Цели:
- Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, способом подбора однокоренных слов.
- Способствовать развитию речи, кругозора, памяти, внимания, прививать интерес к русскому языку.
- Воспитывать любовь к родному городу.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II.Чистописание.
- Вставьте пропущенные орфограммы и вы узнаете какое слово зашифровано.
- Правильно это НОРИЛЬСК.
- Что вы знаете о городе Норильске?
(Дети высказываются, учитель обобщает сказанное.)
- На минутке чистописания вы будете писать буквы из слова Норильск, которые обозначают согласный, парный, глухой звук.
- Определите закономерность и запишите эти буквы.
ссС Ккк
III. Словарная работа.
- Давайте запишем из словаря слова, которые ассоциируются с городом Норильском.
Берёза, город, девочка, декабрь, завод, коньки, мороз, погода.
IV. Актуализация знаний учащихся.
- А у поэтов возникают свои ассоциации при мыслях о городе Норильске.
Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Лидии Фадеевой.
Дыханье солнца и весны
Коснулось северного края.
Такая истина простая
Приходит в розовые сны.
- Ребята мы с вами живём в городе Норильске, а все слова живут в городе Орфографии. Давайте расселим подчёркнутые слова на улицы изученных орфограмм.
ОРФОГРАФИЯ
- Почему одно слово не отнесли к какому-либо правилу?
- Какая орфограмма живёт на первой улице?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Каким правилом мы пользуемся при правописании слов с разделительным мягким знаком?
- Назовите слово, которое осталось лишним?
- Почему вы считаете, что слово СОЛНЦЕ нельзя записать ни в один из столбиков? (Здесь какая-то другая орфограмма.)
V. Постановка темы урока.
- Как вы думаете, какую тему начнём изучать на сегодняшнем уроке?
(Правописание непроизносимых согласных.)
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Не пишутся в тетрадке.
- Как вы понимаете смысл словосочетания НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ?
- Кто из вас знает или догадался, каким образом можно проверить написание непроизносимых согласных? (Нужно подобрать проверочное родственное слово так, чтобы этот звук произносился звук чётко и ясно.)
VI. Работа по теме урока.
1. Дополните четвёртую улицу словами с непроизносимыми согласными в корне слова из слов, которые я вам сейчас продиктую. (Дети записывают в тетрадях, один ученик работает у доски.)
Камыши, лестный, чайка, окрестный, чудовищный, яростный, большие, съестное, съедобный, тростник, полдник, поздний..
- Назовите и подчеркните буквы, которые обозначают непроизносимые согласные.
- Как проверить написание непроизносимых согласных.
2. Работа с деформированным текстом.
- А какие улицы вы знаете в городе Норильске?
НОРИЛЬСК
Ленинский проспект раньше имел название проспект Сталина. Это самая длинная улица города Норильска.
А вот улица на которой находится Норильский Индустриальный Институт сейчас называется улица 50 лет Октября, а раньше она называлась Южной.
А знаете ли вы, что на Гвардейской площади когда-то ставили городскую ёлку. А универмаг “Талнах” знали просто как центральный универмаг №1 (ЦУМ).
- На какой площади ставят в наше время ёлку?
- Давайте составим и запишем предложения из данных слов: чудесный, год, новый, праздник, на, ненастную, стремятся, несмотря, все, Снежный, в, погоду, городок, радостные, нас, наполняю, чувства, счастливы, мы.
Новый год – чудесный праздник. Несмотря на ненастную погоду, люди стремятся попасть в Снежный городок. Нас наполняют радостные чувства. Мы счастливы.
- Разберите слово РАДОСТНЫЕ по составу.
- Какая орфограмма встречается в каждом предложении?
- Как проверить непроизносимые согласные?
Выслушать ответы детей, а затем прочитать правило на странице 28.
VII. Физкультминутка.
- На доске написаны слова на разные правила. Если я покажу на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы делаете наклон вперёд. Если в слове нет непроизносимых согласных, вы делаете любое другое движение.
Цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, свёкла, завистливый, тополь, земля, счастливый, луг, сугроб, устный, шалаш.
VIII. Работа с учебником.
1. Запись под диктовку.
Упр. 53.
- Первое предложение разберите по членам предложения.
- Слого-звуковой анализ слова ЯРОСТНЫЙ.
IХ. Итог урока.
1. Обобщение.
- Чему научились на уроке?
- Как проверить написание непроизносимых согласных звуков в корне слова?
2. Рефлексия.
- Выполнение какого задания вызвало затруднение на уроке?
- Каким образом вы справились с этим затруднением?
Х. Домашнее задание.
В словаре найти 10 слов с непроизносимыми согласными, записать их вместе с проверочными.