Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.
Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.
Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения.
Легкость и радость общения с ребенком, готовность к импровизации и экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.
Цель занятий – всестороннее развитие личности ребенка.
Основные направления – развитие певческих, двигательных навыков, эмоциональности, интеллекта, артистических способностей и навыков сценических воплощений, коммуникативных особенностей ребенка.
Театрализация включает в себя практически все виды детской деятельности: песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детский музыкальных инструментах, драматизацию.
Песенное творчество воспитывает у детей устойчивый интерес к пению, побуждает детей сочинять песенки на заданный текст.
Танцевальное творчество вызывает эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку, импровизировать; побуждает детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей и настроение музыки танцевальными движениями.
Игровое творчество привлекает детей к сочинительству коротких сказок, историй, диалогов; побуждает детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движений, мимики, интонаций, жестов инсценировать хорошо знакомые сказки.
Импровизация на детских музыкальных инструментах дает детям представления и способы звукоизвлечения; предлагает им импровизировать простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые инструменты; совершенствовать умение воспроизводить различные ритмы.
Основы кукловождения позволяет обучить детей приемам кукловождения различных видов кукол.
Драматизация учит разыгрывать спектакли, используя выразительные средства; развивает память и фантазию детей, выразительность жестов, эмоций для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.
Проведение праздников развивает у детей желание участвовать в празднике, выступать перед родителями и сотрудниками детского сада, младшими детьми; привлекает к активному участию в подготовке ипроведении праздника; расширяет музыкальные впечатления, совершенствует импровизационные способности детей.
Уже в первой младшей группе дети знакомятся с театрализованными играми, просматривают небольшие кукольные спектакли…
Вторая младшая группа – это знакомство с различными видами кукольных театров, обучение детей основам актерского мастерства: развитие внимания, памяти, мышления, воображения и восприятия.
Средняя группа – подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, песенных и танцевальных импровизациях; формирование интонационной выразительности речи; использование этюдов, обучающие способаи управления куклами различных систем.
Старшая группа – совершенствование исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации; активное участие в театрализованных играх.
Подготовительная группа – совершенствование всестороннего развития творческих способностей детей средствами театрального искусства; развитие творческой самостоятельности детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий театральный образ героя; умение сочинять песни на заданный текст в определенном жанре и характере своего героя, используя театральных кукол различных систем.
Результативность – разнообразие методов, приемов, различных средств выразительности, работа с различными видами кукол (настольные, перчаточные, напольные, куклы “живая рука”, куклы-марионетки), особая атмосфера творчества и радости от достигнутых результатов позволяют сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным.
Использование наглядного материала, прослушивание аудикассет, беседы с детьми о многообразии музыкальных форм и жанров, закладывает в детях основы гармонического развития: слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей. Обучение детей методике ведения кукол, посещение детьми кукольных спектаклей и детских представлений, инсценировки сказок с их участием, разучивание игр, хороводов, песен и танцев – совершенствует артистические навыки в плане переживания и воплощения образов. Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях развивает коммуникативные способности: общение друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений, навыков и умений в повседневной жизни, а также эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение материала и высокая активность, желание дальнейшего участия в творчестве.
Цель моих занятий с детьми театрализацией – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Именно образно-игровая форма наиболее эффективна в дошкольном возрасте. В ней ярче раскрываются творческие способности детей.
Под театрализованными играми необходимо понимать “игры в театр”, “сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям”. Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. В старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности.
В этом же возрасте можно включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога и др.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического и творческого развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря этим качествам ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, добавления различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по своему усмотрению. Необходимо предоставлять детям возможность при создании куклы выбирать и сочетать изобразительные средства так, чтобы каждое из них было наполнено тем смыслом, который в него вкладывает не педагог, а каждый конкретный ребенок. При таком подходе речь идет о развитии, как детского творчества, так и личности ребенка в целом.
Театрализованным играм также принадлежит важная роль в формировании у ребенка умения мысленно действовать в воображаемых ситуациях, без чего невозможна никакая творческая деятельность. При этом ребенок даже в роли зрителя не хочет, не умеет занять позицию стороннего наблюдателя. Он вмешивается в ход событий, пытается помочь героям. Ребенок мысленно становится на позицию героя, прослеживает ход его действий, сочувствует его успехам и неудачам, вместе с героем он стремиться достигнуть определенных целей. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Кроме того, благодаря декорациям, костюмам, музыке перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.