Цели:
- проверить навыки решения линейных уравнений, умение составлять уравнение по условиям задачи;
- с помощью игры развивать внимательность, сосредоточенность и дисциплинированность;
- воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Сегодня у нас в гостях герой из народной сказки “Колобок”.Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Подготовимся к встрече колобка.
II. Повторение изученного материала
1. Сколько корней имеет уравнение:
3х + 7 = 16
х • 0 = 0
( х – 3) ( х – 4 ) = 0
0 • у = 15 ?
2. Повторить свойства вычитания: (a + b ) – c ; a – ( b – c ).
Вызвать к доске двух учеников решать уравнение: 93 – ( х + 56 ) = 8. 1-й решает по правилу нахождения неизвестного вычитаемого; 2-й решает, применяя правила вычитания.
Ответ: 29.
3. Ответить на вопрос:
– Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, делимое, делитель?
III. Рассказ учителя
Учитель. Ребята, напомните начало сказки. Жили-были старик со старухой. Вот просит старик: “Испеки мне, старуха, колобок”.
– Да из чего испечь-то? Муки нет.
– Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам
поскреби вот и наберется.
Старуха так и сделала. Испекла колобок и положила
на окно простынуть.
Надоело Колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку, и покатился по дорожке. Катится Колобок. А навстречу ему кто?
– Ну, конечно, Заяц.
– Что говорит Заяц?
– А что ответил Колобок?
– Что стал делать Заяц? (Слушать песню)
– Вот и не угадали. В этой сказке все звери любят
математику. Заяц говорит: “Не хочу твою песенку
слушать, вот, если решишь мои уравнения с
проверкой, я тебя отпущу”.
Пригорюнился Колобок. Давайте поможем колобку.
( у – 371 ) + 546 = 577 Ответ: 402 |
( 127 + в ) – 98 = 32 Ответ: 3 |
397 – ( х + 197 ) = 183 (дополнительное уравнение) Ответ: 17 |
И покатился Колобок дальше, только Заяц его и
видел. Катится Колобок, а навстречу ему – Волк:
– Колобок, Колобок, я тебя съем.
– Не ешь меня, Серый, я тебе песенку спою.
– Нужна мне твоя песня, лучше реши мне уравнения:
105 : х – 20 = 15 Ответ: 3 |
24 – 3х + 3 = 21 Ответ: 3 |
65 – 2х – 5 = 58 ( дополнительное уравнение) Ответ: 1 |
И покатился Колобок дальше. Только его Волк и видел. Катится Колобок , а навстречу ему – Медведь. Идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.
– Колобок, Колобок, я тебя съем.
– Ну, где тебе, косолапому, съесть меня, я от Зайца
ушел, я от Волка ушел и от тебя уйти, мои друзья
помогут мне. Задавай свои уравнения.
( 2х – 16 ) ( х – 4 ) = 0 Ответ: 8; 4 |
( 2х – 8) • х = 0 Ответ: 4 ; 0 |
И покатился Колобок, Медведь только вслед ему посмотрел. Катится Колобок, а навстречу ему Лиса.
– Здравствуй, Колобок! Какой ты пригоженький,
румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою
песенку. А Лиса слушает и ухмыляется.
– Славная песенка! Да только, голубчик, я песенки
не люблю. Моя страсть задачи по математике. Вот
если решишь мои задачи – скатертью дорога.
Загрустил Колобок. Ребята, выручаем его дружно!
IV. Решение задач
Задачи.
- Злая колдунья, работая не покладая рук, за три дня превратила в гусениц 105 принцессы. В первый день она превратила 20 принцесс, во второй – в 2 больше , чем в первый. Сколько принцесс она превратила в гусениц в третий день?
- У Бабы Яги на носу бородавок неизвестно, а у Кощея Бессмертного на 13 больше, а у Змея Горыныча на 16 меньше, чем у Кощея Бессмертного . Сколько бородавок на носу у Бабы Яги и у Кощея Бессмертного, если у Змея Горыныча их 53 ?
- Волк пригласил на свой день рождения аппетитных гостей: поросят, козлят и девочек в красных шапочках. Поросят было 11, козлят 7 и несколько красных шапочек, причем поросят на 2 больше , чем остальных вместе. Сколько девочек пригласил волк на день рождения?
Ученики составляют краткую запись условия и уравнение на доске. А решают уравнение в тетрадях. Проверка решения уравнения осуществляется на складной доске.
V. Домашнее задание. Составить задачу со сказочными персонажами на уравнение.
VI. Итог урока. Колобок говорит всем спасибо. Он довольный и радостный покатился искать себе новых друзей Вот и сказке конец, а кто работал молодец.