Тема: Род имен существительных.
Цель: познакомить с понятием рода имен существительных.
Задачи:
- повторить признаки имен существительных;
- формировать умения определять род имен существительных путем
- подстановки личного и притяжательного местоимения;
- развитие орфографической зоркости на материале корнесловных
- орфограмм;
- развитие умения группировать слова по определенным признакам;
- развитие умения употреблять слова в переносном значении;
- воспитание любви к родному языку, краю.
Оборудование:
- учебник “Русский язык. 3 класс” (авт. Т.Г.Рамзаева);
- Волина В.В. “Веселая грамматика”;
- Карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”;
- плакат по определению рода имен существительных;
- сигнальные карточки (у учащихся).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Тихо сели. Начинаем урок!
II. Повторение изученного материала.
1. Гимнастика для глаз.
Учитель: Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.
Дети: Рисунок.
У. Какой частью речи является данное слово? Докажите.
Д. Слово рисунок является именем существительным, так как отвечает на вопрос что? и обозначает предмет.
2. У. Прочитайте отрывок из стихотворения ненецкого поэта Прокопия Андреевича Явтысого.
М . лыш мурлыкал, как к . тёнок,
в своей постели м . ховой.
А за . кном вторые сутки
пурги не ут . хает вой.
У. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. В какой части слова находится данная орфограмма? Как проверить проверяемые гласные в корне слова? Приведите свои примеры.
Выпишите из данного отрывка только имена существительные, поставив их в начальную форму.
(Один ученик работает у доски)
У. Какие имена существительные вы выписали?
Д. Мы выписали следующие имена существительные: малыш, котенок, постель, окно, сутки, пурга, вой.
У. Какое слово “лишнее”? Свой ответ обоснуйте.
Д. Лишнее слово сутки, потому что оно стоит во множественном числе, а все остальные – в единственном.
(Данное слово убираем с доски)
У. На какие две группы можно разделить оставшиеся имена существительные?
Д. Данные имена существительные можно разделить на две группы так: в первую группы возьмем слова малыш, котенок, так как это одушевленные имена существительные, во вторую группу – постель, окно, пурга, вой. Это неодушевленные имена существительные.
– А можно разделить по-другому: в первую группу взять имена существительные малыш, котенок, постель, окно, пурга – так как они имеют форму единственного и множественного числа, а в другую группу – слово вой – которое имеет форму только единственного числа*.
3. Обобщение.
У. Что мы уже знаем об имени существительном?
Д. Имя существительное – это часть речи.
– Отвечает на вопросы кто? и что?
– Обозначает предмет.
– Имена существительные бывают собственными и нарицательными.
– Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.
– Встречаются имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, например, ножницы, и форму только единственного числа, например, молоко.
(В результате на доске появляется следующая схема)
Имя существительное – часть речи |
кто? что? |
предмет |
одушевленное | неодушевленное | собственное | нарицательное | число |
||
единственное | множественное |
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся. (Дети
встают)
Больше спать не захотел. (Туловище влево,
вправо)
Шевельнулся, потянулся. (Встали на носочки,
потянулись)
Взвился вверх и полетел. (Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)
III. Изучение нового материала.
1. Проблемная ситуация.
(На доске к уже записанным словам учитель добавляет новую группу слов)
Малыш, котенок, постель, окно, пурга, вой, гнездо, доктор, колесо, конь, осина.
У. Усложним задание: разделите данные имена существительные на три группы.
Д. Данные имена существительные можно разделить на три группы в зависимости от количества слогов в слове: в первую группу мы отнесем слова конь и вой, так как они состоят из одного слога; во вторую группу – малыш, постель, гнездо, окно, доктор, пурга – они состоят из двух слогов; в третью группу – колесо, осина, котенок – в них три слога.
– Слова можно разделить и по положению ударения в слове: первую группу составят слова конь, доктор, вой – в них ударение падает на первый слог; слова гнездо, болото, осина, малыш, котенок, постель, окно, пурга – вторая группа, ударение падает на второй слог; третья группа – колесо – ударный слог последний.
2. Постановка учебной задачи.
У. В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи. Поэтому на схеме я ставлю знак вопроса.
(на схеме в последнем графе появляется знак вопроса)
У. Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные – собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные, единственного или множественного числа.
3. Грамматическая сказка.
У. Послушайте грамматическую сказку и скажите, на какие три группы можно разделить имена существительные.
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.
Пришла королева и сказала:
“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода (туда попали слова: муж, папа, дядя, стул, …). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода (туда попали слова: жена, бабушка, весна, …). А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода ( так и стали: солнце, небо, …)”.
Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.
У. На какие три группы делятся имена существительные?
Д. Имена существительные можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.
(На доске вместо знака вопроса появляется соответствующая запись)
род |
||
мужской |
женский |
средний |
У. Сегодня мы должны научиться определять род имен существительных. А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы.
А вот и секрет (плакат):
Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской И опять скажу” “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! |
У. Пользуясь секретом королевы запишите имена существительные в три столбика по родам.
м.р. |
ж.р. |
ср. р. |
(он, мой) |
(она, моя) |
(оно, моё) |
(Три ученика работают у доски)
вой |
постель |
окно |
конь |
осина |
колесо |
малыш |
пурга |
гнездо |
доктор |
||
котенок |
У. Сделайте вывод о том, как определить род имени существительного.
(Учащиеся читают хором вывод в учебнике на с. 152)
IV. Закрепление.
1. Распределите слова по колонкам в зависимости от рода, запишите их.
(На доске)
Гнев, ярость, бешенство;
дорога, путь, направление;
штиль, тишь, затишье;
вид, картина, зрелище;
облик, обличье, внешность;
заглавие, заголовок, название.
(Проверка)
У. Что это за слова?
Д. Это слова – синонимы.
2. С. 152 упр. 405
Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий … Напиши словосочетания. Определи род имен существительных.. |
У. Какие из данных имен прилагательных можно употребить в переносном значении?
V. Итог урока.
У. Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
– Что было главным на уроке?
– Как определить род имени существительного?
– С помощью сигнальных карточек определить род имен существительных.
(Красная сигнальная карточка – имена существительные мужского рода; синяя – женского рода; зеленая – среднего рода)
Улица, место, огонь, библиотека, метель, платье, переулок, музей.
У. Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. Спасибо.