Логопедическое занятие

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: научить детей правильно произносить [ р] в различных формах речевой деятельности.

Задачи:

1. Коррекционно – образовательные:

    • автоматизировать правильное произнесение [ р] в словах различной слоговой структуры, фразах, предложениях, стихах;
    • автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;
    • обучать детей изменять характеристики – высказывания в зависимости от речевых намерений;
    • уточнять и расширять лексический запас слов;
    • дифференцировать понятия “звук” и “буква”.

2. Коррекционно – развивающие:

    • формирование кинестетической основы артикуляционных движений;
    • развитие сенсорных и моторных функций;
    • развитие функций языкового анализа и синтеза;
    • развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;
    • вырабатывать чёткие координационные действия во взаимосвязи с речью;
    • развивать связную речь дошкольников.

3. Коррекционно – воспитательные:

    • формировать черты гармоничной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения и т.д.);
    • воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;
    • воспитание правильной звуковой культуры речи;
    • формирование стремления к изучению детской периодики.

Оборудование: зеркало общее, массажная пластина для ног, массажёры для рук (су джоки), модель журнала “Мурзилка”, игрушка “Мурзилка”, картинки рыб, крота, сыра, рака, дома, парты, схема артикуляции [ р] , пиктограммы для обозначения акустической и артикуляционной характеристики [ р] , картинки для выполнения артикуляционной гимнастики, кусочки пенопласта, магнитофон с записью фрагментов занятия, пластмассовые буквы, плакат “Буквы перепутались!”, картинка с изображением Р, картинки – фантазии со стихами “На что похожа буква Р”, фишки, звуковой дом, маркеры, индивидуальные листы с д/з для детей, 4 парты, 2 стола для смены деятельности, сюжетные картины на стенах, лого-игра “Найди слово”.

Этапы занятия

Время

Деятельность логопеда

Примечания

1.Орг. момент

2.Объявление темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Артикул. гимнастика

 

 

 

 

 

 

4. Повторение характеристики звука. Произнесение изолированного звука.

 

5.Разбор артикуяц.

 

 

 

6. Игры с изолированным [р].

 

 

 

 

7. Развитие фонематического слуха

 

 

 

 

 

 

8. Звук и буква Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Автоматизация [р] в слогах (прямых и обратных).

 

 

 

 

10. Автоматизация [р] в словах. Звуко-буквенный анализ слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Автоматиза-ция [р] в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Домашнее задание. Итог занятия.

 

1 мин.

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

1 мин.

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

 

 

 

 

7 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

Зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика

- Ребята, мы сегодня будем встречать гостя, который вам хорошо знаком, т.к. вы много читаете и не раз уже побывали в библиотеке. Вот послушайте, что я могу про него сказать: это главный герой детского журнала. Он очень любознателен, носит шапочку и шарфик. Его имя зашифровано в ребусе. Портрет данного героя находится на стенде.

- А вот и он, и его журнал. Поздоровайтесь с ним. Сегодня для вас он приготовил специальный выпуск своего журнала. Этот номер будет посвящен одной очень интересной и хорошо известной вам теме. А какой, мы с вами узнаем, открыв у журнала 2-ю страницу. Но, тогда что же на 1 странице? А давайте посмотрим: что же это? Правильно, артикуляционная гимнастика. А для чего же она нужна? Хорошо, молодец. Так вот, Мурзилка узнал, что вы часто выполняете комплексы артикуляционной гимнастики, и решил 1 страницу журнала посвятить разминке для нашего речевого аппарата. А нам осталось только выполнить эти задания:

1. “Лягушки”

2. “Забор”

3. “Чищу зубы”

4. “Качели”

5. “Маляр”

- И вот теперь мы можем открыть 2 страницу журнала. Что же нас ждет? Опять Мурзилка нас испытывает! Он посвятил эту страницу одному звуку, хорошо вам известному. Вы этот звук отгадаете по его акустической характеристике. Вот посмотрите: он какой?

Согласный, звонкий, сонорный, дрожащий, твёрдый. Так какой это звук? Правильно, [р]. Давайте посмотрим на схему артикуляции этого звука и правильно его произнесем. Молодцы!

 

- А теперь объясните нашему гостю, как вы это сделали. Вот, как раз на этой страничке есть спец. карточки, только надо их правильно разложить, чтобы Мурзилке было понятно, что нужно сделать, чтобы правильно произнести наш звук [р]. Губы, зубы, язык, возд. струя.

Игра “Лев” (с элементами психогимнастики)

- Голодный и злой лев громко рычит: р-р-р. Все звери боятся льва и закрывают лапками мордочки. Покажите, как зверята боятся льва. Добрый лев греется на солнышке и ласково урчит: р-р-р. Звери не боятся льва и улыбаются. Покажите ...

- А теперь кто-нибудь из вас будет показывать или доброго, или злого льва, а остальные должны догадаться, какой был лев?

Игра “Поймай звук”.

- Пока мы тут играли словами, наш звук тоже решил поиграть с нами в прятки и скрылся от нас на кассете с разными словами. Давайте его будем ловить. Задание: зажгите “волшебную свечу” тогда, когда услышите [р]. Тому, кто пропустит звук, - красная фишка. Звучит кассета.

Красные фишки надо исправить, для этого нужно еще раз правильно произнести [р].

Игра “Звук и буква”.

- Ох, ребята, звук-то наш опять куда-то спрятался. Вот в эту коробочку. Посмотрите, сколько здесь разных букв! А вот и наш звук похоже там. Давайте вспомним, какой буквой на письме обозначается [р]. Мы сейчас будем искать её на ощупь. Каждый из вас должен будет найти "вслепую" [р], чтобы он от вас никуда не убежал. Наш звук можно не только произнести, но и написать, а поможет в этом многим вам известная буква Р. Вот она какая! На что же она похожа? Хорошо, а вот по-моему на что она может быть похожа. А теперь поселим эту букву в наш звукобуквенный домик.

- Напишите маркером эту букву на доске домика. Посмотрите, не успели мы нашу букву поселить, как она, озорница, в гости к другим буквам отправилась, да там и перепуталась с ними. Помогите ей, друзья.

- Пришло время отправиться на 3 страницу нашего журнала. Здесь нас ждут слоговые дорожки. Надо их не только правильно прочитать, но и правильно произнести. А помогать вам будет наш мини-Мурзилка, он покажет в какой последовательности каждый из вас прочтет слоговую дорожку. Игра “Доскажи слово!”.

- Слоги — это части слов, но вот беда, они потеряли свои слова, надо им в этом помочь. Дети, верните слоги на их место в слове.

- Открываем следующую страницу (4-ую). И вот для нас задание: убери лишнюю картинку. (рак, сыр, парта, дом). Почему она лишняя? Лишняя картинка убирается. Дальнейшая работа идет с оставшимися картинками, они переворачиваются обратной стороной - там схемы слов. Еще раз логопед произносит с ребятами слова по схемам.

- Где находится [р] в слове (в начале, в середине, в конце)?

- Напишите букву Р там, где она должна стоять в слове. (под схемами).

- А теперь напишите эти слова полностью.

“Следопыты”: работа с карточками из логопедической игры “Найди слово”.

- Закройте фишками те картинки, в которых есть [р].

“Зрительная гимнастика”.

- Посмотрите на стены, там прикреплены картинки, найдите там по одному предмету, в котором есть [р].

Словесное соревнование “Кто первый?”.

Надо собрать мячи в одну командную корзину, но, взяв шар, дети должны назвать слово с [р]. Выигрывает та команда, которая быстрее другой соберёт мячи.

- Эта страничка музыкальная. Наш язычок будет петь, а наши пальчики танцевать. Давайте посмотрим, про кого и про что мы будем петь сегодня.

- А теперь споём, но одновременно наши пальчики будут “танцевать” с су-джоками. Звучит музыка (песня, танец, марш).

Дальше нас ждут загадки. Давайте их прочитаем.

Дни и ночи напролёт

Роет он подземный ход.

Что же надо там ему?

Потемнее темноту. (Крот)

- А какой он? Опишите его. (Постепенно появляется картинка – крот).

- А какое стихотворение мы знаем про этого зверька?

- Роет землю старый крот,

Разоряет огород.

- Наша страничка музыкальная, так что мы это стихотворение будем петь (звучит колыбельная).

- А вот следующая загадка. Смотрите! Аквариум у меня на окне. Там разноцветное чудо плывёт в глубине. (Появляется рисунок аквариумной рыбки).

- Вспомните стихотворение про рыбку.

Рыбке рак ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок!

(Звучит музыка-танец)

- А сейчас споём, массажируя руки су-джоками.

- Заканчивается наш журнал, вот и последняя страница. А на ней вам домашнее задание приготовлено.

- А теперь пора расставаться с нашим гостем – Мурзилкой. За что мы ему скажем “спасибо”? Что нового вы узнали сегодня благодаря ему? Что вам понравилось в занятии?

- Спасибо тебе, Мурзилка, до свидания!

Звучит музыка.

Приложение №1

Логопед озвучивает загадку – описание. На стенде – изображения Оляпки, Весёлых картинок и Мурзилки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит аудиозапись, см. приложение №2

 

 

 

 

 

 

 

Пиктограммы (см. приложение) Ответы детей. Открыв. звук Р. Р-Р-Р

 

Пиктограммы. Дети расст-т карточки

 

 

 

Логопед говорит громко. Логопед говорит тихо

Дети работают по желанию

 

 

 

 

 

 

 

Красные фишки

 

 

Дети закрывают глаза и на ощупь ищут букву.

Ответы детей. Картинки логопеда со стихами.

Модель дома с доской для письма.

Плакат “Буквы перепутались”(4 вида путаницы).

 

 

Модель Мурзилки в уменьшенном виде.

Дети читают по очереди.

Звучит аудио-кассета (источник).

Дети высказываются по очереди, обсуждение

 

 

Каждое слово по очереди.

Работа на магнитной доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают на специально отведённое для этого место.

Дети делятся на две команды.

На данном этапе исполняются элементы логоритмики массажа рук, пальцев. Дети стоят на специальных массажных пластинах. Дети садятся за столы. Логопед читает. Дети отгадывают.

На другой стороне картинки. Дети повторяют стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети берут листы с д/з.

Логопед помогает детям.