Реализовать творческий потенциал школьника

Разделы: Общепедагогические технологии


Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе. (А.Н. Колмогоров)

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек может реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи – вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ученика и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы это способности были реализованы.

Как раскрыть талант ребёнка и пробудить его творческие возможности?

Сегодня, пожалуй, не найдешь учителя, которого не волновали бы эти вопросы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождается еще на школьной скамье. Уже в начальной школе встречаются ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и справочную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявлять всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Для этого была создана система работы с одаренными детьми.

Система работы с одаренными детьми (ОД)

Цели:

- Выявление и выращивание интеллектуального ресурса страны – ОД.

- Достижение максимального уровня развития способностей ребенка.

Задачи:

1. Создание единой постоянно действующей системы поиска и развития ОД.

2. Выявление ОД на основе современных методик.

3. Разработка и принятие концепций, стратегий и специальных программ для ОД с целью оказания им помощи в развитии.

Основные направления развития и образования ОД

ОД отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов. Система работы с ними должна быть индивидуализирована.

Стремление этих детей к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе определяет требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

Для них создаются профильные классы. Их вовлекают в деятельность по интересам: кружки, секции, факультативы и т.д. Для них проводят олимпиады, конкурсы, соревнования, конференции.

1. Поиск, развитие и поддержка ОД

- ранняя, последовательная диагностика одаренности, осуществление преемственности между начальной школой и средней;

- уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д.;

- выявление ОД;

- разработка и доработка программ обучения и образования ОД.

2. Результативность работы с ОД

- критерии оценки результатов работы педагогов с ОД;

- итоги участия в олимпиадах ,конкурсах, конференциях, выставках, смотрах и т.д.

3. Научно-методическая и материально-техническая база

- разработка и обеспечение методической базы по работе с ОД для педагогов и родителей с учетом современных проблем и технологий;

- укрепление психологической службы: консультирование детей, педагогов, родителей; анализ и прогнозирование деятельности работы с ОД;

- физический и психический контроль за ОД;

- экспертная оценка рабочих программ.

4. Кадровое обеспечение

- психолого-педагогическое обучение педагогов, для изучения современных проблем и технологий работы с ОД;

- привлечение к работе с ОД, к разработке и конструированию программ для обучения и развития ОД преподавателей вузов.

5. Материальное и финансовое обеспечение функционирования системы поиска, развития и поддержки ОД

- финансирование привлеченных работников;

- материальное обеспечение проведения олимпиад, конференция;

- примирение педагогов и детей за высокие достижения.

Система мероприятий по работе с ОД

Содержание работы Сроки Ответственные
1 С обучающимися:

Работа научных обществ школьников по возрастным группам: младшая (3-4 классы), средняя (5-7) и старшая (8-11)

В течение года Научные руководители, педагог по работе с ОД
2 Проведение традиционной школьной научно-практической конференции по секциям и общей Февраль-апрель Научные руководители, педагог по работе с ОД
3 Участие в районных, городских, краевых и всероссийских конференциях Март-апрель Педагог по работе с ОД
4 Проведение традиционных предметных олимпиад По графику Руководители МО
5 Участие в районных, городских, краевых, зональных олимпиадах По графику Педагог по работе с ОД
6 Участие в международном математическом конкурсе-игре “Кенгуру” и российском конкурсе “Русский медвежонок” - языкознание для всех” По графику Учителя предметники,

руководители МО

7 Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней В течение года Педагог по работе с ОД
8 Выпуск сборника итогов олимпиад, конференций, конкурсов и т.д. Май-июнь Пресс центр
9 Выпуск тематического сборника докладов, представляемых на районную конференцию IV четверть Пресс-центр
10 Работа спортивных секций, участие в соревнованиях В течение года Учителя физкультуры
11 Работа кружков, факультативных курсов В течение года Руководители кружков, учителя предметники
12 Пополнение банка денных ОД. Создание и пополнение портфолио ученика В течение года Педагог по работе с ОД, классные руководители
13 Организация лекционно-семинарских занятий с ОД по обучению их навыкам по поддержания психологической стабильности, творческого саморазвития 2-3 раза в год Психолог
14 С педагогами:

Совершенствование педагогического мастерства педагогов работающих с ОД

I четверть Директор, завуч, педагоги, психолог
15 Проведение семинара по обмену опытом и технологиями обучения и развития ОД 1 раз в год Директор, завуч, педагоги