Оформление: Портреты ученых (Евклид, Пифагор, Архимед}
На доске надпись:
“Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет”
Г.В. Лейбниц.
“Предмет математики настолько
серьезен,
Что полезно не упускать случаев
Сделать его немного занимательным”
Блез Паскаль
План
1 страница: Древнегреческие ученые.
2 страница: Три знаменитые классические задачи древности:
а) удвоение куба;
б) квадратура круга;
в) трисекция угла.
3 страница: Замечательные кривые:
а) Конхоида Никомеда;
б) Спираль Архимеда.
4 страница: “Своя игра”.
Слово учителя: Внимание ребята!
Сегодня мы проводим устный журнал.
Открываем первую страницу.
“Ученые древней Греции”
Учитель читает высказывание на доске.
Об этом ученом вы слышали, он основоположник Геометрии. Кто это?
Ученик - сообщение об Евклиде.
Учитель: Кому принадлежат слова: “Дайте мне точку опоры и я сдвину Землю”.
Следующий рассказ об Архимеде.
Ученик - сообщение об Архимеде.
Учитель: Скоро мы будем изучать теорему, которая имеет более ста доказательств.
Это знаменитая теорема Пифагора. О нем сейчас рассказ.
Ученик - сообщение о Пифагоре.
Учитель: А сейчас несколько развлекательных вопросов:
• Сколько будет 22,32,52, а угол в квадрате?
• Чему равно произведение целых чисел от 1 до 5.
• Профессор лег спать в 8 часов вечера, а будильник поставил на 9 часов утра. Сколько он проспал?
Открываем вторую страницу
“Три знаменитые задачи древности”.
Мы знаем, что биссектриса — это луч, который выходит из вершины угла и делит угол на две равные части.
А можно ли разделить угол на 3 равные части? Этот вопрос занимал умы математиков древности.
I. Ученик - сообщение о трисекции угла
П. Ученик - квадратура круга
III. Ученик - удвоение куба.
Учитель: Когда Фалес начал заниматься геометрией 2,5 тысячи лет назад, были известны две линии, прямая и окружность. Но с течением времени математики стали изучать и использовать в своих исследованиях более сложные кривые. Много кривых было открыто в поисках решения трех классических задач древности: удвоение куба, трисекции угла, квадратура круга.
Открываем третью страницу.
Ученик - сообщение “О спирали Архимеда”.
Ученик - сообщение “О Конхоиде Никомеда”.
Учитель: “Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев сделать его немного занимательным”. Блез Паскаль.
Открываем четвертую страницу.
“Своя игра”.
Играют 3 команды.
Разыгрываем, кто начнет игру.
Вопрос: Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу. Первый из А со скоростью 20 км/час, второй из В со скоростью 15 км/час. Какой из них будет ближе к А в момент встречи? (Одинаково).
Начинаем игру.