Цели урока:
- Образовательные – познакомить учащихся со свойствами воды. Показать способ решения задач на части с помощью уравнений.
- Развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизации, сознательного восприятия учебного материала;
- Развитие зрительной памяти; развитие математической речи учащихся, потребности к самообразованию; способствовать развитию творческой деятельности учащихся.
- Воспитательные – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уверенности к себе; воспитание бережного отношения к водным ресурсам.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: у каждого ребенка стакан с водой, сахар, чайная ложка. У учителя 3 стакана с водой, 3 стакана пустых, мензурка, колба, подкрашенная жидкость для приготовления напитка.
ХОД УРОКА.
Учитель математики. Добрый день, ребята и гости! (приложение №1, слайд №1). На этом уроке мы узнаем основные свойства воды. Рассмотрим способ решения задач на части (слайд №2, эпиграф урока).
Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать
материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей.
Морис Клайн
А урок начнем с разминки (слайд №3)
Выполняя устные вычисления, ребята выясняют первое состояние воды (лёд).
(слайд №4)
– выполняя устные вычисления, собирают слово “жидкость” и, проверяя с помощью слайда №4, выясняют следующие состояние воды.
Слайд №5 “Слово рассыпалось”,
слайд №6
проверяют выполнение, выясняют третье состояние воды.
Учитель химии. Отгадайте, о каком веществе идет речь. Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь не возможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самое необыкновенная жидкость на свете. Что это? (слайд №7)
(Выяснение цвета, вкуса и запаха воды). Сейчас выясним основные свойства воды. У каждого из вас на столе стоит стакан с водой. Понюхайте воду в стакане (учитель показывает детям 5 класса как правильно нюхать жидкость).
- Что вы скажите о запахе воды? (Ответ. Без запаха).
- Попробуйте воду.
- Что вы скажите о вкусе воды? (Ответ. Не имеет вкуса.)
- Каков цвет воды? (Ответ. Без цвета.)
Начинаем игру “Нужный” (слайд №8. Свойство, которое относится к воде выделяется).
Решим головоломку (слайд №9). Поставьте в овал предлог, и вы узнаете физические свойства воды. (Ответ. Без цвета, без вкуса, без запаха.)
Учитель математики. Игровая пауза.
На полке стоит шесть стаканов воды: три первых наполнены водой, три последние – пустые. Сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Переставлять стаканы нельзя.
Учитель химии. Какое свойство воды мы выяснили в результате игры? (Ответ. Текучесть).
Учитель математики. (Слайд №10, по тексту задачи учитель приготовляет напиток).
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Ответ. Массу одной части).
Идет оформление и решение задачи, с помощью уравнения.
(2х +5х = 700).
Учитель химии. Какое свойство воды использовали для приготовления напитка? (Ответ. Вода хороший растворитель.)
Учитель математики. Проводится самостоятельная работа обучающего характера с последующей взаимопроверкой (слайд №11).
Задача I вариант. Чтобы приготовить состав для полировки медных изделий, берут десять частей воды, пять частей нашатырного спирта и две части мела (по массе). Сколько граммов каждого вещества надо взять, чтобы приготовить 340 г состава?
Задача II вариант. Мороженое содержит семь частей воды, две части молочного жира и две части сахара (по массе). Сколько потребуется сахара для приготовления 4400 кг мороженного?
(Слайд №12, учащиеся проверяют выполненное ими задание).
Учитель математики. Вы видите, что вода участвует в различных процессах и мы должны помнить… (учащийся читает стихотворение о воде)
“Бросают в реку грязь и мусор,
Не любят реченьку свою.
Ах, если б слышали вы, люди,
Как стонет речка поутру.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою.”
Ученики записывают домашнее задание (слайд №13).