Тип урока: Повторение изученного материала.
Технология: Игровая.
Цели:
- Закрепление знаний табличных случаев сложения с переходом через десяток и состава чисел первого десятка.
- Формирование умения решать текстовые задачи.
- Развитие вычислительных навыков.
- Воспитание интереса и любознательности к математике.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Сегодня к нам на урок пришла героиня одной очень известной сказки. Послушайте загадку, подумайте кто она.
Вот что сказка говорит:
В чаще леса дом стоит
В чистой комнате лесной
Вместо бабушки больной
Страшный зверь лежит в подушках
Поджидает он девчушку.
Бабку он уж проглотил…
Кто же зверя победил?
И в какой все это сказке?
Кто ответит без подсказки?
Ученики: Победил зверя охотник. Сказка “Красная Шапочка”.
Учитель: Как же зовут героиню этой сказки?
Ученики: Красная Шапочка. (На доске появляется изображение Красной Шапочки). <Рисунок1>
Учитель: Красная Шапочка отправляется в путешествие по дремучему лесу к своей бабушке. Ей очень страшно. Она просит нас пойти с ней. Вы согласны? Лес, ребята, в который мы попадем, тоже необычный – математический. Путешествуя по нему, вы покажете, как усвоили сложение с переходом через десяток, как умеете сравнивать отрезки, числа и выражения, решать задачи, быть очень внимательными и догадливыми.
Я надеюсь, мы сможем преодолеть все преграды, если вы будете активно работать.
II. Устный счет.
Учитель: И вот первая преграда на нашем пути. Болото. Пройти через него можно только по волшебным камешкам. Пока они невидимы. Чтоб узнать, где эти камешки находятся, надо ответить правильно на вопросы. (Работаем с помощью сигнальных карточек зелёного и красного цвета. На доске наборное полотно с ответами. Первый столбец – карточки зелёного цвета, второй – красного. Правильный ответ закрываем “камешком”. Дети находят путь, по которому можно пройти).
1 Сколько надо прибавить к 7, чтобы получить 10? 2 3 2 10 - это 8 и сколько? 2 1 3 Сумма каких двух чисел равна 4? 3+1 2+3 4 Сколько надо прибавить к 9, чтобы получить 10? 2 1 5 4 - это 2 и сколько? 1 2 6 Сумма каких двух чисел равна 11? 8+3 9+3 7 Сколько надо прибавить к 10, чтобы получить 13? 1 3 8 Сумма каких двух чисел равна 14? 6+8 5+6 9 Сколько надо прибавить к 4, чтобы получить 10? 6 7 10 Сумма каких двух чисел равна 15? 8+6 6+7
Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Мы успешно прошли через болото.
<Рисунок2>
Учитель: Но вот и следующая преграда – река.
Ширина реки 5см. Возле реки лежат бревнышки 4см и 1дм. Какое бревнышко надо взять, чтобы перейти реку? Почему вы так думаете?
Ученики: Брёвнышко, равное 4см не подходит, т.к. оно меньше 5см. Значит, оно упадёт в реку. 1дм=10см. 10см больше 5см. Следовательно, надо взять брёвнышко равное 1дм.
Учитель: Правильно, мы переходим по бревнышку через реку.
Физкультминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
Дружно хлопаем, ножками топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!
III. Повторение изученного
1. Решение примеров.
Учитель: Идем мы с Красной Шапочкой дальше. Увидела Красная Шапочка лесные яблоньки.
<Рисунок3>
Вспомнила она, что бабушка просила яблочек. Решила собрать яблочки в корзинки. А яблочки на этих яблоньках не простые, а математические. В первую корзину попадут только яблочки с ответом 13, а во вторую – только с ответом 12. Давайте поможем Красной Шапочке собрать яблочки.
(Дети выходят по одному к доске, снимают по яблочку, решают пример, записанный на яблочке. Если ответ равен 12 – кладут в первую корзинку. А если ответ равен 13 – кладут во вторую корзинку.)
Учитель: Какие яблочки мы не взяли в корзинку? Почему?
Ученики: Яблочки с выражениями 8+6 и 9+2. Потому что результат не равен ни 12 ,ни 13.Откройте тетради, запишите число. И запишите примеры в два столбика. В первый – примеры с ответом 12, во второй – с ответом 13.
2. Поставить знаки <, >, =.
Учитель: А в какую же сторону дальше нам идти? Послушайте внимательно старого Филина.
- Ступайте в ту сторону, куда укажут знаки сравнения, которых больше!
<Рисунок 4>
(Самостоятельная работа в тетрадях. Взаимопроверка.)
9 + 2 * 9 | 8 * 8 - 6 |
18 + 1 * 18 | 7 * 7 + 5 |
Учитель: Каких же знаков больше? Куда они указывают?
Ученики: Больше знаков >, они указывают направление вправо, значит, и идти нам надо вправо.
Физкультминутка
Вверх руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем-
Руки согнули назад.
3. Работа над задачей.
Учитель: А вот нам навстречу идет Ёж. Грустный.
Что случилось, Ёж?
- Принес мне лесной почтальон телеграмму. А я не могу понять, что в ней. Может, вы мне поможете?
Учитель: Ребята, на что это похоже? <Рисунок5>
<Рисунок 5>
Ученики: На рисунок к задаче.
Учитель: Давайте попробуем составить задачу.
Ученики: Ежик собрал 5 груш, а яблочек на 3 больше. Сколько яблочек собрал Ежик?
Учитель: Давайте повторим задачу.
- Сколько Ежик собрал груш? (5)
- Что сказано про яблоки? (На 3 больше)
- А что это значит? (Столько же да еще 3)
- Какой вопрос задачи? (Сколько яблочек собрал Ёжик?) Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на вопрос? (Сложение)
Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Ёжик благодарит Красную Шапочку и вас за помощь.
IV. Итог урока
Учитель: А вот и бабушкина избушка.
<Рисунок 6>
Счастливо закончилось путешествие Красной Шапочки. И вы, ребята, помогли ей преодолеть все препятствия.
Что понравилось вам на уроке?
Что нужно было знать и уметь, чтобы помочь Красной Шапочке?