Цели:
- Через систему познавательных задач сформировать знание о свойстве воды, актуализировать знания о воде – как источнике жизни.
- Формировать умение выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерность.
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, задумываться над сутью, причинами изменений. анализировать.
Обеспечение занятия:
- Глобус (появляется глобус под черной вуалью и на нем кран с табличкой “Воды нет”).
- Фонтан.
- Вода, сосуды, соль, марганец, медный купорос, таблички со словами.
- Горшок с цветком.
1. Организация класса.
Создание эмоционального настроения (появляется глобус под черной вуалью и на нем кран с табличкой “Воды нет”).
- Что бы это значило? (Снимаю табличку.)
- Да, воде была дана волшебная сила стать соком жизни на Земле.
2. Объявление темы и цели урока.
- Давайте исправим положение (поворачиваю глобус без вуали и будем познавать вещество, которое создало нашу планету – пусть это будет нашим девизом.
- Вода у народов Древней Руси служила источником для создания легенд, преданий и сказок (русалки, водяные…).
И пошла молва трезвонить,
Вещества все беспокоить
Появилась здесь царица,
А прозванье ей – ВОДИЦА.
(На доске появляется слово “ВОДА”.)
- И так, отправляемся в путь исследования!
- Кто такой исследователь?
(Тот, кто наблюдает, устанавливает определенные закономерности и делает выводы.)
- Мы исследователи, а значит:
- наблюдаем;
- устанавливаем закономерности;
- делаем выводы.
3. Работа над темой урока.
- Вода в природе обладает определенными свойствами. Какими?
- Сегодня мы будем ИССЛЕДОВАТЬ ВОДУ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ.
- Исследование начинаем!
ИССЛЕДОВАНИЕ. Фонтан, бьющий из под Земли, вода растекается.
- Какое свойство воды можно наблюдать?
(Вода течет, растекается.)
- Можно сделать вывод: ВОДА ТЕЧЕТ, РАСТЕКАЕТСЯ.
(На доске появляется табличка со словами “течет, растекается”)
- Где в природе вы это наблюдали?
- Какую роль играет в природе? Ручей, река выходят из берегов.
- Продолжаем ИССЛЕДОВАНИЕ.
Опыт 1: берем одинаковое количество воды и разливаем в разные по форме сосуды.
- Какой формы вода сейчас? О каком свойстве рассказал этот опыт? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Вода занимает весь представленный объем.
(На доске появляется табличка со словами “занимает весь предоставленный объем”)
- Где в природе вы это наблюдали?
Русло реки, озеро, пруд, человек на 80% состоит из воды, средняя ель весит 100 кг, из них 80 кг – вода; нарцисс – 100 гр, из них 85 гр – вода, лосось весит 2 кг, из которых 1,5 кг приходится на воду.
ИССЛЕДОВАНИЕ. Вода – растворитель.
Опыт 2: в воде будем растворять марганец, соль, медный купорос (для работы нужны 2 помощника – лаборанта).
- Мы проводим опыт, а вы наблюдаете.
1. Растворяет соль. Наблюдаем, делаем вывод – ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О СВОЙСТВЕ ВОДЫ?
Вывод: Вода – растворитель.
2. Растворяет марганец. Наблюдаем, какой вывод можно сделать в этом случае?
Вывод: Вода – растворитель.
3. Растворяет медный купорос. Какое свойство воды наблюдаем?
Вывод: Вода – растворитель.
(На доске появляется табличка со словами “растворитель”)
- О воде еще можно очень много сказать.
- Где это свойство работает в природе?
- Вода – важнейшее условие существования жизни. Растениям вода необходима для роста, для усвоения растворенных в ней минеральных солей, для образования сочных плодов с семенами, для набухания и прорастания семян, для распространения семян водным путем. ВОДА - ИСТОЧНИК ЖИЗНИ ДЛЯ РАССТЕНИЙ, а растения и их плоды – едоками. Отсюда следует.
- Для чего нужна вода?
Вывод: Вода нужна для того, чтобы жить.
“Сок жизни – так назвал воду итальянский художник Леонардо да Винчи”. Это определение соответствует действительности.
Вода – источник питания для растений.
4. Подводим итог о свойствах воды.
(Ода воде Антуан Сент –Экзюпери. Сообщение ученика.)
Ода воде
“Вода, у тебя нет ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются неведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились”.
С темой “вода” связана актуальная проблема охраны и защиты водоемов, но об этом мы будем говорить на следующих уроках. 23 марта – день защиты воды.
Итог. Рефлексия. Оценка деятельности класса.
- В ходе урока мы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, т.е. проводить ИССЛЕДОВАНИЕ.
- Какую роль играет вода в природе?
ВОДА – ЖИЗНЬ
Пожелание
Я ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ ВАМ СВОЕ ПОЖЕЛАНИЕ, ЧТОБЫ ВЫ МОГЛИ С ЧЕСТЬЮ ВЫДЕРЖАТЬ СРАВНЕНИЕ С ЧИСТЫМ РОДНИКОМ.