Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна.
Социальный педагог – ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.
В своей практической деятельности социальный педагог осуществляет сопровождение социально-незащищенных категорий обучающихся в образовательном учреждении. Отсутствие единых требований к ведению документации социального педагога, регламентированных на уровне Министерства образования, неумение специалистов грамотно и содержательно представить свою работу привело к необходимости создания таких требований к ведению документации, которые позволят систематизировать работу социального педагога в образовательном учреждении.
Творческими группами социальных педагогов городского методического объединения под руководством специалистов ЦПМСС в течение двух лет был разработан сборник справочных материалов по организационно-методическому обеспечению деятельности социального педагога образовательного учреждения города Старый Оскол Белгородской области. В данном сборнике обобщен опыт работы социальных педагогов образовательных учреждений г. Старый Оскол и Старооскольского района по организации (или профессиональной деятельности) работы со всеми участниками образовательного процесса.
Сборник состоит из 10 разделов. Каждый из них содержит пояснительную записку по рассматриваемой проблеме, теоретическое и законодательное обоснование организации деятельности, информационно-методический и справочный материал, апробированные образцы документов.
1 раздел – пояснительная записка, в которой определена цель деятельности социального педагога как:
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- защита ребенка в его личностном пространстве;
- установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.
Кроме того, пояснительная записка определяет цель данного сборника.
В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли: посредник, защитник, организатор. Умение выступать в различных ролях определяет уровень профессиональной компетенции специалиста. Но, в социально-педагогической работе с обучающимися и их родителями нередко возникают проблемы, которые возможно решить путем тесного сотрудничества с различными государственными, общественными структурами, благотворительными фондами.
Поэтому 2 раздел раскрывает взаимодействие образовательного учреждения с различными структурами города. Обобщив опыт работы социальных педагогов, разработана схема взаимодействия с различными структурами города, дана информация о тех организациях и учреждениях, которые проводят социальную работу, предложены образцы документов для обращения в различные организации ( ходатайства, доверенности, представления).
Как уже было сказано, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему. В 3 разделе сборника представлены виды помощи, которые находятся в компетенции социального педагога для оказания квалифицированной помощи детям и молодежи, нуждающимся в социальной, морально-психологической и материальной поддержке.
Особое место в деятельности социального педагога занимает профилактическая работа с семьями и детьми, создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии неблагополучия. Это направление деятельности самым непосредственным образом связано с работой органов опеки и попечительства. Каждому социальному педагогу в практической деятельности приходиться заниматься диагностикой проблем семьи, в результате которой они выбирают наиболее оптимальные формы помощи каждой конкретной семье или личности. В первую очередь это относится к проблеме раннего выявления неблагополучных семей и социально дезадаптированных подростков.
В 4 разделе дана классификация неблагополучных семей, формы раннего выявления неблагополучных семей и социально дезадаптированных подростков, основные направления профилактики дезадаптивного поведения, виды реабилитации зоны ближайшего социального развития.
Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья.
Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей. А издержки в воспитании детей – это первейший и главный показатель неблагополучия семьи.
Неблагополучная семья – это семья полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психологическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
Учитывая сложившуюся практику, в 5 разделе определена типология неблагополучных семей, раскрывается технологию работы социального педагога с неблагополучной семьей, освещены обязательные аспекты, предложены формы индивидуальной работы с неблагополучной семьей.
6 раздел - это социально-педагогическое сопровождение проблемной семьи, так как наибольшую трудность для родителей представляет установление доверительных отношений с ребёнком, умение вести с ним беседу в атмосфере взаимопонимания. Для многих родителей характерна неразвитость родительских чувств, эмоциональное отвержение, воспитательная неуверенность, то есть речь идёт о нарушении семейных взаимоотношений родителей и детей.
В разделе определена типология проблемных семей и основные направления в работе социального педагога с ней. Методика организации работы “Семейного клуба” поможет в установлении партнерских отношений с семьей, создании атмосферы взаимоподдержки и общности интересов между членами семьи.
В современных условиях, когда проблема подростковой девиантности с каждым годом вызывает все большую тревогу, особое внимание социальные педагоги уделяют подросткам группы риска . Концепция модернизации российского образования до 2010 года подчеркивает, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным социально – педагогическим сопровождением. В 7 раздел вошли перечень и формы документов, необходимых для организации социально-педагогического сопровождения трудного подростка. При планировании работы с трудным подростком социальный педагог выявляет обстоятельства, препятствующие нормальному развитию ребенка. Помощь и поддержка социального педагога обретает индивидуальную направленность и выстраивается по индивидуальной программе.
С каждым годом в стране увеличивается количество детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, в последнее время произошли кризисные изменения и в структуре семейных связей, так как многие родители не могут обеспечивать своим детям не только социально – приемлемый, но и физиологический уровень содержания. Сложившаяся ситуация со всеми ее последствиями разрушает мир ребенка, потому что его родители, его естественные защитники, оказываются несостоятельными в своих попытках обеспечить нерушимость жизненного уклада. Ухудшение положения российских семей приводит к вытеснению ребенка из семьи и порождает такие масштабные явление как беспризорность, бродяжничество и социальное сиротство.
Право ребенка иметь семью признано в России на всех уровнях – от бытового до нормативно-законодательного. Задача социального педагога помочь адаптироваться в микросоциуме, развивать социальную активность. 8 раздел сборника содержит материалы по сопровождению детей, находящихся под опекой и попечительством в образовательном учреждении.
Конвенция Организации Объединённых Наций о правах ребёнка гласит: “Ребёнок-инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию”.
В 9 разделе представлена технология работы социального педагога с детьми-инвалидами , даны основные направления деятельности социального педагога с детьми-инвалидами , этапы работы с семьей.
Решение проблем реабилитации детей-инвалидов с целью вовлечения их в социальную жизнь и обеспечения развития их личности осуществляется в рамках индивидуальных программ, разработка которых регламентирована Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения с детьми- инвалидами: оздоровительное, учебно-воспитательное, социально-правовое, консультационное.
Социальная адаптация больных детей в условиях массовой школы осуществляется индивидуально. Первостепенной являются психологическая помощь детям и беседы, консультации с родителями. Групповые занятия психологической помощи (ролевые игры) направлены на преодоление у таких детей трудностей в общении.
В 10 разделе содержится нормативно-правовое обеспечение деятельности социального педагога законодательными документами Белгородской области.
Практическая реализация рекомендаций, содержащихся в документах сборника справочных материалов по организационно-методическому обеспечению деятельности социального педагога в образовательном учреждении, способствует повышению эффективности работы и начинающего социального педагога и опытного специалиста, облегчает и систематизирует повседневный труд, вооружив его необходимым инструментарием.