Цели:
- Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100.
- Работать над решением задач изученных видов.
Оборудование: плакаты: “Математика – царица наук”, “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!” Сказочные герои (царь, Мальвина, Карабас-Барабас, Карлсон, Чебурашка, Буратино, почтальон Печкин, кот Матроскин, Красная Шапочка).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Дорогие ребята! Наш сегодняшний урок совсем необычный. Мы с вами побываем в гостях у сказки. Главный герой – царь, который очень любит математику. Он мог целыми днями сидеть над задачами, составлять кроссворды, решать хитроумные задачи по математике.
Но вот прошли годы, состарился царь-математик. Настала пора ему о наследнике подумать. И решил царь: наследником будет тот, кто покажет себя лучшим знатоком математики.
Он приказал поставить столы в главном зале дворца и собрать всех сказочных героев.
В один прекрасный день, когда во дворце собрались герои сказок, царь огласил свой указ (читается указ царя).
А ведь наследником может стать каждый из вас. (Вручаю медали “Хочу быть царём”.)
Пока наши герои продумывают свои задания, сам царь –математики хочет проверить, как вы справились с домашним заданием.
III. Проверка домашнего задания.
38 – 30 = 8 | 13 – 10 = 3 |
3 + 4 = 7 | 11 – 2 = 9 |
90 – 80 = 10 | 12 – 6 = 6 |
77 – 66 = 11 | 10 + 7 = 17 |
1. Найдите выражение с ответом 8. Увеличьте 8 на 3. Найдите выражение с таким же значением.
2. Из 11 вычтите 4. Найдите выражение с таким же значением.
3. Найдите выражение, чтобы его значение было на 10 больше.
4. Уменьшаемое 17, разность 8. Найдите вычитаемое.
5. Найдите выражение с таким же значением.
6. Увеличьте 9 на 1. Найдите пример с таким ответом.
7. Из двух оставшихся выражений найдите выражение с большим значением.
8. Чему равно значение большего выражения?
Царь: “Молодцы, я очень боюсь, что мне трудно будет выбрать наследника. Вы очень хорошо справились с домашним заданием.
IV. Устный счет.
Теперь царь хочет увидеть, как вы устно считаете.
Математический диктант.
1. 9 увеличить на 7.
2. 13 уменьшить на 5.
3. Слагаемое 9 и 4. Найти сумму этих чисел.
4. На сколько 12 больше, чем 5?
5. На сколько 5 меньше, чем 13?
6. Найдите разность чисел 17 и 9.
7. Какое число надо уменьшить на 6, чтобы получить 8?
8. А теперь полученные значения запишите в порядке убывания.
Царь: “Очень хорошо! Уважили старика!”
V. Проверка знания состава чисел в пределах 20.
У каждого на столе лежит перфокарта. Заполняя их, вы покажите свои знания по составу чисел в пределах 20 (уч-ся заполняют перфокарты).
VI. Задания Мальвины.
(На доске висит большой дом.)
Этот дом не простой, а сказочный. В нем живут любимые герои: Карлсон, Чебурашка и т.д. А вот и Мальвина. (включаю запись на магнитофоне). “Здравствуйте, ребята! Это я, Мальвина. Хочу предупредить вас, что злой Карабас-Барабас торопится в квартиру № 20 сказочного домика.
Ребята, помогите мне быстрее найти эту квартиру и предупредить хозяина. Для этого надо вспомнить порядок действий, содержащих скобки, решить примеры и найти выражение со значением 20.
Карлсон: (12 – 5) + 9 =
Чебурашка: 13 – (14 – 8) =
Буратино: 18 + (11 – 9) =
VII. Физминутка. (Танец под музыку.)
VIII. Задания почтальона Печкина. (Стук в дверь.)
Ой, кто-то стучится в дверь, наверное, ещё гость пришел.
А вот кто! Почтальон Печкин. Он принёс письма с заданиями (задания в сумке).
IX. Задания Чебурашки.
Ребята, Чебурашка давно ждет своей очереди. Вот какое задание приготовил он. Перед вами квадрат. Кто знает как он называется?
Докажите это.
7 14 13 8 3 5 9 15
Царь: “Долго на такие вопросы отвечаете, а с трудными что будете делать?”
X. Задания кота Матроскина.
Ребята, свои задания принес и кот Матроскин. Он хочет проверить как вы считаете.
20 + 3 + 35 + 1=
32 + 25 + 2+1=
6 + 9 + 30 + 55 =
XI. Задания разных зверюшек.
Ребята, посмотрите, сколько сказочных героев к нам спешат. Они все хотят попасть на наш урок, но вот беда: им надо переплыть озеро. А в озере оказался водяной и хочет утопить наших друзей, чтобы их спасти, вам надо правильно выполнить их задания. Если не справитесь, они утонять в озере. Ребята, поможем им!
(Лиса Алиса, дядя Скрудж, Степашка, Филя и т.д.)
(Задания в конвертах.)
Вот они, довольные и благородные останутся с нами до конца урока. Они будут болеть за каждого из нас.
XII. А теперь свои задания предлагает Царевна-лягушка.
1 вариант
42 – 7 = 56 – 4 = 78 – 30 = 24 + 45= 26 +54 = 47 – 32 =
2 вариант
65 + 3 = 48 – 2 = 52 + 30= 33 + 46= 54 + 36 = 88 – 73 =
XIII. Задания Красной Шапочки.
Пока царь проверяет ваши задания, свои стихи предлагает Красная Шапочка. Скоро праздник мам и бабушек. К этому празднику Красная Шапочка получила подарок.
Стала она в пакет вскрывать
Содержимое считать.
5 конфет в бумажках синих,
5 орехов рядом с ними.
Груша с яблоком, один –
Золотистый мандарин,
Плитка шоколада –
Вот была я рада!
Все лежит в одном пакете
Сосчитай предметы эти.
XIV. Итог урока.
Итак, сейчас мы узнаем наследника Царя-Математики.
Царь: “Уважаемые, будущие математики! Вы очень хорошо думаете.
Считаете быстро. Утешили старика. Я думаю, что есть кому оставить царство.
Назначаю наследником престола..., который лучше и быстрее из вас считает, решает задачи. Поздравляю наследника”.
(Вручается медаль “Царь-Математик”).
XV. Задание на дом.
Ребята, что за шум ничего не пойму. Ах, вот оно что. Это к нам пожаловала черепаха Тортилла. Она еле-еле доползла и успела к концу урока. Поэтому её задания возьмём на дом.