Краеведение одно из важнейших элементов образования. Через уроки регионального компонента прививаются учащимся любовь к малой Родине, уважение к людям труда, постигаются истины родной земли. Но в рамках урока (40 минут) не всегда можно полно раскрыть сущность какого-нибудь краеведческого направления, для этого в нашей гимназии мы ежегодно проводим в феврале в рамках “Месячника оборонно-массовой работы, посвященной Дню защитника Отечества” традиционные недели истории.
Уже на протяжении нескольких лет мы обращаемся к темам родного края: “О чем рассказывают гербы земли тульской”, “Родной свой край, люби и знай!”, “Славные традиции земли тульской”, “Город Ефремов в годы Великой отечественной войны”. В период подготовки к неделе истории учащиеся подбирают и отбирают материал из имеющихся источников, разыскивают недостающие сведения. Такая работа помогает школьникам шире раскрыть их творческие способности. Наиболее развитые и способные учащиеся показывают умение в демонстрации своих исследований, скромные – учатся преодолевать страх, выступая в первый раз перед своими одноклассниками на школьной сцене. С огромным энтузиазмом многие берутся за поиск, именно таким открываются еще никем не прочитанные или давно забытые страницы истории родных мест. Ребята становятся первооткрывателями, совершая открытие, хотя бы и небольшое.
Результаты таких мероприятий - составление альманахов по улицам города Ефремова, родословные семьи, экскурсионные обзоры, музейные экспонаты, альбомы, составленные руками гимназистов. Каждому любознательному человеку небезразличны сведения о тех местах, где живешь, о людях, которые здесь жили и живут, об их делах и судьбах. Краеведение учит более внимательно относиться к следам истории окружающего, того, что рядом. Очень важно, чтобы дети знали свое прошлое, “ ведь без прошлого нет будущего”
Славна земля тульская! Тула через века пронесла славу оружейной столицы и города мастеров. Всегда, во все времена, оставалась за тульскими оружейниками слава самых искусных мастеров, а производимое ими оружие еще в петровские времена было принято за эталон, о чем в одном из указов Петра I записано: “Делать ружья против прежнего, как деланы на тульских заводах”. Чтобы более нагляднее донести до учеников уважение к русским мастерам-умельцам, был проведен праздник “Визитные картинки тульской земли”. “Массовик-затейник” из числа ребят, подготовил забавы и конкурсы в которых, когда были маленькими, принимали участие их бабушки и дедушки. Провели заочную экскурсию в реконструированную тульскую избу 19 века. Вместе с ребятами подготовили инсценировки по мотивам знаменитых литературных произведений “Легенда о мастере Тычке” Ивана Панькина, тульского писателя,и “Левша” Николая Лескова, причем шестиклассники сами готовили костюмы и декорации.
Главный результат всей работы, создание атмосферы поиска, взаимопонимания, формирование у гимназистов нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, достоинство, патриотизм.
Цель мероприятия: Привитие интереса к истории родного края, уважения к русским умельцам – мастерам своего дела, развитие творческих способностей учащихся.
Инсценировки о тульских мастерах-умельцах.
Легенда о мастере Тычке.
(По мотивам “Легенды о мастере Тычке”)
Действующие герои: Автор, мастер Тычка, царь Петр I, воевода.
Декорации: Комната, оборудованная в стиле старинной русской избы.
Автор: Мы, туляки, народ занятой и зря тарабарить нам не досуг. Мы даже не называем друг друга длинными величавыми именами. Туляки всегда любили короткие имена, Чиж, Левша, Тычка.
И сейчас я расскажу историю о мастере Тычке, необыкновенном мастере, который без слов одними руками, мог рассмешить целый город.
Приметили его при Петре I .Это было в 17 веке. Как-то Петр неожиданно нагрянул в Тулу. Приехал он с думкой, испытать самопальных мастеров, на что они способны и решить, можно ли в Туле основать оружейный завод.
(Входит царь и говорит, обращаясь к воеводе)
Петр I:Кто у вас самый лучший оружейных дел мастер, из скудных, неимущих, сейчас подать его сюда!
(Воевода уходит, отдает приказ найти кого-нибудь из мастеров, а затем приводит мастера Тычку к царю)
Петр I: Ты кто? Как тебя звать? Ты ли великий мастер?
Тычка: Я, Тычка, но я совсем не великий мастер, а всего-навсего ученик Парфена Зычки, который учился у Никишки Дички, а тот у Прошки Лычки.
Петр I: Сможешь починить этот пистолет английского мастера, он сломался.
Тычка: А что ж не попробовать – можно и попробовать. Сроду не приходилось дуги гнуть, а летось попробовал, и не хуже, чем у ярославских мужиков получилось
(Взял пистолет, ушел)
Воевода: Что ж мы наделали, ведь мы же не узнали, где он живет?
(Все огорчились и вышли из комнаты)
Автор: Три дня и три ночи искали Тычку, а на четвертый он сам пришел и отдает царю пистолет.
(В комнате те же действующие лица) (Мастер подает царю пистолет)
Петр I: (пощелкал пистолетом) Вот если бы вы умели не только чинить, но и делать, тогда бы можно было бы вас на руках носить.
Тычка: Так чего же их не делать. Такие пистолеты у нас подмастерья чуть ли не слюнями клеят.
(Петр I дал затрещину Тычке)
Тычка: За что, государь?
Петр I: За тот пистолет, который ты хаял.
Тычка: Если только за это, так забери его. Он мне и даром не нужен.
(Отдает Петру пистолет английской работы)
Петр I: Ну, брат, прости! Я же не знал, что ты за три дня не только починил мой пистолет, но и сделал новый, похожий как две капли воды.
(Радостно обнял мастера и расцеловал в обе щеки)
Автор: Посмотрел царь на мастера, на его натруженные руки и могучие плечи, просиял, и гордость охватила за таких людей.
Петр I: Да, пусть на плечах этих людей, вырастет русский оружейный завод.
Левша
(По мотивам “Сказа о тульском Косом левше и о стальной блохе”)
Действующие герои: Автор, генерал Платов, царь Николай I, мастер Левша и три его друга.
Декорации: Половина комнаты, оборудована в стиле приемной царя, другая в стиле оружейной мастерской.
Выставка книг, посвященная Тульскому краю; портреты русских царей Александра I и Николая I.
Автор: А этот рассказ я услышала от Николая Лескова, рожденного здесь по – соседству в селе Горохово, Орловского уезда “Сказ о тульском Косом левше и о стальной блохе”
В 19 веке англичане подарили царю Александру I искусно сделанную миниатюрную стальную блоху – насекомое нимфозорию, которую только через мелкоскоп можно было бы рассмотреть. Иностранцы хвалились своим умением делать забавы. Во дворце положили ее в коробочку и забыли.
А при брате Александра I, Николае I о ней вспомнили и решили показать тульским мастерам.
Картина I. Приемная царя. Николай I стоит возле окна и рассматривает в шкатулке из золоченого грецкого ореха стальную блоху
Николай I: Позовите ко мне атамана донских казаков, героя войны с Наполеоном, графа Матвея Платова, который ездил с моим братом в Лондон.
Платов: Я, здесь государь!
Николай I: Езжай на Дон, поговори с моими донцами на счет жизни и преданности, а когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. (Платов уходит)
Картина II. Оружейная мастерская. Сидят четыре мастера, работают и поют “Дубинушку”. Входит Платов
Платов: Здорово, мужики! Царь велел посмотреть на эту вещь и что-нибудь новенькое придумать. Только смотрите, бриллиантов не подменять, аглицкой, тонкой работы не портить! Сейчас я еду на Дон, а как вернусь, чтоб все было готово.
Левша: Не волнуйся, батюшка, ничего не испортим, а через две недели приедешь, будет тебе, что государеву великолепию достойно представить. Все сделаем, езжай спокойно, счастливого пути! (Обращаясь к друзьям) Ну что, ребятушки, давайте что-нибудь придумаем (Садятся за стол, начинают работать и поют)
Картина III. Оружейная мастерская. Сидят четыре мастера ,работают и поют.. Входит Платов.
Платов: Вот, я и вернулся. Ну, что же вы мне покажете? (Рассматривает шкатулку) Я ничего нового не вижу. Ну-ка, Левша, поедем со мной к царю, и сам будешь держать ответ перед государем.
Картина IY. Приемная царя. Платов с Левшой, который, всем низко кланяется.
Платов: Вот, Ваше Величество, привез я к Вам тульского мастера Левшу. Он Вам все сам покажет и расскажет.
(Левша, подает Николаю шкатулку)
Николай I: Подайте мелкоскоп. (Рассматривает под лупой содержимое шкатулки). (Смеясь, расцеловывает Левшу). (Обернувшись к Платову, говорит). Видите, я, всегда знал, что мои тульские мастера меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, “шельмы”, аглицкую блоху на подковы подковали!
Левша: Если бы был еще лучше мелкоскоп, то увидели бы, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено, какой мастер ту подковку делал.
Николай I: И твое имя тут есть?
Левша: Никак нет, одного моего и нет.
Николай I: Почему же?
Левша: А потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, там уж никакой мелкоскоп взять не может.
Николай I: А как же ты их делал?
Левша: А мне государь никакой мелкоскоп не нужен, я все на глазок делал.
Николай I: (Обращаясь к Платову). Граф, подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в Англию. Вместе с посольством поедет и Левша, чтобы сам мог англичанам показать работу. И пусть они знают, каковы у нас в Туле мастера есть.
Автор: Ребята, а если вы захотите узнать, что было дальше, прочитайте рассказ Лескова о Левше, который есть в нашей школьной библиотеке.