МП (УЭ)
УЭ – интегрирующая цель.
УЭ–О – входной контроль – соединения серы (VI).
УЭ–1 – особенности свойств концентрированной серной кислоты (изучение нового материала).
УЭ–2 – закрепление нового материала (взаимодействие серной кислоты с металлами и сложными веществами).
УЭ–3 – выходной контроль.
УЭ–4 – рефлексия.
1. УЭ – интегрирующая цель.
1. Повторить и обобщить сведения о соединениях серы (VI).
2. Изучить особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами, неметаллами, сложными веществами.
3. Развить навыки составления электронно-ионных уравнений химических реакций.
4. Развивать навыки коллективного обучения, работы в условиях личного контроля с использованием различных форм само- и взаимоконтроля.
2. УЭ–0 – входной контроль.
2.1 Цель. Проверьте, готовы ли вы к восприятию модуля.
На выполнение данного задания Вам
отводится 5 минут. Работайте самостоятельно. Свои
ответы занесите в бланк ответов БО УЭО. Если Вы верно ответили на все 8 вопросов поставьте в бланк БО УЭО 8 баллов, 7 вопросов – 7 баллов, 6 вопросов – 6 баллов, и т.п. |
2.2 Задание. 1. В соединении SОз сера проявляет валентность ____. 2. Вид химической связи в оксиде серы (VI) _______. 3. Оксид серы (VI) проявляет свойства: а) основного оксида, б) кислотного оксида в) несолеобразующего оксида, г) амфотерного оксида. 4. При взаимодействии оксида серы (VI) с водой образуется ________. 5. Степень окисления серы в серной кислоте ______. 6. По содержанию кислорода в составе кислотного остатка серная кислота является __________кислотой. 7. Раствор серной кислоты относится к ___________электролитам. 8. Серная кислота по агрегатному состоянию ______________. |
3. УЭ–1 Особенности свойств концентрированной серной кислоты. Изучение нового материала.
3.1.
Цели:
- Познакомиться со свойствами концентрированной серной кислоты.
- Научиться составлять уравнения химических реакций с участием серной кислоты.
Вспомните, какие химические свойства характерны для раствора серной кислоты. Смотри литературу(2), (3). Время выполнения задания – 10 минут | Вы уже знаете, что сера образует два
оксида SO2; и SOз. Оксид серы (VI) – бесцветная
жидкость с Тпл.= 16,8°С и Ткип.= 44,8°С. Он
энергично соединяется с водой, образуя серную
кислоту: SOз + Н2О = H2SO4 SOз очень хорошо растворяется в 100%-ной серной кислоте. Такой раствор называют олеумом. Серная кислота. H2SO4 – тяжелая вязкая жидкость, смешивается с водой в любых отношениях. Ее раствор в воде является сильной кислотой, которая образует два ряда солей: сульфаты и гидросульфаты. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с различными металлами, как правило, происходит ее восстановление до SO2. Например: Zn + 2 H2SO4(конц.)= ZnSO4 + SO2 + 2Н2О Концентрированная серная кислота окисляет медь, серебро, углерод, фосфор: Сu + 2 H2SO4(конц.)= СuSO4 + SO2 + 2Н2О 2Аg + 2 H2SO4(конц.)= Аg2SO4 + SO2 + 2Н2О С + 2 H2SO4(конц.)= СО2 + 2SO2+2Н2О 2Р+ 5 H2SO4(конц.) = 2НзРO4 + 5 SO2 + 2Н2О Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества – сахар, бумагу, дерево, волокна и т.д., отнимая у них элементы воды. При этом образуются гидраты серной кислоты. Обугливание сахара можно выразить уравнением С12Н22O11+n H2SO4(конц.) =12С+ n H2SO4·11Н2О Образовавшийся уголь частично вступает во взаимодействие с кислотой: С + 2 H2SO4(конц.)= СО2 + 2SO2+2Н2О Поэтому кислота, которая идет в продажу, имеет бурый цвет от случайно попавших и обуглившихся в ней пыли и органических веществ. На поглощении (отнятии) воды серной кислотой основана осушка газов. Разбавленная серная кислота окисляет только металлы, стоящие в ряду активности левее водорода, за счет ионов H+ , например: Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2 Качественная реакция на серную кислоту и растворимые сульфаты – образование белого осадка сульфата бария, нерастворимого в кислотах и щелочах: Ва2++ SO42- = ВаSO4 |
4. УЭ–2 Химические свойства концентрированной серной кислоты.
4.1.
Цели:
- Изучить особенности взаимодействия серной кислоты с металлами и сложными веществами.
- Подтвердить полученные знания на практике.
Работайте в группе. Ответы заносите на
кодопленку, выданную учителем. Работа рассчитана
на 10 минут. Внимание! Не забывайте о правилах
техники безопасности! Литература (1), (2), (3). 1 балл – не участвовал, 2 балла – принимал участие, допускал ошибки 3 балла – принимал активное участие. |
4.2. Задание. Выполнить химические превращения, составить соответствующие уравнения реакций в электронно-ионном виде. Сделать вывод о свойствах серной кислоты. 1 группа. Реактивы на столах: раствор серной кислоты, железо, магний. Сравните скорость реакции взаимодействия серной кислоты с выданными металлами, объясните различие, предложите способы увеличения скорости. 2 группа. Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, медная спираль. Опустите медную спираль в пробирку с кислотой. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод об окислительной способности концентрированной серной кислоты. 3 группа. Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, бумага, сахар. Опустите в одну пробирку с кислотой бумагу, в другую насыпьте немного сахарного песка. Объясните свои наблюдения. Сделайте вывод об особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с органическими веществами. 4 группа. Реактивы на столах: раствор серной кислоты, раствор сульфата натрия, раствор хлорида бария. Проведите качественные реакции на серную кислоту и сульфат. Уравнения реакций запишите в ионном виде. Сформулируйте правило обнаружения сульфат-иона в неизвестном растворе. После выполнения работы отдайте кодопленку с ответами учителю или консультанту. Проверка производится с использованием кодоскопа. Консультанты выставляют в графу БО УЭ–2 каждому ученику оценку, согласно доли его участия в обсуждении данного вопроса. |
5. УЗ–3 Самостоятельная работа (выходной контроль).
4.1. Задание I.
Эту работу нужно выполнять по вариантам. Если Вы сидите ближе к окну, то выполняете первый вариант. Если ближе к двери – второй. На это задание отводится 10 мин. Работу выполняйте на бланке БО УЭ–3. | Запишите уравнения химических реакций в электронно-ионном виде. 1 вариант S + H2SO4 Аg + H2SO4( КI + H2SO4 К2SO4 + I2 + Н2S + Н2О) 2 вариант Р+ H2SO4 Hg + H2SO4 ( H2SO4 + КIO3I2+ Nа2SO4 + К2SO4 + Н2О) После выполнения поменяйтесь работами с соседом, сидящим справа от вас. Сверьте ответы вашего соседа с ответами на доске. Поставьте в лист контроля число баллов по сумме верно записанных уравнений. Все выполнено верно – 6 баллов, за каждое неверно записанное уравнение вычесть один балл, за выполнение дополнительного задания прибавьте по одному баллу за каждое правильно записанное уравнение. |
6. УЭ–4. Рефлексия.
Работа рассчитана на 2–3 минуты. | 1. Вернитесь к целям урока. 2. Достигли ли Вы их в ходе работы? 3. Как Вы конкретно оцениваете свою деятельность на уроке? 4. Что Вам, на Ваш взгляд, необходимо изменить в своей деятельности на уроке? 5. Что давалось легче? Что труднее? 6. Оцени свою работу на уроке объективно: - работал мало, материал знаю слабо – 0 баллов; - работал активно, но часто ощущал пробелы в знаниях по тому или иному вопросу – 1 балл; - работал активно, уверенно отвечал на вопросы, отстаивал свою точку зрения – 2 балла. |
7. Литература.
- Л С. Гузей, Р.П. Суровцева Химия-10.
- Р. П. Суровцева, Л.С. Гузей Химия-9.
- Ф.Г. Рудзитис, Г.Е. Фельдман Химия -9.