Тема: Обобщающий урок по теме “Общение”. Путешествие на луг.
Цели:
1. Обучающая:
- систематизация полученных знаний по теме, таких как виды общения, речевая ситуация, речевой этикет;
- отработка навыков чтения через приёмы анализа и синтеза, “жужжащее чтение”, составление слов, деформированных предложений.
2. Развивающая:
- развитие следующих риторических умений: риторический анализ устного текста, риторическая игра.
- развитие эмоционально сферы;
- развитие устной речи;
- расширение кругозора.
3. Воспитательная:
- воспитание бережного отношения к природе, вежливого поведения с окружающими.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Давайте улыбнёмся друг другу.
- Сейчас у нас урок риторики. Я желаю вам, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы на уроке вам было интересно, чтобы вы пофантазировали.
II. “Жужжащее чтение”.
- Придвиньте к себе листочки с текстом, почитаем вместе минутку.
III. Актуализация знаний.
- О чём прочитали в тексте?
- Сейчас мы отправимся из тёмной холодной зимы на летний солнечный луг.
Видеозарисовка с музыкальным сопровождением.
- Какое настроение после увиденного?
- Снимите обувь и поставьте ножки на травку – на коврики.
- Ребята, что вы услышали на лугу?
- А что и кого увидели?
- С кем ещё встретились на лугу? (Коровы)
- Как же вы не заметили таких больших коров? (Картинка на доску)
- С помощью каких звуков общаются коровы?
- Давайте помычим.
Дыхательная гимнастика.
- А теперь побольше воздуха наберём и сильнее вытолкнем его.
- И ещё больше воздуха и с большей силой выталкиваем.
1. Слоговой состав слов.
- Зачем пришли коровы на луг?
- Какие цветы растут на лугу?
- На доске цветы. Назовите их. Назовите лишнее слово. Почему?
- Составим букет из этих цветов, но брать цветы будем по заданию.
- Цветы, название которых состоит из 1 слога. Докажи. (Мак)
- Цветы, в названии которых 2 слога. Докажи. (Клевер, лютик)
- 3 слога. (Ромашка, василёк, репейник)
- 4 слога. (Незабудка, одуванчик)
- Ребята, мы собирали букет на воображаемом лугу, а в жизни можно рвать цветы? Почему?
- Жизнь на лугу кипит. Растения мы с вами увидели. А кто ещё живёт на лугу, вы назовёте, когда разгадаете ребус. (Бабочка)
2. Следующего жителя вы узнаете, подобрав рифму.
- Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползёт зелёный …
С длинными усами!” (Жук)
- А загадку вам прочитает Эдик.
Летом я летаю,
Мёд я собираю.
А когда меня подразнишь –
Тогда я кусаю. (Пчела)
Артикуляционная зарядка.
- Как звенит пчела?
- Пчела увидела цветок, обрадовалась.
- Давайте позвеним, как радостная пчела.
- Не успела долететь, место заняла другая пчела.
- Позвеним сердито.
- Как одним словом назвать этих обитателей луга? (Насекомые)
- Какие насекомые ещё живут на лугу?
3. Можно сказать, что обитатели луга между собой общаются?
- Каким образом?
- А как общаемся мы, люди?
ТАБЛИЦА – ОПОРА
- С какими особенностями устной речи мы знакомились на прошлых уроках?
ТАБЛИЦА – ОПОРА
- А на лугу живут и лягушки.
- Правильно. На лугу живут и растения, и много представителей животного мира.
Физминутка
- Давайте выйдем на лужок и изобразим стремительную стрекозу, беззаботную бабочку, ленивую лягушку. Цветок, который нежится в тепле и тянется лепестками к солнышку, чуть покачиваясь от ветерка.
- Миша сказал про лягушек. А вы знаете, как называются детки лягушек?
- Закройте глазки.
- После дождя в ямке на лугу образовалась лужа. В ней из икринок лягушки появились головастики. Они быстро растут, стараясь побыстрее стать лягушатами и вырасти до наступления холодов.
4. Работа над выразительностью.
- Давайте прочитаем стихотворение про головастиков.
Вихрем мчится
Под водой
Головастик молодой. БЫСТРО
А за ним – ещё пяток,
А за ним – сплошной поток. ЕЩЁ БЫСТРЕЕ
Почему? Зачем? РАЗМЫШЛЯЯ МЕДЛЕННО. ЖЕСТЫ.
Куда? НАРАСТАНИЕ ГРОМКОСТИ.
Головастики спешат
Превратиться в лягушат. РАДОСТНО. УЛЫБКА.
ЛАСКОВО.
- Прочитает его …
- В каком темпе будем читать? Почему?
- Обратите внимание на 1 строчку.
- Что означает слово “вихрь”?
- В каком темпе прочитаем?
АНАЛИЗ ОСТАЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ.
Физминутка
- Сейчас мы снова выйдем на луг, а зачем, вы узнаете, решив пример:
Земля + н + ик + а = ягода
- О какой ягоде идёт речь?
- Мы идём собирать землянику.
5. Составление предложения. Работа над смыслом.
- У ребят на ягодах написаны слова. Прочитайте.
- Чтобы все увидели, я эти слова напишу на доске.
- Составим предложение.
- Прочитайте.
- Докажите, что это предложение.
- Как можно связать слова “вежливость” и “луг”?
6. Театрализация.
- Представьте, что на лету столкнулись бабочка и стрекоза.
- Как они себя будут вести, если они вежливы?
- Давайте это покажем.
- Сколько героев в этой сценке?
- Как называется разговор двух героев?
- Ставлю перед вами задачу: В полёте сталкиваются бабочка и стрекоза и ведут вежливый диалог. 2 ПАРЫ
- Какая пара понравилась больше? Почему?
IV. Творческое задание.
- Ребята, вам понравилось на лугу?
- Талантливые люди, когда хотят показать то, что им понравилось, выражают это в картинах, музыке, стихах.
- Вы талантливые дети?
- Мы будем писать стихи.
Группа В – подобрать рифму к словам.
Группа А – сочинить четверостишие по готовым рифмам.
Группа Б – дополнить чистоговорку.
- Для чего нужна чистоговорка? Что поможет подобрать рифму? ПРОВЕРКА
V. Итог урока.
- Настала пора прощаться с лугом и его обитателями.
- Как вежливые люди прощаются?
- Жестами попрощайтесь с этим замечательным местом.