Сегодня, одной из основных задач учителя в школе является организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной позиции.
Эту задачу учитель может реализовать в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, в том числе использование дидактических игр.
Уроки с применением игровых ситуаций относятся к нестандартным урокам. Организуя урок с использованием игровых ситуации, педагог стремится полнее учесть возрастные способности школьников и, в частности, удовлетворить естественную тягу к играм и к разнообразию видов учебной деятельности, поскольку известно, что подростки любят играть, и занимаются этим с большим удовольствием. Такие уроки пробуждают и развивают их интерес к процессу обучения и учебному предмету, кроме того, они служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, удачным способом переключения с одного вида работы на другой, притом интересной.
Но к проведению дидактических игр, как к любой другой деятельности, учителю необходимо готовиться. Эта подготовка начинается еще на студенческой скамье. Основной задачей педвуза является подготовка молодых специалистов к работе в школе. Как же осуществляется эта подготовка?
Подготовка к проведению дидактических игр любого характера в школе, в вузе начинается на занятиях по основам педагогического мастерства и на занятиях по педагогике. Здесь студенту дают общие основы проведения дидактических игр в школе: особенности игр, их продолжительность, частота проведения, требования к проведению игр. Далее подготовка студента продолжается на занятиях по методике преподавания физики. На этих занятиях даются тематики проведения игр, четкие указания к их проведению, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности учеников, а также специфику материала, по которому проводится дидактическая игра. На занятиях происходят инсценировки проведения таких мероприятий, когда преподавателем назначается студент, выступающий в роли учителя, а остальные студенты находятся в роли учеников. Здесь уже непосредственно происходит подготовка студента к проведению дидактической игры. Студенты, находящиеся в роли участников игры, т.е. в роли учеников, подмечают достоинства и недостатки в проведении игры, и будут их учитывать, когда сами будут в роли учителя.
Преподаватель при этом выполняет координирующую функцию, он непосредственно руководит проведением игры, указывает на достоинства и недостатки ее проведения
Занятия такого типа, позволяют студенту представить себя на месте учителя, подготовиться профессионально и психологически к своей будущей работе, и они являются хорошей тренировкой к проведению игр, уже непосредственно в школе.
Полезно устраивать соревнования в виде игры по физике между двумя группами, или двумя микрогруппами. Это благоприятно сказывается на подготовке студентов к проведению дидактических игр по физике.
Следующим, заключительным этапом, подготовки студентов к проведению игр является педагогическая практика в школе. На педпрактике студент самостоятельно выбирает тематику проведения игры, составляет ее план, готовится к ее проведению вместе с учениками.
Все эти этапы очень важны и неотделимы друг от друга, Именно в педвузе формируется мировоззрение студента как будущего учителя, развиваются его личностные и профессиональные факторы. Эти качества мы и развиваем у будущих учителей на занятиях: по методике преподавания физики, чтобы из вуза выходило здоровое и творческое поколение.