Урок чтения в 4-м классе по теме: "Картины родной природы. Осень" (И.А. Бунин. "Листопад")

Разделы: Начальная школа


Иван Алексеевич Бунин “Листопад”

Оборудование:

  • проигрыватель
  • проектор
  • экран
  • магнитофон
  • портрет Бунина
  • иллюстрации

Методическое обеспечение: учебник по чтению 4 класс

Цели урока:

Познавательный аспект

  • знакомство с биографией И.А. Бунина и его творчеством
  • совершенствование осознанного выразительного чтения
  • знакомство с новыми словами

Развивающий аспект

  • развитие внимания, воображения, наблюдательности
  • развитие творческих способностей

Воспитывающий аспект

  • воспитывать любовь к родной природе, к родному краю
  • воспитывать чувство прекрасного

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – 4 мин.
  3. Проверка домашнего задания – 3 мин.
  4. Подготовка учащихся к усвоению нового материала – 3 мин.
  5. Изучение нового материала – 15 мин.
  6. Закрепление нового материала – 3 мин.
  7. Самопроверка знаний – 7мин.
  8. Итог урока – 2 мин.
  9. Домашнее задание – 1 мин.
  10. Рефлексия – 1 мин.

Ход урока

На доске: “Унылая пора … Очей очарованье…”

А.С. Пушкин

1. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение темы, целей и задач урока.

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Учитель: “Унылая пора… Очей очарованье…”. Какие прекрасные слова А. С. Пушкина! О каком времени года идет речь?

3. Проверка выполнения домашнего задания

Учитель: Конечно, речь идет об осени. А как вы догадались? По каким признакам вы узнаете это время года? Это время года волновало и волнует до сих пор души всех людей. О красоте этого времени года хочется писать стихи, петь песни, сочинять прозу. Дома вы попробовали стать прозаиками и написали сочинение про эту замечательную пору.

(учитель читает отрывки из 2-3 лучших сочинений)

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень умело заметили всю красоту, всю сказочность осени и очень удачно смогли описать ее в своих работах. И ни одного сочинения не обошлось без самого прекрасного осеннего явления – листопада.

4. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Учитель: Явление листопада очень часто воспевается в стихах и в прозе, и сегодня мы на уроке познакомимся с поэтом и писателем, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение. Это Иван Алексеевич Бунин.

(биография И.А. Бунина, обращение внимания на портрет поэта)

5. Изучение нового материала

Учитель: Стихотворение И.А. Бунина называется “Листопад”. Сейчас вы услышите это стихотворение в исполнении мастера слова Н. Омороковой. Но прежде чем вы начнете слушать это стихотворение, хочу обратить ваше внимание на то, что в нем вам встретятся новые, может быть непонятные слова.

Работа с новыми словами:

Лазурь – яркий светло-синий цвет (демонстрация цвета)

Багряный – темно красный цвет (демонстрация цвета)

Лиловый – фиолетовый цвет, цвет фиалки и сирени (демонстрация цвета)

Завороженный – синонимы: околдованный или очарованный

Все приготовились прослушать стихотворение в грамзаписи, и не забудьте следить по тексту в учебнике.

(прослушивание стихотворения, 20-30 секундная пауза, для того чтобы дети представили то, что только прочитали и прослушали)

Беседа по тексту – все доказывается строчками из текста

Учитель: Опишите, пожалуйста, картины, возникшие перед глазами.

С чем автор сравнивает лес? (с теремом)

Почему? Что между лесом и теремом общего? (как стена, оконца, резьба, вышки)

Что хотел показать этим сравнением И.А. Бунин? (сказочность и красоту леса)

Какие эпитеты подбирает автор, чтобы достичь этой цели? (золотой, багряный, завороженный, лазурный, воздушная паутина, мертвая тишина)

Какие запахи и звуки наполняют лес? (свежесть, мертвая тишина, слышно шуршание листика)

С чем автор сравнивает осень? Почему? (тихая вдова – одинокая, печальная, грустная)

Главное ощущение, которое возникает при прочтении стихотворения? (сказочность, торжество)

Какое настроение рождает вид осеннего леса? (дети выражают свои чувства и мысли)

Попробуйте передать осеннюю гамму красок, которые использует авторов (синий, золотой, красный, багряный ит.д.)

Учитель: Посмотрите на картины (на доске три картины осени) и скажите, какая из них подходит к описанию осени И.А. Бунина и почему?

(1 картина – золотая осень, 2 картина – поздняя осень, нет листьев, 3 картина – лежит уже снег)

Разминка для подготовки к выразительному чтению

- Проговорить “Осень” от тихого к громкому и наоборот

- разминка для глаз и речевого аппарата – шуршание листика

- 1,2,3,4,5 – вдох , 1,2,3,4,5 – выдох

- скороговорка:

Оделись клены в рыжее,

И ни один не дразнится.

Раз все равно все рыжие,

Кому какая разница.

6. Закрепление нового материала

Игра “Найди пару”

Рассыпались сравнения, подберите для них пару из стихотворения Бунина

Лес
Осень
Елочки
Мотылек
Просветы
Паутина
оконца
вышки
тихая вдова
терем
белый лепесток
сеть из серебра
(дети указывают пару стрелками на доске)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы уже сказали, что, сравнивая лес с теремом, А.И. Бунин хотел показать сказочность леса. А как читают сказки? (напевно)

Сейчас вы самостоятельно прочитаете стихотворение и подготовитесь читать его выразительно, а, следовательно, обратите внимание на паузы, на выделение сравнений более громким голосом, соблюдая знаки препинания.

(Во время чтения стихотворения детьми, учитель переодевается в королеву Осень)

Осень: Здравствуйте, ребята! Я правильно нашла адрес: школа..., 4 “А”? Мне сказали, что здесь сейчас будут читать стихотворение об осени. Я очень хочу послушать. Можно?

(дети читают стихотворение)

Осень: Сейчас мы будем смотреть диафильм. Пожалуйста, подберите к каждому слайду строчки из стихотворения (дети подбирают строчки из текста к каждому слайду)

7. Самопроверка знаний

Осень: Сейчас вы будете работать в группах по четыре человека, у каждой группы будет свое творческое задание.

Задание №1. Нарисуйте ваши представления, которые у вас возникли после прочтения стихотворения “Листопад”

Задание №2. Составьте четверостишие по ключевым словам и прочтите его с выражением

Ключевые слова: ........ ................золотая ...................потом
......... ..........непростая ..........под зонтом

(во время выполнения работы звучит тихая музыка)

Ребята читают свои стихи и устраивают выставку своих работ.

8. Итог урок

Устное сообщение учителя об успешности усвоения нового материала и деятельности учащихся.

9. Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения “Листопад” И.А.Бунина

10. Рефлексия

Учитель: Ребята как вы думаете, вы достигли цели, которая стояла перед вами в начале урока? Что вам помогло это сделать? Оцените работу класса. Ответьте на вопросы:

- На уроке я научилась (ся)….

- Самым интересным сегодня было…

- Самым трудным для меня было…

- Самым неожиданным для меня было…

- О себе сегодня я узнала…

На память о сегодняшнем уроке Осень дарит вам всем свои подарки – разноцветные листочки, а с какого они упали дерева, вы расскажите завтра на уроке природоведения.