План урока "Формы представления информации. Метод координат". 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


При подготовке у уроку любому учителю просто необходимо иметь определенный учебно-методический комплект. Если вы работаете по программе Босовой Л.Л., то имеете такой УМК, в который входят:

  • учебник с компьютерным практикумом,
  • рабочая тетрадь,
  • методическое пособие для учителя,
  • комплект плакатов.

Действительно удобно работать, имея уже готовый комплект, но учитель – это творец, и не может брать только готовый шаблон (автор программы и не призывает к этому) и действовать в его пределах. Он должен и просто обязан создавать что-то свое, экспериментировать, учитывая психологические, личностные и другие особенности своих учащихся, каждый раз добавляя в план урока что-то новое, необычное или просто совершенно другое, непривычное.

Данный план урока представляет собой лишь один из вариантов проведения учебного занятия “Формы представления информации. Метод координат” в курсе изучения информатики в 5 классе по программе Босовой Л.Л.. Он содержит не только сами этапы занятия, но и материалы для его проведения.

В материалах к уроку представлены задания, рассчитанные на разный количественный состав учащихся в группе.

Тема урока: “Формы представления информации. Метод координат”.

Продолжительность: 1 урок (40 минут).

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Цель урока: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися по теме: “Кодирование информации”.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • Произвести контроль знаний учащихся по пройденной теме;
  • Объяснить причины выбора той или иной формы кодирования информации;
  • Сформировать у учащихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации.
  • Развивающие:
  • развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие информационной культуры.
  • Воспитательные:
  • развитие познавательного интереса;
  • воспитание командного духа;
  • воспитание самостоятельности.

Оборудование: компьютеры. Пакет документов (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3). Плакат с декартовой системой координат. Портрет Декарта. Раздаточный материал: варианты заданий для самостоятельной работы.

Межпредметная связь: математика, история, русский язык.

Этапы урока:

  1. Организационный этап – 2 мин.
  2. Проверка знаний – 7 мин.
  3. Обобщение материала предыдущего урока – 5 мин.
  4. Объяснение нового материала – 7 мин.
  5. Самостоятельная работа – 15 мин.
  6. Подведение итогов урока, выставление оценок – 2 мин.
  7. Домашнее задание – 2 мин.

Таблица деятельности:

Информация на доске

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Тема урока

“Формы представления информации. Метод координат”.

Портрет Декарта

Организационный этап   2 мин.
Приветствие учеников.

Объяснение цели и задач урока, ознакомление с основными вопросами темы урока.

Приветствие учителя.

Вопросы при необходимости. Запись темы урока в тетрадь

  Проверка знаний   7 мин.
Объяснение задания для проверки знаний: необходимо разгадать кроссворд по теме предыдущего урока, сохраненный на ПК (Приложение 3).

Наблюдение за работой учеников.

Проверка результатов выполнения работы. Выставление оценок.

Выслушивают задание, задают вопросы.

Приступают к выполнению задания на ПК.

После выполнения задания сохраняют результаты в электронном виде для дальнейшей проверки.

  Обобщение материала предыдущего урока   5 мин.
Основные способы кодирования информации:
  • графический (пример),
  • числовой (пример)
  • символьный (пример)
Обобщает материал предыдущего урока, подводит учащихся к тому, что за видимым многообразием способов кодирования скрыто три основных способа кодирования информации: графический, числовой и символьный. Отвечает на вопросы учеников, направляет на то, чтобы ученики делали соответствующие выводы.

Также подчеркивается, что выбор способа кодирования информации зависит от цели кодирования.

Отвечают на вопросы, рассуждают по теме, делают выводы и записи в тетрадь.
  Объяснение нового материала   7 мин.
Прямоугольная система координат, Декарт,

плакат с прямоугольной системой координат. Плакат с декартовой системой

Объясняет суть метода координат, как числового способа кодирования информации. Объясняет строение прямоугольной (декартовой) системы координат. Дает историческую справку о Декарте. Задают вопросы, отвечают на вопросы, рассуждают по теме, записывают самое главное.
  Самостоятельная работа   15 мин.
  Раздает задания для выполнения практической работы, объясняет суть задания, этапы выполнения и способы действия.

Этапы выполнения задания:

  1. Выполнение индивидуального задания (Приложение 4).
  2. Прохождение индивидуального образовательного маршрута: поиск полученного изображения в таблице (Приложение 1) и соответствующей буквы и цифры для составления группового слова.
  3. Запись полученной буквы с определенным порядковым номером ее в слове на отдельном ПК (Приложение 2).
Задают вопросы, выполняют задания на листках, затем на компьютере в документе находят полученное изображение, напротив которого находится цифра и буква. Запоминают полученные букву и цифру, заполняют соответствующую таблицу для получения суммарного результата всей группы.
  Подведение итогов урока, выставление оценок   2 мин.
  Благодарит учащихся за работу на Уроке. Подводит итоги урока, выставляет оценки в журнал и дневники учащихся.  
 

Домашнее задание

  2 мин.
Домашнее задание: §1.7, §1.8, р.т.: №31-32, 34 Задает домашнее задание (материал учебника, а также задания для закрепления материала из рабочей тетради). Записывают домашнее задание в дневник.