Тема урока: "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Слова с глухими и звонкими согласными в корне”.

Цели урока:

  • Формировать умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах.
  • Развивать умение проверять и правильно писать слова с парными согласными в корне.
  • Развивать память и внимание.
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока

II. Чистописание

За деревней – луг,
А на грядке – лук,
А по речке – плот,
А на груше – плод.

– Какие хитрые слова встретились в этом тексте?

– Есть еще слова на правописание парных согласных в корне?

III. Фронтальная работа

1. Орфографическая минутка.

– Какие домики для птиц делают люди? (Скворечники)

– От чего страдают птицы зимой? (От голода)

– Из какого растения пекут белый хлеб? (Из пшеницы)

– Какая из этих ягод растет не на кустах: крыжовник, малина, земляника?

– Кого поймал старик неводом в известной сказки? (Золотая рыбка)

– Как звали почтальона из Простоквашино? (Печкин)

– Какое дерево росло у лукоморья? (Зеленый дуб)

– Кто живет в берлоге? (Медведь)

– Как называется липкий и пахучий сок, который выступает на некоторых хвойных деревьях? (Смола)

– Как называются первые весенние цветы? (Подснежники)

2. Дописать слова осенний, лисичка. Слова: подснежники, осенний, лисичка разобрать по составу

IV. Работа по теме урока

Пейзаж, шашки, труд, узкий, малышка, хлеб.

– На какие две группы можно разделить эти слова? (Парные согласные в конце слова и в середине.)

Пейзаж
Труд
Хлеб
Шашки
Узкий
Малышка

– Как проверить парные согласные в конце слова, в середине слова? Еще раз посмотрите на слова I столбика.

Каким способом можно проверить написание этих слов? (Изменить слова по числам.)

Каким способом можно проверить написание слов II столбика? (Нужно подобрать однокоренные слова, в которых после парного согласного стоит гласный.)

V. Физминутка (повторяем части речи)

– Какие части речи вы знаете?

– имя существительное – стоим;
– глагол – приседаем;
– имя прилагательное – хлопаем.

Кошка, добрый, дружить, ласковый, шагать, трава, сладкий, краснеть, красный, краснота, весна, чистить, тихий.

VI. Какие слова называются однокоренными? Образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что?

– Как называются эти слова? Напишите самостоятельно.

Шагать (шаг), стучать (стук), садить (сад), грузить (груз), клевать (клев), сторожить (сторож), зарядить (заряд).

VII. Образуйте и напишите слова, которые обозначают тот же предмет, но маленького размера.

Береза – березка, голова – головка, лошадь – лошадка, труба – трубка, площадь – площадка.

– Какой суффикс вы использовали для образования новых слов? (-к-)

– Что общего в этих словах? (Парные согласные в середине слова.)

– Как проверить парную согласную в корне слова?

Парные согласные – самые опасные.
В корне ты их проверяй,
Рядом гласный подставляй.

VIII. Словарная работа

– Как сказать одним словом “прием пищи в середине дня”? (Обед)

– Назовите другие значения этого слова. (Перерыв на работе, пища приготовленная для еды.)

К истокам слова. В древности слово “обед” означало не саму дневную трапезу, как теперь, а время до и после еды. Поэтому оно и построено от корня -ед- (еда) и приставки об-.

IX. Итог урока

– Чему учились на уроке?

– Как проверить парную согласную в корне слова?

X. Задание на дом

Стр. 76, упр. 200. Все по заданию, списать, вставить пропущенные буквы, устно подобрать проверочные слова.

Дополнительный материал, если остается время на уроке

Игра “Доскажи словечко”

– На коньках я мчусь вперед, под ногами крепкий лед.

– В тулуп и валенки одет, шел на охоту старый дед.

– Щиплет щеки, щиплет нос, но не страшен нам мороз.

– Как ни старался, я не мог достать с капустою пирог.

– Я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой этаж.

– У лисички Любки остренькие зубки.

– У нас общие игрушки, потому что мы подружки.

– Закрывают дети глазки, детям сниться будут сказки.

– В магазине на прилавке и иголки, и булавки.

– Дружно мы возьмем лопатки, хорошо вскопаем грядки.