Интегрированный урок "Про кошек и собак". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Организация учебного процесса требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности.

Интегрированный урок выступает как эффективное средство обучения, так как используется приемлемое сочетание предметов для интеграции, реализуется интегративно - тематический подход, осуществляется тщательный отбор содержания материала. Интегрированный урок, на котором чётко прослеживаются межпредметные связи, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию творческой активности.

Цель интегрированного урока “Про кошек и собак” - расширение представлений о домашних животных. В процессе реализации поставленной цели закрепляются полученные раннее (на уроках литературы и окружающего мира) знания о животных и усваиваются новые об особенностях кошек и собак, их породах.

На разных этапах урока эффективно применяются следующие методы (по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия учителя в учебном процессе):

  • объяснительно-иллюстративный (устный опрос, слово учителя, сообщения обучающихся);
  • частично-поисковый (перенос теоретических знаний на практику)

Для достижения поставленной цели урока используются различные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (с последующей проверкой), работа в парах, самостоятельная работа.

Содержание учебного материала подобрано с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Игровые моменты урока способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

Для снятия статического напряжения на уроке проводится физкультминутка и смена видов деятельности.

В ходе урока идет формирование общеучебных (надпредметных) умений:

  • учебно-организационных (организация учебного места, осуществление контроля и самоконтроля);
  • учебно-интеллектуальные (выразительность чтение, умение сравнивать, обобщать, выделять главное);
  • учебно-информационные (работа с книгой, пользование справочной литературой);
  • учебно-коммуникативные (умение слушать, выступать перед аудиторией, задавать уточняющие вопросы).

В данном уроке важен и воспитательный аспект. Реализация воспитательной цели прослеживается в ходе всего урока.

Данный урок проводится в конце изученных тем (по окружающему миру 19 из 21 в теме “Природа”, по литературе 7 из 10 в теме “О братьях наших меньших”). Обучающие владеют теоретическим и практическим материалом по этим темам., поэтому данный интегрированный урок по типологии – комбинированный. Организационный момент способствует эмоциональному настрою на урок, быстрому включению всех обучающихся в работу и тщательной подготовке рабочего места.

На этапе повторение пройденного для активизации мыслительной деятельности используются различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, а также игровые моменты. Реализация обучающей цели достигается не только проверкой объёма знаний, на и их правильностью и глубиной.

Для эффективности восприятия и осмысления нового материала знакомство с темой и целью урока проходит через работу с кроссвордом. Данный вид задания соответствует возрастным особенностям обучающихся (дети очень любят отгадывать загадки).

На этапе сообщения новых знаний используется объяснительно-иллюстративный метод. На данном этапе имеет место слово учителя, устный опрос-беседа, выступления обучающихся, сопровождение наглядностью. Большое внимание уделяется работе над выразительностью чтения. Прослеживается работа по формированию учебно-информационных умений (работа с книгой), учебно-коммуникативных (умение слушать, выступать перед аудиторией, задавать уточняющие вопросы.) и учебно-интеллектуальных умений (умение сравнивать, обобщать, делать выводы).

Проведение физкультминутки способствует снятию статического напряжения и поддержке положительного эмоционального поведения.

Использование элементов частично-поискового метода на этапе закрепления знаний позволяет выявить степень усвоения учебного материала и умение пользоваться справочной литературой.

Итог урока выявляет умение воспроизводить основные идеи нового материала, выделять главное и существенное во всём материале. А также показателем усвоения нового материала является активность обучающихся при подведении итога урока.

Домашнее задание является продолжением классной работы. Вариативность заданий способствует развитию индивидуальных особенностей обучающихся.

Комментированное выставление оценок за работу на уроке способствует осмыслению своей работы на уроке каждым обучающимся.

В течение урока реализация всех поставленных задач, способствовала достижению цели интегрированного урока.

Сценарий интегрированного урока

  1. 2 класс
  2. Предмет (окружающий мир, литература)
  3. Тема: Окружающий мир. Про кошек и собак.
    Литература. Б.Заходер “Плачет киска в коридоре” В.Берестов “Кошкин щенок”
  4. Урок № 19 (окружающий мир) в теме “ Природа”
    Урок № 7 (литература) в теме “О братьях наших меньших”
  5. Оборудование: портреты Б.Заходера, В.Берестова, учебник “Родная речь” авт. Л.Ф.Климанова, учебник “Окружающий мир”, авт. А.А.Плешаков, проверочная тетрадь “Проверь себя”, рабочая тетрадь “Окружающий мир”, раздаточный дидактический материал (карточки с заданиями, карточки с названиями животных, кроссворд ), иллюстрации различных пород кошек и собак, карточки с названиями пород кошек и собак, картинки “Домик”, “Лес”

Цель: расширение представлений о домашних животных.

Задачи:

  • Обучающая: Систематизировать знания о домашних животных. Познакомить с некоторыми породами кошек и собак, их особенностями. Проанализировать повадки животных через произведения Б. Заходера и В. Берестова.
  • Развивающая: Способствовать развитию устной (монологической) речи и обогащению словарного запаса. Развивать навык выразительного чтения. Формировать коммуникативные навыки общения. Совершенствовать общеучебные умения.
  • Воспитательная: Способствовать воспитанию любви к животным, ответственности за них и бережного отношения к ним. Продолжить формирование экологической культуры.

Ход урока

Этап Содержание этапа Примечание
Орг. момент - Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Обучающиеся проверяют подготовку рабочего места.
Повторение пройденного - Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о братьях наших меньших.

- Кого мы так называем?

- Почему?

- В каких произведениях мы видим заботу человека о животных?

- На какие две группы можно разделить всех животных? (дикие, домашние)

- Назовите отличительные признаки каждой группы животных.

- Для диких животных лес - дом. Давайте вспомним как нужно вести себя в “чужом” доме, т.е. в лесу.

Игра “Угадай какое я животное”

- Сейчас все у кого названия домашних животных соберутся (выйду к доске) около “Домика”, а названия диких около “Леса” (кто не получил карточки – проверяет правильность выполненного задания)

Работа по карточкам

а) “Что получает человек от домашних животных”

- Соедините стрелочками домашнее животное и то, что получает от него человек. Индивидуальная работа на местах. 1об-ся у доски. Проверка.

б) “Найди моё жилище”

- Соедините стрелочками название животного и его жилище. Работа в парах. 2 обучающихся работают у доски с последующей проверкой

Игра “Отгадай детёныша”

- В каком произведении нам нужно было угадать детёнышей некоторых животных?

- Что помогло нам? (рифма)

- К доске выйдут те дети, у кого название взрослого животного, а затем по очереди звукоподражающим голосом позовут своих детёнышей.

Обучающиеся называют произведения М. Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

На доске соответствующие картинки “Домик”, “Лес”

Обучающимся раздаются карточки < Приложение 1>

Обучающимся раздаются карточки

<Приложение 2>

Раздаются карточки

<Приложение 3>

Раздаются карточки

<Приложение 4>

Обучающиеся произносят:

“Му-у, хрю-хрю и т.д.)

Сообщение темы и

цели урока

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о домашних животных, а вот о каких именно вы узнаете, разгадав кроссворд.

- Какое слово получилось в выделенной строчке? (кошка)

- Сегодня мы с вами будем говорить о животных, которые живут рядом с нами.

Это наши любимцы - кошки и собаки. Мы вспомним с вами о повадках этих животных, познакомимся с некоторыми породами кошек

Работа в парах

Обучающимся раздаётся кроссворд <Приложение 5>

На доске тема “Про кошек и собак”

Сообщение новых знаний 1.Лекция-беседа о кошках

Кошка живет рядом с человеком очень давно, более 4000 лет, но не смотря на долгую жизнь рядом с человеком, она не растеряла своих диких повадок. Как ловко ловит котёнок бумажку на верёвочке! Когти у кошки втяжные: подкрадываясь, они прячут их в мягкие подушечки, но уж если запустят в добычу – не вырвется. Играя, кошка редко пускает в ход когти – отбивается “бархатными” лапками, но если её разозлить – не обижайтесь, сами виноваты. Домашние кошки очень похожи на своих родственников.

- Кто является родственником кошек?

Да все они относятся к семейству кошачьих. У домашней кошки своя история. Когда люди начали заниматься земледелеем, зерно стали свозить в хранилища. Тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавится о них, человек приручил кошку.

Кошки очень чистоплотны. Уж очень они любят умываться.

- А как умывается кошка?

- О какой старинной примете, мы говорим, когда видим, что кошка умывается?

- На свете около 60 разных пород кошек.

- А какие кошки живут рядом с вами?

- Большинство кошек не относятся ни к какой породе. Их называют просто – домашние кошки.

- Расскажите, как вы ухаживаете за своими кошками.

2. Работа над стихотворением Б.Заходера

- Ребята, послушайте как об одной кошке говорит поэт Б. Заходер.

Плачет киска в коридоре,

У неё большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

- Какой представлена кошка в этом стихотворении?

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Кто герои? (люди и киска)

- От чего имени написано стихотворение?

- Можно ли выделить слова автора? Киски?

- Попробуем прочитать стихотворение выразительно, как будто вы жалуетесь от имени киски.

- На самом ли деле люди злые?

- А почему про них так сказано?

- Какие повадки кошки можно увидеть в этом стихотворении?

На доске иллюстрации кошек разных пород

Портрет Б.Заходера.

Стихотворение читает подготовленный обучающийся.

Учебник “Родная речь”, 2 кл с. 128

Физкультминутка Обучающиеся выполняют движения, подражая кошке (потягивание, умывание, прыжки и т.д.) Упражнения выполняются на тренажерных ковриках.
  Колли – собака красивая, умная, добрая. Её ещё называют шотландской овчаркой. В Шотландии она помогает пасти стада овец. Эта собака ласковая и любит маленьких детей.

Большая и сильная собака ньюфаундленд. Ньюфаундленда ещё называют водолазом, потому что он и плавает хорошо, и ныряет. Их даже специально учат спасать людей.

Ещё есть чудо-собака. Это такса. У неё лапки коротенькие, туловище длинное.

Пудель – собачка декоративная. Сама по себе собака весёлая, сообразительная. Часто можно встретить её в цирке: она и кувыркается, и через обруч прыгает, и танцует.

5. Рассказы обучающихся о своих собаках.

- Можно задавать дополнительные вопросы ребятам.

- Какой общий вывод можно сделать об отношении к животным на основании ваших рассказов? Как ухаживать за собаками?

- Какими словами можно про это сказать? (Не навреди. Мы в ответе за тех, кого приручили)

6. Работа над стихотворением

В. Берестова “Кошкин сынок”

- Чем заинтересовало вас название?

- Прочитайте стихотворение и объясните название.

- Как вы понимаете приёмный сын?

- Каким он был?

- Как кошка ухаживала за своим сыном?

- Что произошло потом?

- Как мама-кошка вышла из этого положения?

- А сейчас попробуем передать все происходящие события и отношение мамы-кошки с помощью выразительного чтения. Для этого давайте обратим внимание на знаки препинания. (, -- !)

- Проанализируйте чтение.

- О каких особенностях и повадках кошки мы заметили в этом стихотворении?

На доске иллюстрации собак разных пород

Задание было дано на дом

Дополнить материалом учебника с. 79 (самостоятельное чтение)

На доске портрет В.Берестова

Учебник “Родная речь”, 2 кл с. 130-131

Выборочное чтение

Чтение “цепочкой”

Обучающиеся анализируют чтение (темп, правильность, выразительность)

Закрепление

изученного

1. Работа с атласом – определителем с.198.

- Рабочая тетрадь с.32, задание 3. Нужно определить название пород собак и рассказать об одной из них.

2. Работа в тетрадях “Проверим себя”, 2 класс

- Стр.15, задание 2.

3. Проверка выполнения заданий.

Работа в группах (сильные обучающиеся)

Выполняют все остальные обучающиеся.

Зачитывают ответы.

Итог урока - Общение с животными доставляет нам много радости. Давайте ещё раз повторим правила обращения с животными. Обучающиеся подводят итог урока
Д/з - Прочитать о кошках и собаках с.80-81.

Составить рассказ о домашнем питомце и нарисовать рисунок.

Задание записывается в дневник
Выставление оценок Оценки комментируются.