Задачи урока:
Образовательные
- формирование умения выполнять вычисления с помощью табличного процессора MS Excel;
- совершенствовать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательные
- формировать культуру совместной деятельности;
- содействовать формированию такого мировоззренческого понятия, как причинно-следственные связи.
Развивающие
- развивать умение выделять главное, формировать выводы;
- развивать внимание обучающихся, воображение, память.
Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Формы и методы обучения: беседа, компьютерная презентация, фронтальная и индивидуальная практическая работа.
Время реализации занятия: 45 мин.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, наглядная презентация (приложение 1).
План урока:
№ |
Этапы занятия |
Временная реализация |
1. |
Организационный момент | 4 минуты |
2. |
Актуализация знаний учащихся беседа, фронтальный опрос | 5 минут |
3. |
Формирование умений | 20 минут |
4. |
Физкультминутка | 1 минута |
5. |
Закрепление и проверка знаний | 10 минут |
6. |
Физкультминутка | 2 минуты |
7. |
Итоги занятия. Рефлексия. | 3 минуты |
8. |
Задание на дом | 1 минута |
ХОД УРОКА
Учитель информатики: Хочу напомнить слова ……Р.Декарта: “Мало знать – надо уметь применять”. Оно определяет цель нашего урока: научиться использовать программные средства компьютера в своей учебной деятельности. Знания, полученные на уроках информатики, вы уже применяли при защите своих мини-проектов. Используя возможности PowerPoint, вы рассказывали, как сохранить тепло в вашем доме, получились интересные работы. Сегодня мы будем учиться использовать электронные таблицы для проведения расчетов различного уровня сложности при решении физических задач по теме: “Тепловые явления” (учитель напоминает ученикам правильную рабочую позу за компьютером?)
Вопросы для повторения в электронном редакторе MS Excel (фронтальный опрос):
- Назовите основные структурные единицы электронных таблиц.
- Как определяется адрес ячейки?
- Перечислите основные типы данных в работе с электронными таблицами?
- Какое выравнивание применяется по умолчанию к тексту? к числу?
- Что необходимо помнить при вводе формул?
- Как изменить ширину столбца?
- Что такое маркер заполнения? Какова его функция?
Учитель физики. Повторим основные формулы, изученные в теме “Тепловые явления”:
Решим простую задачу. Сколько энергии требуется затратить, чтобы расплавить свинец массой 20 кг, взятый при температуре плавления?
Учитель информатики: обращает внимание на оформление задачи и выделяет следующие этапы:
- Формирование таблицы исходных данных задачи.
- Программирование необходимых расчетных формул, используя правила ввода формул в ячейки.
- Получение итоговой таблицы расчетов и анализа результатов.
Решение задачи осуществляется в электронных таблицах.
Результат работы:
Работая с электронными таблицами, вы можете не задумываться, как программа выполняет ту или иную операцию и сконцентрироваться на содержании. Например: изменим вещество в нашей задаче. Делаем вывод.
Учитель физики: Решим более сложную задачу на уравнение теплового баланса. Сколько необходимо сжечь спирта, чтобы нагреть в лабораторном стакане 200 г воды от 12° С до кипения?
Проанализируем условие задачи. О каких процессах идет в ней речь? Запишем уравнение теплового баланса. Вызывает ученика к доске. Выведем искомую формулу.
Учитель информатики: Результат работы:
Физкультминутка: послушайте задание: прогните спинку, потянитесь, посмотрите на работу своего соседа (загляните в его монитор).
Учитель физики: рассмотрим реальную задачу. Пусть у нас есть не только спирт, а и другие виды топлива, например, дрова и керосин. Какое топливо лучше выбрать для нагревания воды в лабораторном стакане, чтобы получить выгоду и экономию финансов?
Пусть цена 1 кг спирта 100 рублей, 1 кг керосина – 30 рублей, 1 кг сосновых дров – 5 рублей. Пишет на доске.
Учитель информатики: Результат работы:
Учитель физики: Какие можно сделать выводы из этой задачи? Почему мы не используем дрова? Когда удобно использовать редактор “Электронные таблицы” для решения задач?
Учитель информатики: физкультминутка.
- На счёт 1-4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем раскрыть глаза и на счёт 1-6, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
- На счёт 1-4, не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд, затем на счёт 1-6 посмотреть вдаль прямо. Аналогично провести упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
- Исходное положение – сидя на стуле, руки на поясе. На счёт 1 – повернуть голову направо, на счёт 2 вернуться в исходное положение. То же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
Учитель информатики: Оценивание учащихся. Подведение итогов.
Учитель физики: В качестве домашнего задания вам предлагалось придумать задачу на уравнение теплового баланса. Покажите ваши задачи. Запишите условие и решите их в электронных таблицах.