Цели:
- углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении) способствовать развитию навыков точного употребления глаголов в речи; орфографической зоркости содействовать воспитанию чувства прекрасного;
- воспитанию положительной мотивации в обучении.
Оборудование: карточка с планом морфологического разбора имени существительного, карточки для индивидуальной работы, учебник “Русский язык” 4-й класс (авторы: Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева).
Тип урока: комбинированный
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Предлагаю подружиться,
И всем вместе потрудиться.
II. ЯЗЫКОВАЯ РАЗМИНКА
1. Запись под диктовку.
- За одну ночь вершины гор побелели от снега.
- Найти грамматическую основу
- Разобрать по составу слова
ВЕРШИНЫ ПОБЕЛЕЛИ
- Обратите внимание на орфограмму в слове ночь. Ваши примеры слов с данной орфограммой.
- А также слово побелели – ваши примеры слов с данной орфограммой (потемнели, подобрели)
2. Морфологический разбор слова гор. (гор – (чего?); н.ф. (что?) гора, сущ., неодуш., ж.р., 1 скл., мн.ч., р.п., втор.член.
УСТНО: Синтаксический разбор предложения (повеств., невоскл., простое, распр.).
СХЕМА – =
Повторение
Запись под диктовку.
Послушайте словосочетание: платье из шелка. (Как сказать по-другому? – употребить прилагательное (шелковое платье).
- дольки апельсина;
- растение в комнате (пост. в р.п.);
- ящик для почты (в п.п.);
- занятия в группе (в и.п.);
- вилка из металла (в т.п.);
- мячи для тенниса (в и.п.).
Определить число и род.
III. ВВЕДЕНИЕ В РАЗДЕЛ
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы – ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.
1. Анкета
1. Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать (стих. – 1 ученик). Назвать действия.
2. Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
3. Что бы вы пожелали ребятам?
Что бы русский все ребята
На “пятерку” знали
На письме и в разговоре
Нас употребляли.
- Правильно, это часть речи – глагол.
2. Повторение изученного о глаголе.
1. Составьте и задайте вопросы классу на тему “Что мы знаем о глаголе”.
2. Развитие устной учебно-научной речи. Составление рассказа о глаголе по опорным словам на доске.
ОПОРНЫЕ СЛОВА
самостоятельная
обозначает
вопросы
не
время
п, род
число
3. Игровые упражнения на повторение.
от существительного – образовать глаголы употребить приставку |
от прилагательного – глаголы |
мечта |
темный |
Замените фразеологизмы близким по значению глаголом:
зарубить на носу – запомнить;
бить баклуши – бездельничать;
обвести вокруг пальца – обмануть;
клюет носом – дремать;
пропускать мимо ушей - не слушать.
IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА:
Повторение изученного.
Урок будет строиться по плану:
1. Почему часть речи получила такое название – глагол?
2. Какова роль глаголов в тексте, в предложении?
3. Как пишутся глаголы с частицей не?
4. 1 пункт плана.
Упр.213. Чит. 1–2 ученика.
Затем перечитать по абзацам – и ставят вопросы классу (только по 1 абзацу). С.169 читать проблемные вопросы (что такое разглагольст.)
Ответ по толк.словарю (конец учебника).
5. 2 пункт плана. Роль глаголов. (Работа в паре).
Чтение с памятками.
Это текст – повествование и глаголы показывают как происходят действия, события?
6. Роль в предложении упр.215.
С помощью глагола автор рисует картину летнего утра. Глагол употребляется в переносном значении и показ действия предмета, как живых существ. (Давайте зачитаем.)
Списывание 2 столб. – выполнить задания.
7. 3 пункт плана. Правописание частицы не с глаголами.
Упр.216 (по условию). Воспитательный момент.
Роль частицы – отрицание глаголам
Запись: Правила поведения за столом:
V. ИТОГ УРОКА (составление рассказа о глаголе).
Устно: Ответьте на вопросы, употребляя отрицательную частицу не там, где нужно. Относится ли существительное мяч, рожь к 1 склонению? Изменяются ли существительные по родам? Может ли подлежащее выражаться винительным падежом?
Домашнее задание. Упр.215 (2, 3 ст.).