Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе. (А.Н. Колмогоров)
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек может реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи – вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ученика и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы это способности были реализованы.
Как раскрыть талант ребёнка и пробудить его творческие возможности?
Сегодня, пожалуй, не найдешь учителя, которого не волновали бы эти вопросы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождается еще на школьной скамье. Уже в начальной школе встречаются ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и справочную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявлять всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Для этого была создана система работы с одаренными детьми.
Система работы с одаренными детьми (ОД)
Цели:
- Выявление и выращивание интеллектуального ресурса страны – ОД.
- Достижение максимального уровня развития способностей ребенка.
Задачи:
1. Создание единой постоянно действующей системы поиска и развития ОД.
2. Выявление ОД на основе современных методик.
3. Разработка и принятие концепций, стратегий и специальных программ для ОД с целью оказания им помощи в развитии.
Основные направления развития и образования ОД
ОД отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов. Система работы с ними должна быть индивидуализирована.
Стремление этих детей к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе определяет требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.
Для них создаются профильные классы. Их вовлекают в деятельность по интересам: кружки, секции, факультативы и т.д. Для них проводят олимпиады, конкурсы, соревнования, конференции.
1. Поиск, развитие и поддержка ОД
- ранняя, последовательная диагностика одаренности, осуществление преемственности между начальной школой и средней;
- уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д.;
- выявление ОД;
- разработка и доработка программ обучения и образования ОД.
2. Результативность работы с ОД
- критерии оценки результатов работы педагогов с ОД;
- итоги участия в олимпиадах ,конкурсах, конференциях, выставках, смотрах и т.д.
3. Научно-методическая и материально-техническая база
- разработка и обеспечение методической базы по работе с ОД для педагогов и родителей с учетом современных проблем и технологий;
- укрепление психологической службы: консультирование детей, педагогов, родителей; анализ и прогнозирование деятельности работы с ОД;
- физический и психический контроль за ОД;
- экспертная оценка рабочих программ.
4. Кадровое обеспечение
- психолого-педагогическое обучение педагогов, для изучения современных проблем и технологий работы с ОД;
- привлечение к работе с ОД, к разработке и конструированию программ для обучения и развития ОД преподавателей вузов.
5. Материальное и финансовое обеспечение функционирования системы поиска, развития и поддержки ОД
- финансирование привлеченных работников;
- материальное обеспечение проведения олимпиад, конференция;
- примирение педагогов и детей за высокие достижения.
Система мероприятий по работе с ОД
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | С обучающимися: Работа научных обществ школьников по возрастным группам: младшая (3-4 классы), средняя (5-7) и старшая (8-11) |
В течение года | Научные руководители, педагог по работе с ОД |
2 | Проведение традиционной школьной научно-практической конференции по секциям и общей | Февраль-апрель | Научные руководители, педагог по работе с ОД |
3 | Участие в районных, городских, краевых и всероссийских конференциях | Март-апрель | Педагог по работе с ОД |
4 | Проведение традиционных предметных олимпиад | По графику | Руководители МО |
5 | Участие в районных, городских, краевых, зональных олимпиадах | По графику | Педагог по работе с ОД |
6 | Участие в международном математическом конкурсе-игре “Кенгуру” и российском конкурсе “Русский медвежонок” - языкознание для всех” | По графику | Учителя предметники, руководители МО |
7 | Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней | В течение года | Педагог по работе с ОД |
8 | Выпуск сборника итогов олимпиад, конференций, конкурсов и т.д. | Май-июнь | Пресс центр |
9 | Выпуск тематического сборника докладов, представляемых на районную конференцию | IV четверть | Пресс-центр |
10 | Работа спортивных секций, участие в соревнованиях | В течение года | Учителя физкультуры |
11 | Работа кружков, факультативных курсов | В течение года | Руководители кружков, учителя предметники |
12 | Пополнение банка денных ОД. Создание и пополнение портфолио ученика | В течение года | Педагог по работе с ОД, классные руководители |
13 | Организация лекционно-семинарских занятий с ОД по обучению их навыкам по поддержания психологической стабильности, творческого саморазвития | 2-3 раза в год | Психолог |
14 | С педагогами: Совершенствование педагогического мастерства педагогов работающих с ОД |
I четверть | Директор, завуч, педагоги, психолог |
15 | Проведение семинара по обмену опытом и технологиями обучения и развития ОД | 1 раз в год | Директор, завуч, педагоги |