Открытый урок по теме: "Циклы". 11-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 11


ЦЕЛИ УРОКА:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: выявить усвоение материала по теме: “Циклы”, закрепить умения применять на практике полученные знания.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: умение переносить знания из одной области в другую; развить логическое мышление.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: умение слушать друг друга, тренировка навыков культуры работы с техникой, культура речи.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • мультимедийный проектор;
  • раздаточный материал;
  • презентация;
  • ПК.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Тема нашего урока: “Организация циклических процессов”. Ребята, мы с вами, на этом уроке должны закрепить свои знания по теме “Циклы” и выявить, что удачно и неудачно усвоено. Это нужно для того, чтобы владеть навыками самой современной сферы деятельности - программирование. Поэтому отнесемся к этому серьезно. Для того чтобы достичь этой цели, нам надо повторить пройденный материал.

2. Повторение основных понятий по теме.

Давайте вспомним основные операторы, используемые в языке программирования Паскаль (на парте лежат карточки с названием операторов).

Я буду читать, а вы поднимаете соответствующую карточку.

  • Для исполнения одного из нескольких операторов в зависимости от условия позволяет оператор - ветвления.
  • Выполнить выражение, заданное в его правой части, и присвоить результат переменной, имя которой указано в его левой части предписывает оператор - присваивания.
  • Для того чтобы выполнить входящие в его состав операторы несколько раз служит оператор - цикла.

Что называется циклом? Организация одной или нескольких команд в программе.

А теперь давайте с вами вспомним основные операторы циклов.

(Демонстрируются слайды презентации (Приложение 1) с изображенными блок-схемами. Ученики по блок-схеме должны описать вид цикла, его представление в языке программирования Паскаль, особенности каждого вида циклов. Далее проверяют свой ответ на слайде.)

Организация циклических процессов

3. Проверочная работа.

- Итак, мы с вами вспомнили основные операторы циклов. А теперь проверим ваши знания с помощью электронного теста. (Приложение 2)

(Учащиеся пересаживаются за компьютеры, на рабочем столе находится ярлык для запуска электронного теста, выполненного в программе Microsoft Excel (приложение 1)

Заполняют соответствующие ячейки.

После выполнения теста, в выделенной ячейке появляется количество баллов, которые набрал ученик)

- Ребята, заканчиваем выполнения теста, сейчас, посмотрев количество набранных вами баллов, вы самостоятельно выставите себе оценки за тестовую работу в таблицу оценок.

(Приложение 3)

Таблица оценок

Ученика ___ класса

_____________________________

  Опрос Тестирование

Критерии оценок

10 баллов – “5”

9-7 баллов – “4”

6-5 баллов – “3”

менее 5 – “2”

Работа с блок-схемами и программами Решение задач

Критерии оценок

1 задача – “3”

2 задачи – “4”

3 задачи – “5”

Баллы        

Критерии оценки вы также найдете в таблице.

(У каждого ученика есть таблица оценок, в которую за выполнение любого задания учащиеся ставят себе оценки.)

4. Закрепление учебного материала.

Решение задач.

Теоретические знания, которые мы с вами повторили, помогут вам в решении следующих задач.

На парте лежат условия задач и пустые блок-схемы (Приложение 4), также условия задач будут демонстрироваться на слайдах презентации.

1. Прочитать задачу (ученик)

2. Какой цикл будем использовать?

3. Найти на парте соответствующую блок-схему.

4. Составляем математическую модель (вместе, по образцу)

  • начальные значения:
  • условия:
  • операторы цикла:
  • ответ на вопрос задачи:

Заполнить блок-схему

Задача 1. Автомобиль трогается с места и каждую секунду его скорость увеличивается на 7км/ч. Какова будет скорость автомобиля через 12 секунд?

Начальные значения: V: = 0, t: = 0;

Условия: for t: = 1 to 12 do

Операторы цикла: v: = v + 7

Задача 2. Из бочки емкостью 350 литров через сливное отверстие каждую минуту вытекает 3 литра воды. Через какое время бочка опорожнится наполовину.

Начальные значения: V: = 350, t: = 0;

Условия: while v > 175

Операторы цикла: v: = v – 3; t: = t + 1;

Задача 3. В чайник налили воду при температуре 200 С и поставили на газ. Каждую минуту вода нагревается на 100С. Через какое время вода закипит?

Начальные значения: t: = 20; n: = 0

Условия: t > = 100

Операторы цикла: t: = t + 10; n: = n + 1

(Учащиеся проверяют правильность заполнения блок-схем с помощью демонстрации слайдов презентации)

Итак, мы разобрали каждую задачу, составили математическую модель, и вы сами заполнили блок-схему.

5. Практическая работа с ПК.

Учитель. И следующая часть урока - практическая работа. Вы составляете программы на языке Паскаль.

Задача 1.

PROGRAM 1;

VAR V0,V,T: INTEGER;

BEGIN

V0:= 0;

T:=0;

FOR T:=1 TO 12 DO

V:=V+7;

WRITELN (‘ЧЕРЕЗ ‘, T, ‘СЕКУНД СКОРОСТЬ=’,V);

READLN

END.

Ответ: через 12 секунд скорость будет равна 84 км/ч

Задача 2.

PROGRAM 2;

VAR V,T: INTEGER;

BEGIN

V:=35 0;

T:=0;

WHILE V>175 DO

BEGIN V:=V-3; T:=T+1; END;

WRITELN (‘ЧЕРЕЗ ‘, T, ‘МИНУТ V=’,V);

READLN

END.

Ответ: через 59 минут объем будет равен 173 л

Задача 3.

PROGRAM 3;

VAR T,N: INTEGER;

BEGIN

N:= 0;

T:=20;

REPEAT

T:=T+10;

N:=N + 1;

UNTIL T>100;

WRITELN (‘ЧЕРЕЗ ‘, N, ‘МИНУТ T=’,T);

READLN

END.

Ответ: через 8 минут вода закипит

6. Подведение итогов урока

Учитель. Спасибо, ребята. Все вы справились с заданием - молодцы, а значит, мы достигли цели нашего урока. Выставление оценок.