Девиз урока: “Учиться можно только весело.
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
Задачи:
- Продолжить формирование умений и навыков по составлению рассказа на основе знаний и умений правильно, полно отвечать на поставленный вопрос.
- Развивать умения работать с историческими понятиями, текстом, картой.
- Воспитывать внимание во время игры, чувство взаимопомощи.
Оборудование:
- Хронологическое табло.
- Исттир, лото.
- Рисунки, иллюстрации по теме.
- Серия книг “Возникновение человека”
- Картины “Человек разумный”, “Древнейшие люди”, Первобытные художники”, “Живопись древнекаменного века”.
- Историческая карта.
Ход урока
1. Организационный момент (настрой ребят на урок).
2. Учитель:
Ребята! Сегодня у нас итоговый урок по теме “Жизнь первобытных людей”. Урок необычный, мы будем путешествовать по станциям, и на каждой станции вы должны показать свои знания о жизни древнейших людей. И в конце урока вы должны сделать вывод, ответить на вопрос: “Благодаря чему изменялась жизнь первобытных людей?”.
Сегодня вы разделились на группы, каждая группа – это родовая община.
– Что такое родовая община? (ответ).
В общине все трудились сообща. Поэтому вам также необходимо сегодня на уроке всем трудиться вместе. В своей общине выберите себе старейшину.
– Кто такой старейшина? (ответ ребят).
Вот и вы должны своего старейшину слушаться во всем. Старейшина будет решать, кто будет участвовать, кто пойдет на охоту.
– Вспомним: несколько родов, живших в одной местности, составляли – (что?) (ответ – племя).
Итак, племя 5а класса отправляется в путешествие. Старейшинам необходимо выбрать двух разведчиков, которые “пойдут” впереди своего рода и будут следить – не угрожает ли их роду опасность.
Мы с вами подошли к станции “Историческое лото”. Прошу ко мне подойти разведчиков. Я сегодня – старейшина из всех старейшин. Разрешаю вам познакомиться с моей станцией. Для этого вручаю вам каждому карту-схему “Истлото”. Объясняю правила: на этой станции вы должны собрать лото по принципу – вам даются исторические понятия, а вы должны подобрать правильное определение к каждому слову. Например: историческое понятие “история”, к нему вы по правилам лото должны подставить определение “наука, изучающая как жили различные народы, какие события происходили в их жизни…”
– Каждая группа получает истлото. Побеждает тот, кто вперед соберет правильно лото. В путь!
– Каждая группа собирает истлото:
Археология – наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам.
Религия – вера в богов и духов.
Ремесло – изготовление различных изделий. И т.д.
Родовая община – ?
Соседская община – ?
Человеческое стадо – ?
“Ласко” – ?
Альтамир – ?
Знать – ?
Кто первый “прошел” по станции “Истлото”, получает красный кружок, второй – синий кружок, третий – зеленый кружок.
Мы продолжаем с вами путешествие, и вот показалась станция “Кроссворд”. Разведчиков вновь встречает хозяин станции: “Очень много достопримечательностей на этой станции, о них вы узнаете из путеводителя!”.
(Всем группам раздаются карточки с кроссвордами; ребята, читая задания, заполняют кроссворд).
Карточка: если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по вертикали, выделенных рамкой, прочтете название пещеры, где впервые были найдены рисунки первобытных людей.
По горизонтали:
- Материк, где, по предположениям ученых, жили древнейшие люди.
- Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.
- Оружие на крупного животного.
- Занятие первобытных людей, позволяющее добывать мясную пищу.
- Сверхъестественное существо, в которое верили древние люди; обитает в каждом человеке.
- Самое крупное животное, на которое охотились первобытные люди.
- Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.
- Первобытное оружие, особенно нужное рыболовам.
- Занятие первобытных людей, позволяющее добыть, в основном, растительную пищу.
Учитель: Хорошо потрудились вы на этой станции, смогли все (или не все) заполнить кроссворд. И мы снова отправляемся в путешествие. Впереди станция “Исттир” (на доске заранее приготовить табло с рисунком мамонта и 3 дротика).
Тише, ребята, мы может спугнуть животных, которые здесь водятся. Это не просто станция, древние люди ходят сюда на охоту. И мы с вами сейчас тоже пойдем на охоту на мамонта.
Старейшина назначает трех ребят, которые пойдут на охоту, а все остальные сидят тихо и в случае трудностей (если ваши охотники не смогут ответить на вопрос), можете помочь своим ребятам.
– Какое оружие нужно взять 9копье_. Правило – кидаем “копье” в животное, если попали, то надо ответить на вопрос, чтобы охота была удачной.
Вопросы:
- Назовите главное оружие, которое применяли древние люди в ледниковый период. (копье).
- Назовите первые орудия труда древнейших людей.
- Какой период мы называем каменным веком?
- Около 100 тысяч лет назад на Земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. С севера надвигался ледник. Теплолюбивые животные вымерли или ушли на юг. Но люди устояли перед наступлением ледников.
- В схватке с крупными животными копье было могучим оружием. однако в конце ледникового периода мамонты вымерли, меньше стало и других крупных животных. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстробегающих животных. Но для этого необходимо было другое новое оружие.
- Из какого древнего занятия возникло скотоводство?
- Около 40 тысяч лет назад человеческие стада превращались в постоянные коллективы родственников.
- Почему древние люди вырезали из кости, камня фигурки женщин? К какому веку относятся эти фигурки?
- Отрывок из книги “Борьба за огонь”:
Подумайте и назовите три причины, которые вы считаете главными в борьбе людей с суровыми природными условиями.
О каком оружии идет речь?
Как назывались такие коллективы?
“В непроглядную ночь бежали древнейшие люди, обезумев от страданий и усталости: все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках… Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мертв! Древнейшие люди почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель”.
Вопрос: Какое значение имел огонь в жизни человека?
Трудно нам было на охоте, но нам улыбнулась удача. Возвращаясь с охоты, мы увидели пещеры (показываю пещеру Ласко, затем пещеру Альтамир).
– Что это за пещера?
– Как вы определили?
Изучая историю первобытных людей, мы узнали, что первобытные художники очень часто изображали пораженных стрелами и копьями животных.
– Почему?
– Какой вывод можно сделать? (у людей появилась вера в сверхъестественные силы).
Путешествие мы свое продолжаем и вот – станция “Всезнайка”. Здесь нам понадобятся археологи и исследователи. На этой станции вам необходимо составить рассказ о жизни первобытных людей в разное время (каждая группа вытягивает листок, на котором написан период жизни древнейших людей).
а) С древнейших времен до 200 тыс. лет назад.
б) 100 – 14 тыс. лет назад (40 тыс. лет назад – особо).
в) 13 – 6 тыс. лет назад.
Ваша задача: найти и правильно распределить иллюстрации, слова к каждому периоду и рассказать о жизни людей в данный период.
Через 5-7 минут каждая группа рассказывает (после прослушивания другие группы могут дополнить рассказ). Далее учитель предлагает наглядно посмотреть как менялась жизнь древних людей, занятия, орудия труда).
И вот пришло время наш итоговый урок завершить. У каждого из вас есть контрольный лист, возьмите его и внимательно просмотрите, каждый сам себе поставит оценку, на которую он работал на каждой станции.
Контрольный лист
Фамилия, имя ________________________________________кл _________
Исттир ______________
Истлото _______________
Кроссворд _____________
Всезнайка _______________
Итоговая :_______________
Ответь кратко:
1. Как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства?______
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Как овладение огнем изменило жизнь древнейших людей?_________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Почему с развитием хозяйства появился обмен? __________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. В чем отличие родовой общины от соседской? ___________________________
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Сдайте контрольные листы.
И вспомним вопрос, который был задан в начале урока: Благодаря чему изменялась жизнь древнейших людей?
Вывод: Все достижения народных масс первобытного общества за сотни тысяч лет с помощью коллективного труда, огромного напряжения сил и бесчисленных жертв явились первым зачатком человеческой культуры, которые стали необходимым условием для последующей культуры Египта, Индии, Китая, Греции, Рима – об этом мы будем говорить на других уроках.
Всем спасибо. Урок закончен.