Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание непроизносимых согласных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, способом подбора однокоренных слов.
  2. Способствовать развитию речи, кругозора, памяти, внимания, прививать интерес к русскому языку.
  3. Воспитывать любовь к родному городу.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II.Чистописание.

- Вставьте пропущенные орфограммы и вы узнаете какое слово зашифровано.

- Правильно это НОРИЛЬСК.

- Что вы знаете о городе Норильске?

(Дети высказываются, учитель обобщает сказанное.)

- На минутке чистописания вы будете писать буквы из слова Норильск, которые обозначают согласный, парный, глухой звук.

- Определите закономерность и запишите эти буквы.

ссС              Ккк

III. Словарная работа.

- Давайте запишем из словаря слова, которые ассоциируются с городом Норильском.

Берёза, город, девочка, декабрь, завод, коньки, мороз, погода.

IV. Актуализация знаний учащихся.

- А у поэтов возникают свои ассоциации при мыслях о городе Норильске.

Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Лидии Фадеевой.

Дыханье солнца и весны
Коснулось северного края.
Такая истина простая
Приходит в розовые сны.

- Ребята мы с вами живём в городе Норильске, а все слова живут в городе Орфографии. Давайте расселим подчёркнутые слова на улицы изученных орфограмм.

ОРФОГРАФИЯ

 - Почему одно слово не отнесли к какому-либо правилу?

- Какая орфограмма живёт на первой улице?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Каким правилом мы пользуемся при правописании слов с разделительным мягким знаком?

- Назовите слово, которое осталось лишним?

- Почему вы считаете, что слово СОЛНЦЕ нельзя записать ни в один из столбиков? (Здесь какая-то другая орфограмма.)

V. Постановка темы урока.

- Как вы думаете, какую тему начнём изучать на сегодняшнем уроке?

(Правописание непроизносимых согласных.)

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Не пишутся в тетрадке.

- Как вы понимаете смысл словосочетания НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ?

- Кто из вас знает или догадался, каким образом можно проверить написание непроизносимых согласных? (Нужно подобрать проверочное родственное слово так, чтобы этот звук произносился звук чётко и ясно.)

VI. Работа по теме урока.

1. Дополните четвёртую улицу словами с непроизносимыми согласными в корне слова из слов, которые я вам сейчас продиктую. (Дети записывают в тетрадях, один ученик работает у доски.)

Камыши, лестный, чайка, окрестный, чудовищный, яростный, большие, съестное, съедобный, тростник, полдник, поздний..

- Назовите и подчеркните буквы, которые обозначают непроизносимые согласные.

- Как проверить написание непроизносимых согласных.

2. Работа с деформированным текстом.

- А какие улицы вы знаете в городе Норильске?

НОРИЛЬСК

Ленинский проспект раньше имел название проспект Сталина. Это самая длинная улица города Норильска.

А вот улица на которой находится Норильский Индустриальный Институт сейчас называется улица 50 лет Октября, а раньше она называлась Южной.

А знаете ли вы, что на Гвардейской площади когда-то ставили городскую ёлку. А универмаг “Талнах” знали просто как центральный универмаг №1 (ЦУМ).

- На какой площади ставят в наше время ёлку?

- Давайте составим и запишем предложения из данных слов: чудесный, год, новый, праздник, на, ненастную, стремятся, несмотря, все, Снежный, в, погоду, городок, радостные, нас, наполняю, чувства, счастливы, мы.

Новый год – чудесный праздник. Несмотря на ненастную погоду, люди стремятся попасть в Снежный городок. Нас наполняют радостные чувства. Мы счастливы.

- Разберите слово РАДОСТНЫЕ по составу.

- Какая орфограмма встречается в каждом предложении?

- Как проверить непроизносимые согласные?

Выслушать ответы детей, а затем прочитать правило на странице 28.

VII. Физкультминутка.

- На доске написаны слова на разные правила. Если я покажу на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы делаете наклон вперёд. Если в слове нет непроизносимых согласных, вы делаете любое другое движение.

Цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, свёкла, завистливый, тополь, земля, счастливый, луг, сугроб, устный, шалаш.

VIII. Работа с учебником.

1. Запись под диктовку.

Упр. 53.

  • Первое предложение разберите по членам предложения.
  • Слого-звуковой анализ слова ЯРОСТНЫЙ.

IХ. Итог урока.

1. Обобщение.

- Чему научились на уроке?

- Как проверить написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?

2. Рефлексия.

- Выполнение какого задания вызвало затруднение на уроке?

- Каким образом вы справились с этим затруднением?

Х. Домашнее задание.

В словаре найти 10 слов с непроизносимыми согласными, записать их вместе с проверочными.