Открытый урок по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении) способствовать развитию навыков точного употребления глаголов в речи; орфографической зоркости содействовать воспитанию чувства прекрасного;
  • воспитанию положительной мотивации в обучении.

Оборудование: карточка с планом морфологического разбора имени существительного, карточки для индивидуальной работы, учебник “Русский язык” 4-й класс (авторы: Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева).

Тип урока: комбинированный

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Предлагаю подружиться,
И всем вместе потрудиться.

II. ЯЗЫКОВАЯ РАЗМИНКА

1. Запись под диктовку.

  • За одну ночь вершины гор побелели от снега.
  • Найти грамматическую основу
  • Разобрать по составу слова

ВЕРШИНЫ ПОБЕЛЕЛИ

  • Обратите внимание на орфограмму в слове ночь.   Ваши примеры слов с данной орфограммой.
  • А также слово побелели – ваши примеры слов с данной орфограммой (потемнели, подобрели)

2. Морфологический разбор слова гор. (гор – (чего?); н.ф. (что?) гора, сущ., неодуш., ж.р., 1 скл., мн.ч., р.п., втор.член.

УСТНО: Синтаксический разбор предложения (повеств., невоскл., простое, распр.).

СХЕМА – =

Повторение

Запись под диктовку.

Послушайте словосочетание: платье из шелка. (Как сказать по-другому? – употребить прилагательное (шелковое платье).

  • дольки апельсина;
  • растение в комнате (пост. в р.п.);
  • ящик для почты (в п.п.);
  • занятия в группе (в и.п.);
  • вилка из металла (в т.п.);
  • мячи для тенниса (в и.п.).

Определить число и род.

III. ВВЕДЕНИЕ В РАЗДЕЛ

Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы – ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.

1. Анкета

1. Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать (стих. – 1 ученик). Назвать действия.

2. Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и известную всем частицу.

3. Что бы вы пожелали ребятам?

Что бы русский все ребята
На “пятерку” знали
На письме и в разговоре
Нас употребляли.

- Правильно, это часть речи – глагол.

2. Повторение изученного о глаголе.

1. Составьте и задайте вопросы классу на тему “Что мы знаем о глаголе”.

2. Развитие устной учебно-научной речи. Составление рассказа о глаголе по опорным словам на доске.

ОПОРНЫЕ СЛОВА

самостоятельная
обозначает
вопросы
не
время
п, род
число

3. Игровые упражнения на повторение.

от существительного – образовать
глаголы употребить приставку
от прилагательного – глаголы

мечта
победа
соль
сторож
труба

темный
взрослый
черный
худой
мрачный

Замените фразеологизмы близким по значению глаголом:

зарубить на носу – запомнить;

бить баклуши – бездельничать;

обвести вокруг пальца – обмануть;

клюет носом – дремать;

пропускать мимо ушей - не слушать.

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:

Повторение изученного.

Урок будет строиться по плану:

1. Почему часть речи получила такое название – глагол?

2. Какова роль глаголов в тексте, в предложении?

3. Как пишутся глаголы с частицей не?

4. 1 пункт плана.

Упр.213. Чит. 1–2 ученика.

Затем перечитать по абзацам – и ставят вопросы классу (только по 1 абзацу). С.169 читать проблемные вопросы (что такое разглагольст.)

Ответ по толк.словарю (конец учебника).

5. 2 пункт плана. Роль глаголов. (Работа в паре).

Чтение с памятками.

Это текст – повествование и глаголы показывают как происходят действия, события?

6. Роль в предложении упр.215.

С помощью глагола автор рисует картину летнего утра. Глагол употребляется в переносном значении и показ действия предмета, как живых существ. (Давайте зачитаем.)

Списывание 2 столб. – выполнить задания.

7. 3 пункт плана. Правописание частицы не с глаголами.

Упр.216 (по условию). Воспитательный момент.

Роль частицы – отрицание глаголам

Запись: Правила поведения за столом:

V. ИТОГ УРОКА (составление рассказа о глаголе).

Устно: Ответьте на вопросы, употребляя отрицательную частицу не там, где нужно. Относится ли существительное мяч, рожь к 1 склонению?  Изменяются ли существительные по родам? Может ли подлежащее выражаться винительным падежом?

Домашнее задание. Упр.215 (2, 3 ст.).