Специфика образовательной сферы не только определяется социально-экономическим и политическим контекстом, в котором данная сфера функционирует, но и зависима от философской концепции, принятой в обществе. Господствующая в обществе парадигма отношений “государство – личность” определяет отношение к личности в образовательной сфере в целом.
Как известно, долгое время личность в нашем обществе, а следовательно, и в образовании, выполняла роль средства достижения “высших целей” и рассматривалось как то, “...что нужно активизировать”, направить на выполнение планов и программ.
Исторически сложился образовательный механизм, ориентированный на передачу и закрепление определённого объёма общей и специальной информации, обладание которой и обеспечивало тот или иной социально-профессиональный статус личности.
В настоящее время исходным во взаимоотношениях государством и личностью является понимание последней, как субъекта истории, активного деятеля, что обуславливает внедрение новой философии образования, требующей в свою очередь введения новых образовательных технологий. Воспитание и образование должны быть организованы “как гуманитарный, человекообразующий процесс, потому что все свои проблемы государство и общество могут решить только через воспитанного (социализированного, культурного человека)” [3]
Внедрение современных технологий обучения позволяет ещё в большей степени задействовать воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета.
В последнее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы обучающихся, организовать обучение в сотрудничестве. Стержнем всех подходов к обучению является ориентация на обучающегося, на совместную деятельность, на сотрудничество субъектов образовательного процесса – обучающихся и педагогов.
Большинство концепций подчёркивает необходимость создания с помощью определённых психолого-педагогических средств условий для развития и саморазвития не только обучающегося, но и для учителя. От того насколько учитель гибок, толерантен, способен к анализу своей деятельности, понимает ли он современные педагогические теории и способен ли проектировать свою деятельность и деятельность своих обучающихся, выстраивать взаимоотношения с каждым конкретным учеником зависит качество образования и воспитания школьников.
Наиболее эффективным методом проектирования и создания воспитательного пространства в рамках предмета “Иностранный язык” является культурологический подход, предполагающий осуществление воспитания в пространстве культуры гуманитарными методами и средствами самой культуры. Каждый урок иностранного языка – это перекрёсток культур. Изучение культуры как мироощущения и миропонимания человека средствами предмета может осуществляться в процессе ведения интегрированных уроков с учётом межпредметных связей, что вполне реально при изучении географического положения, истории, литературы, искусства поэзии стран изучаемого языка.
Самостоятельность обучающегося при изучении иностранного языка, например в поиске необходимой информации, обобщении, обсуждении, превращает обучение в источник качественных преобразований личности, умственного развития, формирования волевых качеств, психологической готовности к преодолению трудностей, к творческому труду. Самостоятельная работа – это также превращение полученных знаний в собственные убеждения.
Метод проектов обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе деятельности результаты своего труда.
Говоря о методе проектов, я имею ввиду способ достижения конкретной методической (дидактической) цели через разработку проблемы и получения реального практического результата.
Доктор педагогических наук, известная в области современных технологий обучения Е.С. Полат определяет метод проектов как “ определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата”.[4]
Е.С. Полат считает, что метод проектов при наличии определённых условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:
1. Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группе на уроке и вне него.
4. Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
В трудах автора можно увидеть следующие типы проектов:
По доминирующему методу в проекте:
Исследовательские
Данный тип требует хорошо продуманную структуру проекта, чётко сформулированные цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, методы обработки результатов.
Творческие
Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. (Сочинения, видеофильмы, стенные газеты и т.д.)
Ролево-игровые
В этих проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определённую роль. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут “вырисовываться” ближе к концу работы. (Литературные персонажи, герои, имитирующие социальные или деловые отношения и т.д.)
Практико-ориентировочные
Такой тип отличает чётко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы участников. Проект требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности участников, определяющий функции каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Результатом таких проектов могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий и т.д.
По предметно-содержательному аспекту:
Монопроекты
Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют чёткой структуры, лучше с поурочным планированием, с чётким определением конкретных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых участниками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма презентации, которую участники выбирают сами.
Межпредметные проекты
Выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и
Решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. такие проекты требуют чёткой организации всех учителей-предметников, хорошо проработанных форм промежуточного контроля и итоговой презентации.
По характеру координации проекты могут быть:
С открытой координацией
В таких проектах педагог непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников.
Со скрытой координацией
Учитель не вмешивается в работу над проектом, но изучая дневники и отчёты учеников, беседуя с участниками, он внимательно наблюдает за процессом и может выступать в роли советчика и помощника.
По характеристике контактов проекты бывают:
Внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ округа, города).
Международные
Можно отметить ряд особенностей использования метода проектов при обучении иностранному языку:
Во-первых, проект чаще всего бывает межтематическим и требует знаний из различных образовательных областей, способствуя интеграции учебных предметов;
Во-вторых, это включение иностранного языка в другие виды деятельности: исследовательскую, трудовую, эстетическую;
В-третьих, работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы обучающегося с работой в паре, группе, коллективе по решению какой-либо проблемы, что требует умения поставит проблему, наметить способы её решения, подобрать необходимый материал, обсудить его с членами группы, как лучше представить его.
Испанские исследователи Рибе и Видал выделяют три этапа совместной деятельности учителя и обучающихся при работе над проектом:
Первый этап.
Предложение темы исследования. Выбор проблемы / проблем проекта.
На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать условия для становления субъектности личности.
Этот этап призван заинтересовать каждого обучающегося в выполнении проекта. Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Темы могут быть предложены либо в рамках учебника, либо они могут касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания обучающихся. Тема может быть предложена и самими обучающимися.
Второй этап.
Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов. Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между обучающимися и учителем и хорошие отношения между самими обучающимися в паре или группе. Работа над проектом должна стимулировать обучающихся практически использовать иностранный язык.
Третий этап.
Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.
Презентация является конечно самым главным и интересным этапом. Презентация важна для самосознания каждого участника. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение.
Работа над проектом – это в первую очередь самостоятельная работа обучающегося по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д. Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Использование метода проектов позволяет формировать индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкого использования субъективного опыта в интерпретации и оценке фактов , явлений, событий окружающей действительности на основе личностно-значимых ценностей и внутренних установок.
В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно.
Работа над проектом не только даёт возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.
Можно сделать вывод, метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания обучающихся средствами предмета “Иностранный язык”. Кроме того. реальные практические результаты в виде изготовленного страноведческого буклета,, газеты, коллажа, подготовки доклада, презентации и выступления с ними на конференции, демонстрации рекламы и т.д. усиливают мотивацию учащихся.
В своей практике я использую работу чаще над творческими проектами, как индивидуальными, так и в группах. В приложении № 1 представлено несколько проектов, выполненных обучающимися.
Литература:
1. Современная методика обучения иностранным языкам Н.Д. Гальскова, издательство “Аркти”, Москва 2004.
2. Методика проектной работы на уроках английского языка В.В. Копылова, “Дрофа” Москва 2004.
3. Методические стратегии личностно-ориентированного воспитания Бондаревская Е.В // Известия Российской Академии / РАО, 2000, №3.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров под ред. Е.С. Полат. М.: ИЦ “Академия”, 1999.