Цели урока:
- изучить условия, влияющие на положение тела в жидкости;
- развивать умения практически определять силу тяжести и Архимедову силу, умения решать задачи по данной теме.
I. Постановка цели, интересные факты, актуализация опорных знаний.
Историческая справка №2, №4
Работа змейкой.
- Какие мы знаем силы?
- Сила трения –
- Сила упругости –
- Вес –
- Сила нормального давления -
- Сила тяжести, это…
- Формула (к доске)
- Изобразить. Куда направлена?
- Архимедова сила –
- Формула (к доске)
- Изобразить. Куда направлена?
- Где действует эта сила?
- От чего зависит сила Архимеда?
- Зависит ли сила Архимеда от плотности тела? (НЕТ)
- Различается ли Архимедова сила, если тело целиком или частично погружается в воду?
- Как объём тела зависит от массы и плотности? (формула)
II. Сегодня нам необходимо выяснить условия, при которых тело будет плавать или тонуть. Вспомним, что такое равнодействующая сила и как её найти. (Пример с перетягиванием каната.) А куда будет двигаться тело, если силы равны? Ещё раз вспомним, какие силы действуют на тело в жидкости. Сформулируем условия плавания тел:
- Сила тяжести больше… (записать в тетрадь)
- Сила тяжести меньше …
- Сила тяжести равна силе Архимеда…
Познакомимся ещё с одной силой. Подъёмная сила это – сила, с которой тело поднимается вверх. Как её найти …
F(под.) = F (Арх.) - F(тяж.)
III. Практическая работа
IV. Закрепление. Решение задач.
а)Качественные вопросы.
б)Весёлые задачи от Григории Остера.
По уровням (I, II, III уровень)
I. Задачи на определение архимедовой силы (№632), на условие равновесия (дана Арх.сила и сила тяжести).
II. На определение подъёмной силы (№635)
III. Усложнение (№638-640) В.И.Лукашик, Е.В.Иванова Сборник задач по физике.
V. Оценки. Домашнее задание (с комментариями). Подведение итогов.
Составить одну задачу на любой уровень.