поговорим с лесом:

Физкультминутка

В: Что ты делаешь мой лес?

Д: Целый день качаю кроны (движение руками вверху).

В: На кого похож ты лес?

Д: На высокий дом зелёный (встают на носочки и потягиваются вверх).

В: Почему ты зелен лес?

Д: Чтоб меня любили дети (обнимаются друг с другом).

В: Сколько лет тебе, мой лес?

Д: Больше всех на белом свете (руки разводят в стороны).

В: Сколько птиц ты знаешь лес?

Д: Сколько листьев, трав и ряски (попеременно размахивают руками).

В: А когда запел ты лес?

Д: В миг, когда возникли сказки.

– Мы продолжаем нашу прогулку. Лесные обитатели живут не только на деревьях, но и на земле. Присмотритесь внимательно:

“С ветки на кочку, быстрый, как мяч

Прыгает по лесу полосатый ловкач”

– Кто это?

Показ иллюстрации бурундука.

– Бурундучок – житель тайги – это земляная белка. Хвост у него пушистый, на спинке 5 чёрных полосочек. Бурундучок очень любит орехи. Сам он добрый, трудолюбивый, доверчивый.

– Ой, посмотрите, кто это осторожно крадётся? Хвост пушистый, мех золотистый.

Показ иллюстрации лисы.

– Что можно сказать про лису? (Хитрая, хищная, рыжая, лукавая, обманщица, плутовка и т.д.)

– Каких лесных зверей ещё вы знаете? (Ответы детей)

Дети выходят на опушку леса.

– В лесу, где стоят высокие деревья – прохлада и тень, а в местах, где ярко светит солнце растёт много разных цветов и трав.

– На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

– Пройдите, покажите на полянке одуванчики.

– А кто знает стихотворение про одуванчик?

Чтение стихотворения одним из детей.

– Ребята, я сейчас познакомлю вас с новым растением. Его называют багульник. У багульника белые густые зонтики цветов. Листья у него кожистые, темно-зелёные. Его цветки сверкают белизной даже в темноте.

– Так как называется этот цветок? (Багульник)

– Я хочу рассказать вам одну историю.

“Однажды девочка гуляла с мамой в лесу. Там было много-много красивых цветов, пели птицы. Девочка увидела большой красивый цветок, и хотела его сорвать, но мама ей сказала: “Не трогай цветочек руками, не рви его””.

– Почему мама не разрешила дочке сорвать цветок? (Цветы – это красота леса. Если их рвать – не будет красиво в лесу)

– Ребята, а почему ещё нельзя рвать цветы? (В цветках, в их серединках прячутся на ночь насекомые. Если мы сорвём цветы, то насекомые останутся без домиков.)

– Вот и заканчивается наша прогулка. Богата природа нашей страны, но её богатства не бесконечны, поэтому её нужно беречь и охранять.

“Рыбе нужна вода, птице – воздух, зерно и лес, а человеку нужна Родина”

– Охранять природу – значит охранять Родину!

– Посмотрите, нужна ли наша помощь в лесу? (Дети ходят по лесу и делают добрые дела: лечат веточки, вешают по деревьям кормушки и скворечники для птиц)

– Ой ребята, посмотрите, под ёлкой я нашла корзинку с подарками. Я думаю, что лес и его лесные жители благодарят нас за помощь.

– Мы гуляли долго, каждый очень рад,

Но пора вернуться нам к обеду в детский сад.

Мы за все подарки лес благодарим

Снова днём погожим, ярким будет встреча с ним.

Дети занимают места в поезде и уезжают.

- Ребята, кому понравилось занятие, кто считает, что он взял для себя что-то новое, полезное, пусть возьмет “Красный листочек”.

- А кто считает, что занятие было неинтересное и знания полученные на занятии уме не пригодятся, возьмите “Зеленый листочек”.