При подготовке у уроку любому учителю просто необходимо иметь определенный учебно-методический комплект. Если вы работаете по программе Босовой Л.Л., то имеете такой УМК, в который входят:
- учебник с компьютерным практикумом,
- рабочая тетрадь,
- методическое пособие для учителя,
- комплект плакатов.
Действительно удобно работать, имея уже готовый комплект, но учитель – это творец, и не может брать только готовый шаблон (автор программы и не призывает к этому) и действовать в его пределах. Он должен и просто обязан создавать что-то свое, экспериментировать, учитывая психологические, личностные и другие особенности своих учащихся, каждый раз добавляя в план урока что-то новое, необычное или просто совершенно другое, непривычное.
Данный план урока представляет собой лишь один из вариантов проведения учебного занятия “Формы представления информации. Метод координат” в курсе изучения информатики в 5 классе по программе Босовой Л.Л.. Он содержит не только сами этапы занятия, но и материалы для его проведения.
В материалах к уроку представлены задания, рассчитанные на разный количественный состав учащихся в группе.
Тема урока: “Формы представления информации. Метод координат”.
Продолжительность: 1 урок (40 минут).
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Цель урока: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися по теме: “Кодирование информации”.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Произвести контроль знаний учащихся по пройденной теме;
- Объяснить причины выбора той или иной формы кодирования информации;
- Сформировать у учащихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации.
- Развивающие:
- развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;
- развитие творческих способностей;
- развитие информационной культуры.
- Воспитательные:
- развитие познавательного интереса;
- воспитание командного духа;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: компьютеры. Пакет документов (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3). Плакат с декартовой системой координат. Портрет Декарта. Раздаточный материал: варианты заданий для самостоятельной работы.
Межпредметная связь: математика, история, русский язык.
Этапы урока:
- Организационный этап – 2 мин.
- Проверка знаний – 7 мин.
- Обобщение материала предыдущего урока – 5 мин.
- Объяснение нового материала – 7 мин.
- Самостоятельная работа – 15 мин.
- Подведение итогов урока, выставление оценок – 2 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
Таблица деятельности:
Информация на доске |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
Тема урока “Формы представления информации. Метод координат”. Портрет Декарта |
Организационный этап | 2 мин. | |
Приветствие учеников. Объяснение цели и задач урока, ознакомление с основными вопросами темы урока. |
Приветствие учителя. Вопросы при необходимости. Запись темы урока в тетрадь |
||
Проверка знаний | 7 мин. | ||
Объяснение задания для проверки знаний:
необходимо разгадать кроссворд по теме
предыдущего урока, сохраненный на ПК (Приложение 3). Наблюдение за работой учеников. Проверка результатов выполнения работы. Выставление оценок. |
Выслушивают задание, задают вопросы. Приступают к выполнению задания на ПК. После выполнения задания сохраняют результаты в электронном виде для дальнейшей проверки. |
||
Обобщение материала предыдущего урока | 5 мин. | ||
Основные способы кодирования информации:
|
Обобщает материал предыдущего урока, подводит
учащихся к тому, что за видимым многообразием
способов кодирования скрыто три основных
способа кодирования информации: графический,
числовой и символьный. Отвечает на вопросы
учеников, направляет на то, чтобы ученики делали
соответствующие выводы. Также подчеркивается, что выбор способа кодирования информации зависит от цели кодирования. |
Отвечают на вопросы, рассуждают по теме, делают выводы и записи в тетрадь. | |
Объяснение нового материала | 7 мин. | ||
Прямоугольная система координат, Декарт, плакат с прямоугольной системой координат. Плакат с декартовой системой |
Объясняет суть метода координат, как числового способа кодирования информации. Объясняет строение прямоугольной (декартовой) системы координат. Дает историческую справку о Декарте. | Задают вопросы, отвечают на вопросы, рассуждают по теме, записывают самое главное. | |
Самостоятельная работа | 15 мин. | ||
Раздает задания для выполнения практической
работы, объясняет суть задания, этапы выполнения
и способы действия. Этапы выполнения задания:
|
Задают вопросы, выполняют задания на листках, затем на компьютере в документе находят полученное изображение, напротив которого находится цифра и буква. Запоминают полученные букву и цифру, заполняют соответствующую таблицу для получения суммарного результата всей группы. | ||
Подведение итогов урока, выставление оценок | 2 мин. | ||
Благодарит учащихся за работу на Уроке. Подводит итоги урока, выставляет оценки в журнал и дневники учащихся. | |||
|
2 мин. | ||
Домашнее задание: §1.7, §1.8, р.т.: №31-32, 34 | Задает домашнее задание (материал учебника, а также задания для закрепления материала из рабочей тетради). | Записывают домашнее задание в дневник. |