Работа над стихотворением на уроке английского языка как эффективное средство закрепления фонетического и лексико-грамматического материалов

Разделы: Иностранные языки


Задача качественного повышения уровня преподавания иностранных языков, требует поиска наиболее эффективных путей обучения иноязычному общению.

Обращение к стихотворным формам текста позволяет наряду с решением практических задач осуществлять эстетическое воспитание учащихся, улучшать эмоциональную атмосферу и мотивацию урока английского языка.

Работа над стихотворением складывается из следующих этапов. Во-первых, учитель вводит незнакомые слова из стихотворений, используя наглядность, объяснение или перевод. Когда учащиеся поймут общее содержание стихотворения, можно прослушать стихотворение в грамзаписи (с пластинки или магнитной ленты) или же учитель читает стихотворение сам. Затем учащиеся повторяют за диктором хором или индивидуально трудные слова и словосочетания с целью фонетической отработки интонации и ударения (строчки читаются по частям и целиком) заучивания наизусть части или всего стихотворения (если оно несложное по содержанию) или с целью подготовки к контрольному чтению более трудных стихотворений. Задания на дом: контрольное чтение или чтение наизусть, литературный перевод в стихотворной форме.

На следующем занятии, после опроса учащихся, приводится повторное прослушивание стихов в грамзаписи а также запись стихотворения на пленку в исполнении ребят с тем, чтобы они сами могли услышать свое чтение и проанализировать ошибки в произношении и интонации, чтение стихотворных переводов учащихся, конкурсы на лучший перевод.

Выбор стихотворения определяется лексическим или грамматическим материалом, изучаемым в данный момент, тематическим текстом учебника или темой устной беседы, а также с красными датами календаря. Короткие стихотворения, содержащие речевые образцы и нужный лексико-грамматический материал, особенно необходимы на начальной стадии обучения.

При изучении устной темы “People in the family” “My family” можно использовать стихотворения “About myself”, “Happy Family”, “Name”, “How is Your Mother?”, “My family”, “I love my dear mummy”. При работе над данными стихотворениями можно использовать богатую картинную наглядность, элементы драматизации внесут оживление в урок.

Работая над темой “Parts of the body” закреплению нового лексического материала будут способствовать стихотворения “Parts of the body”, “My body”, “All about me”, “My hands upon my Head”… Чтение небольших отрывков, “исполняемое” ролевыми куклами, способствует непроизвольному восприятию нового материала.

Аналогично можно провести работу по теме “Food”, “Holidays”, “Clothing”, “Seasons”.

По теме “My working day” можно предложить стихотворение

As soon as the sun rises
Up in the sky
I` ll open my eyes
And lift my head
And jump very quickly
Out of my bed

а также стихотворение

Breakfast in the morning
Dinner in the day
Tea comes after dinner
Then comes time to play
Supper in the evening
When the sky is red
Then the day is over
And we go to bed.

Особую ценность представляют стихи, которые могут давать учащимся речевые образцы, содержащие лексико-грамматический материал, которые способствуют развитию навыков устной речи учащихся. Работая над речевыми образцами

May I……………………………? Don t…………………………………..

можно разучить стихотворение:

Mother, may I go and swim?
Yes, my darling daughter,
Hang your clothers on a tree,
But don t go near the water.

А при изучении притяжательных местоимений можно предложить такую работу

Our cat
Is sitting on the mat.
Our dog
Is looking at the frog.

Слово our можно заменить любым притяжательным местоимением. Чтобы усложнить работу, можно предложить два разных местоимения: одно – для первой строчки, другое – для третьей. Например:

Her cat
Is sitting on the mat.
His dog
Is looking at the frog.

Работа над стихами должна проводиться без отрыва от всей другой работы, а в тесной связи с ней.

Игру “сочиняем стихи” можно предложить, когда ученики знают 10-20 слов или несколько фраз. Поставив на доске картинки, учитель предлагает ребятам назвать то, что они видят, начиная свои предложения с оборота This is a………

This is a cat
This is a mat
This is a box
This is a bag
This is a hare
This is a chair

Отрабатывая речевые образцы

I have a......,

Give me a……,

I see a……,

Look at….

предлагаем такие рифмовки:

I see Nick
With a stick
I see ANN
With a pan
Look at these
Autumn trees
Look at those
Solemn crows

Предварительно можно подготовить соответствующие рисунки, развесить их в классе. Описывая то, что изображено на картинке, ученики сочиняют рифмовки. При работе над специальными вопросами What is…? What is this? What is that? Who is this? Who is that?

Можно предложить учащимся такую рифмовку

Where is Fred?
He is in bed.
Were is cat
On the mat.
Where is the flag?
In the bag
Where is the fish?
On the dish.
What is this?
What is that?
This is a coat.
That is a hat.
Who is this?
Who is that?
This is a kitten.
That is a cat.

Для того, чтобы хорошо усвоить значения указательных местоимений this, that декламируя стихотворения, учащиеся должны держать в руках рисунок с изображением собаки. Рисунок же с изображением кошки следует поместить в некотором отдалении. По образцу данной рифмовки учащиеся затем произносят целый ряд аналогичных фраз, заменяя слова dog и cat другими существительными. Лучшему усвоению наречий here и there помогает рифмовка:

This is an apple
And that is a paper
The apple is here
And the paper is there

(здесь также можно заменить слова)

Затем еще можно разучить стихотворение “This and That”. Чтобы прочнее закрепить прилагательное обозначающее цвет, ребята заучивают стихотворение “Soap”, “This ball is green and that ball is blue”, “A pink ball for Nelly”. При изучении будущего времени, а также названий дней недели, мы разучиваем стихотворение “The days of the week” а чтобы лучше усвоить вопрос “What is the time?”, “How many?” и ответы на него, надо выучить стихотворение “The clock”.

Использование стихотворных форм текста в процессе обучения иностранному языку должно быть подчинено следующим методическим принципам:

1. Материал используемых стихотворений по содержанию должен быть тесно связан с тематикой и языковым материалом учебника. Их содержание должно быть связано с жизнью и иметь воспитывающий характер.

2. Работа над стихами должна быть рассчитана на активное участие учащихся в учебном процессе.

3. Этот вид работы не должен занимать слишком много времени на уроке, иначе он станет развлечением для учащихся и будет отвлекать от усвоения другого учебного материала.

4. При организации работы над стихотворением необходимо там, где это возможно, максимально использовать наглядность.

Приложение