ЦЕЛИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: выявить усвоение материала по теме: “Циклы”, закрепить умения применять на практике полученные знания.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: умение переносить знания из одной области в другую; развить логическое мышление.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: умение слушать друг друга, тренировка навыков культуры работы с техникой, культура речи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал;
- презентация;
- ПК.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Тема нашего урока: “Организация циклических процессов”. Ребята, мы с вами, на этом уроке должны закрепить свои знания по теме “Циклы” и выявить, что удачно и неудачно усвоено. Это нужно для того, чтобы владеть навыками самой современной сферы деятельности - программирование. Поэтому отнесемся к этому серьезно. Для того чтобы достичь этой цели, нам надо повторить пройденный материал.
2. Повторение основных понятий по теме.
Давайте вспомним основные операторы, используемые в языке программирования Паскаль (на парте лежат карточки с названием операторов).
Я буду читать, а вы поднимаете соответствующую карточку.
- Для исполнения одного из нескольких операторов в зависимости от условия позволяет оператор - ветвления.
- Выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, имя которой указано в его левой части предписывает оператор - присваивания.
- Для того чтобы выполнить входящие в его состав операторы несколько раз служит оператор - цикла.
Что называется циклом? Организация одной или нескольких команд в программе.
А теперь давайте с вами вспомним основные операторы циклов.
(Демонстрируются слайды презентации (Приложение 1) с изображенными блок-схемами. Ученики по блок-схеме должны описать вид цикла, его представление в языке программирования Паскаль, особенности каждого вида циклов. Далее проверяют свой ответ на слайде.)
Организация циклических процессов
3. Проверочная работа.
- Итак, мы с вами вспомнили основные операторы циклов. А теперь проверим ваши знания с помощью электронного теста. (Приложение 2)
(Учащиеся пересаживаются за компьютеры, на рабочем столе находится ярлык для запуска электронного теста, выполненного в программе Microsoft Excel (приложение 1)
Заполняют соответствующие ячейки.
После выполнения теста, в выделенной ячейке появляется количество баллов, которые набрал ученик)
- Ребята, заканчиваем выполнения теста, сейчас, посмотрев количество набранных вами баллов, вы самостоятельно выставите себе оценки за тестовую работу в таблицу оценок.
Таблица оценок Ученика ___ класса _____________________________ |
||||
Опрос | Тестирование Критерии оценок 10 баллов – “5” 9-7 баллов – “4” 6-5 баллов – “3” менее 5 – “2” |
Работа с блок-схемами и программами | Решение задач Критерии оценок 1 задача – “3” 2 задачи – “4” 3 задачи – “5” |
|
Баллы |
Критерии оценки вы также найдете в таблице.
(У каждого ученика есть таблица оценок, в которую за выполнение любого задания учащиеся ставят себе оценки.)
4. Закрепление учебного материала.
Решение задач.
Теоретические знания, которые мы с вами повторили, помогут вам в решении следующих задач.
На парте лежат условия задач и пустые блок-схемы (Приложение 4), также условия задач будут демонстрироваться на слайдах презентации.
1. Прочитать задачу (ученик)
2. Какой цикл будем использовать?
3. Найти на парте соответствующую блок-схему.
4. Составляем математическую модель (вместе, по образцу)
- начальные значения:
- условия:
- операторы цикла:
- ответ на вопрос задачи:
Заполнить блок-схему
Задача 1. Автомобиль трогается с места и каждую секунду его скорость увеличивается на 7км/ч. Какова будет скорость автомобиля через 12 секунд?
Начальные значения: V: = 0, t: = 0;
Условия: for t: = 1 to 12 do
Операторы цикла: v: = v + 7
Задача 2. Из бочки емкостью 350 литров через сливное отверстие каждую минуту вытекает 3 литра воды. Через какое время бочка опорожнится наполовину.
Начальные значения: V: = 350, t: = 0;
Условия: while v > 175
Операторы цикла: v: = v – 3; t: = t + 1;
Задача 3. В чайник налили воду при температуре 200 С и поставили на газ. Каждую минуту вода нагревается на 100С. Через какое время вода закипит?
Начальные значения: t: = 20; n: = 0
Условия: t > = 100
Операторы цикла: t: = t + 10; n: = n + 1
(Учащиеся проверяют правильность заполнения блок-схем с помощью демонстрации слайдов презентации)
Итак, мы разобрали каждую задачу, составили математическую модель, и вы сами заполнили блок-схему.
5. Практическая работа с ПК.
Учитель. И следующая часть урока - практическая работа. Вы составляете программы на языке Паскаль.
Задача 1.
PROGRAM 1;
VAR V0,V,T: INTEGER;
BEGIN
V0:= 0;
T:=0;
FOR T:=1 TO 12 DO
V:=V+7;
WRITELN (‘ЧЕРЕЗ ‘, T, ‘СЕКУНД СКОРОСТЬ=’,V);
READLN
END.
Ответ: через 12 секунд скорость будет равна 84 км/ч
Задача 2.
PROGRAM 2;
VAR V,T: INTEGER;
BEGIN
V:=35 0;
T:=0;
WHILE V>175 DO
BEGIN V:=V-3; T:=T+1; END;
WRITELN (‘ЧЕРЕЗ ‘, T, ‘МИНУТ V=’,V);
READLN
END.
Ответ: через 59 минут объем будет равен 173 л
Задача 3.
PROGRAM 3;
VAR T,N: INTEGER;
BEGIN
N:= 0;
T:=20;
REPEAT
T:=T+10;
N:=N + 1;
UNTIL T>100;
WRITELN (‘ЧЕРЕЗ ‘, N, ‘МИНУТ T=’,T);
READLN
END.
Ответ: через 8 минут вода закипит
6. Подведение итогов урока
Учитель. Спасибо, ребята. Все вы справились с заданием - молодцы, а значит, мы достигли цели нашего урока. Выставление оценок.