Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка.
Задачи урока:
- развивать степень увлечённости самостоятельным творчеством;
- воспитывать ощущения стиля художника (стиль понимаем как мироощущение);
- формировать художественные предпочтения и преобладающую форму выражения.
Оформление доски:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение темы пройденного занятия
Учитель: Ребята, какой подарок мы приготовили для Кляксы на прошлом уроке?
Дети: Нарисовали картину с аквариумом.
Учитель: Почему мы приготовили для неё именно такой подарок?
Дети: Потому что она не может погрузиться в воду и полюбоваться её обитателями.
III. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы узнаем, где ещё побывала Клякса, и что нового увидела. Давайте вместе прочтём тему урока, читаем хором.
IV. Чтение сказки.
Сказка “Необычное путешествие”
Автор: Земкова Л.В.
Как обычно Клякса проснулась рано и вышла из
своего домика. Солнышко только показалось из-за
деревьев. И вдруг Клякса увидела воздушные шары,
привязанные к кустарнику недалеко от её домика.
Там было два зелёных, два синих воздушных шара,
жёлтый, красный и оранжевый. Кляксе они очень
понравились. Она отвязала их и … полетела.
Приземлилась Клякса в необычной стране. Эту
страну называли (читаем хором запись на доске)
страной Весельчаков. Здесь все дома и одежда на
жителях были жёлтого, оранжевого и красного
цвета. Её жители любили отмечать праздники по
любому поводу. Они мало работали.
Учитель: Ребята, как вы думаете, жители страны Весельчаков жили бедно или богато? Почему?
Дети: Бедно, потому что мало работали.
Кляксе стало жалко весельчаков, потому что они иногда даже голодали из-за того, что мало работали. Клякса подарила им два синих и два зелёных воздушных шара. Ведь известно, что синий цвет – цвет грусти, а зелёный – спокойствия.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Клякса подарила весельчакам именно эти шары?
Дети: Чтобы они могли жить хорошо, работали, а отдыхали в меру.
На оставшихся воздушных шарах Клякса полетела дальше. Вскоре она приземлилась в другой воздушной стране. Это была (читаем хором запись на доске) страна Уныния. Там и дома, и одежда на жителях были тёмных тонов. Жители этой страны работали с утра до вечера, жили богато, но скучно.
Учитель: Почему, как вы думаете?
Учитель: Кто догадался, какие шары подарила им Клякса?
Дети: Жёлтый, оранжевый и красный шары.
Учитель: Правильно, ведь эти цвета – цвета радости, они поднимают нам настроение.
V. Беседа:
* на доске: репродукция к сказке А. Волкова “Волшебник Изумрудного города”, выполненная В. Чижиковым.
Учитель: А кто помнит, как называется сказочный город, где все жители носили очки зелёного цвета и всё в этом городе: дома, небо, костюмы жителей … было зелёного цвета?
Дети: Это Изумрудный город.
Учитель: Посмотрите, как представил себе Изумрудный город художник В. Чижиков.
VI. Физминутка
Учитель: После длительного путешествия Клякса решила сделать зарядку.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба на месте)
Руки поднимать, (поднять руки вверх)
Приседать и вставать, (4-6 раз присесть)
Прыгать и скакать. (10 раз подпрыгнуть)
VII. Работа над темой урока
Учитель: Сегодня на уроке мы представим, как выглядела Волшебная страна Весельчаков и страна Уныния до появления в них Кляксы. Каждый из вас нарисует только один домик волшебной страны (Веселия или Уныния), затем вырежет его и наклеит на ватман (на ватманах написаны красками небо, земля, деревья).
*таблицы со сказочными домами:
Учитель: Посмотрите, какие разные по форме по форме могут быть дома у жителей страны Уныния или Веселия. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: по форме, разные крыши, окна, двери, и пр.
* таблица с узорами:
Учитель: А украсить их можно такими узорами.
Учитель: Итак, половина класса – жители страны Веселия, вторая половина – жители страны Уныния. Весельчаки, какими тремя красками будете рисовать дома?
Дети: Жёлтый, оранжевой, красной.
Учитель: Как получить оранжевый цвет?
Ответы детей.
Учитель: Жители страны Уныния, какие краски возьмёте для выполнения работы?
Ответы детей.
*таблица со сказочными домами:
Учитель: Представим, в каком бы домике вы хотели бы жить. Подумайте, как лучше расположить лист, если у дома вытянутая форма? Приплюснутая?
VIII. Творческая работа
Учитель: Приступаем к самостоятельной работе, не забываем, какими красками вы сегодня выполняете работу. А в конце урока посмотрим, чьи дома получились интереснее и красивее: у жителей страны Уныния или у жителей страны Веселия.
Самостоятельная работа учащихся:
а) нарисовать и раскрасить дом,
б) вырезать его.
Учитель: Весельчаки, покажите нам свои домики. У кого дом получился лучше? Почему?
Ответы детей.
Учитель: Жители страны Уныния, покажите свои дома. Чей дом лучше? Почему?
Ответы детей.
Учитель: Вспомним правила работы с ножницами (с ножницами работаем аккуратно, не подносим их к лицу, не размахиваем).
Ответы детей.
Учитель: Вырезаем свои сказочные дома и подходим к доске, для того, чтобы приклеить их на ватман.
IX. Итог урока.
Учитель: Вот и закончилось наше занятие. Где мы побывали сегодня вместе с Кляксой? Что нового узнали о цветах? Что было необычным? Что понравилось больше всего?
Выслушиваются ответы детей.
Обсуждение работ.