Проверочное занятие по теме: "Россия в конце XIX – начале XX в. "

Разделы: История и обществознание


Цели занятия:

  • повторить и обобщить изученный материал
  • повысить интерес к изучаемой дисциплине
  • совершенствование навыков индивидуальной учебной деятельности.
  • формирование коммуникативных способностей и самоконтроля студентов.

Ход занятия

Проверочное занятие по данной теме одновременно является повторением и обобщением раннее изученного материала. Преподаватель в ходе изложения материала предлагает студентам письменно ответить на вопросы кроссворда, состоящего из ключевых имен, понятий и названий.

В 1897 г. в Росси была проведена полная перепись населения: зарегистрировано 129 млн. человек, 13% из которых составляли горожане. Какой страной оставалась Россия с токи зрения социально-экономического уклада? Впишите под цифрой 1.

В1905 г. председателем Совета министров стал государственный деятель придерживавшийся западной ориентации, он провел ряд мероприятий, которые позже назвали российской индустриализацией. Вспомните фамилию этого государственного деятеля. Впишите под цифрой 2.

В 1897 г. была проведена реформа благодаря которой, в российскую экономику пришел иностранный капитал и новые промышленные технологии. Впишите название этой реформы под цифрой 3.

Для создания бездефицитного бюджета проводились жесткие финансовые меры. Впишите название проводимой политики в данной сфере под цифрой 4.

С этой же целью была введена государственная монополия на продажу некоторой продукции. Вспомните какой и впишите под цифрой 5.

Денежные средства правительство выделяло на кредиты российским предпринимателям, которые находились под опекой государства. Какая торгово-экономическая политика этому способствовала? Впишите под цифрой 6.

Реформы встретили сильное сопротивление со стороны консервативной бюрократии по поводу предложенной аграрной реформы. Какой государственный деятель возглавлял лагерь консерваторов и ратовал за сохранение крестьянской общины, помощь государства помещикам? Впишите под цифрой 7.

На рубеже веков в России проводились мероприятия по расширению внутреннего рынка и освоению новых территорий, а так же стимулированию металлургической, деревообрабатывающей и угольной промышленности. Развитие какого вида транспорта должно было этому способствовать? Впишите под цифрой 8.

В 1900-1903 г.г. на Западе произошел экономический кризис, это негативно отразилось на российской экономике. Многие предприятия остановили свою работу, уменьшилось количество государственных заказов. В сложившихся условиях некоторые сильнейшие предприятия пошли по пути объединения (монополия). Вспомните один из видов таких объединений. Впишите под цифрой 9.

Экономический кризис тяжело отразился на материальном положении рабочих. В обстановке социального недовольства имела успех революционная пропаганда. Для контроля над ситуацией государство стало проводить политику “полицейского социализма”, т.е. создание легальных рабочих организаций (профсоюзов) под контролем полиции. Вспомните другое название данной политики. Впишите под цифрой 10.

Несовершенное рабочее законодательство, высокая степень травматизма, плохие бытовые условия вынуждали рабочих бороться за лучшие условия жизни и труда. Вспомните одну из форм такой борьбы. Впишите под цифрой 11.

В тяжелом экономическом положении находились крестьяне, получившие свободу в 1861 г.. какие платежи делали их зависимыми от государства? Впишите под цифрой 12.

Отсутствие современной агротехники, уменьшение крестьянских наделов, привело к обнищанию земледельцев. Какой принцип распределения земли ухудшал их положение? Впишите под цифрой 13.

Ответом правительства на тяжелое положение крестьянства стала отмена круговой поруки в крестьянской общине и введение права пользования участками земли за ее пределами. Как назывался этот вид пользования землей? Впишите под цифрой 14.

Говоря о России начала XX века, необходимо обратить внимание на пестрый, многонациональный состав империи. Вспомните, какую политику проводила царское правительство чтобы устранить сепаратизм и привязать национальные окраины к центру? Впишите под цифрой 15.

После смерти 20 октября 1894 г. императора Александра III, престол унаследовал его сын. Впишите его имя под цифрой 16.

Новый император придерживался идеи о незыблемости самодержавия. Вспомните, какую форму монархии отрицал царь? Впишите под цифрой 17.

Для определения политического курса император выслушивал мнения Государственного совета. Вспомните, какой орган государственной власти выполнял функции верховного суда? Впишите под цифрой 18.

В начале XX в России оформились различные политические партии и объединения. В январе 1904 г. сформировался “Союз освобождения”, члены которого выступали за демократические перемены путем реформ сверху, отрицая революцию. Вспомните, как называли представителей данного политического лагеря? Впишите под цифрой 19.

В российском политическом спектре были представлены революционные силы. Среди методов борьбы одной из них, важное место занимал политический террор и делалась ставка на крестьянскую революцию. Вспомните, как называли представителей этой партии? Впишите под цифрой 20.

В 1904 г., в ходе политического террора был убит министр внутренних дел В. К. Плеве. Вспомните фамилию террориста совершившего данный акт. Впишите под цифрой 21.

В 1903 г. оформилась партия социал-демократов, делавшая ставку в политической борьбе на рабочий класс. В партии было две фракции. Лидером одной из них был В. И. Ленин. Вспомните как назывались сторонники Ленина в партии РСДРП? Впишите под цифрой 22.

На рубеже XIX-XX в.в. обострились противоречия между ведущими мировыми державами из-за передела сфер влияния. Появилось два противостоящих друг другу военно-политических блока. Вспомните один из них. Впишите под цифрой 23.

Какое государство было сферой экономических интересов ведущих мировых стран? Впишите под цифрой 24.

Дальний Восток был сферой стратегических интересов России. С каким соперником пришлось столкнуться на данном направлении? Впишите под цифрой 25.

В российских правящих кругах по вопросам дальневосточной политики боролись две группировки. Первая выступала за экономическое завоевание региона, вторая – за военное решение вопроса. Вспомните кто возглавлял сторонников силовой линии?
Впишите под цифрой 26.

В январе 1904 г. началась война, складывавшаяся для России крайне неудачно. В марте на мине подорвался флагманский броненосец “Петропавловск”, на котором погиб командующий Тихоокеанским флотом. Вспомните фамилию этого адмирала. Впишите под цифрой 27.

В сухопутных операциях, несмотря на героизм и мужественность солдат и офицеров, были допущены командованием грубые стратегические ошибки. Вспомните, кто из генералов был их автором. Впишите под цифрой 28.

Назовите последнее сражение этой войны. Впишите под цифрой 29.

Какой военачальник допустил тактические ошибки в этом сражении? Впишите под цифрой 30.

23 августа 1905 г. в США был подписан мирный договор, завершивший эту войну. Какое название он получил? Впишите под цифрой 31.

В заключительной части занятия осуществляется совместная проверка результатов, анализ ошибок и недочетов, подведение итогов.

Кроссворд