Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Качество педагогической деятельности имеет важнейшее значение для развития всей системы образования. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.
Школа работает в инновационном режиме: мы создаем инновационную модель личностно-ориентированной профильной школы.
Какие бы мы строили планы, осуществлять их предстоит учителю. Поэтому учитель – центральное звено в реализации основных направлений модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе.
Так кто же он – учитель? Своеобразная мозаика? Да, именно мозаика! Её можно просто рассыпать и, не собирая, такой учитель уйдет из школы. Можно собрать и не трогать больше, такой учитель, как правило, становится “урокодателем”, не всегда плохим, но уж точно “не горящем” на рабочем месте.
А можно совершать множество маленьких чудес: перекладывая, создать новые картинки!
В соответствии с разработанной в школе моделью учителя, учитель нашей школы:
- Исследователь
- Творец
- Гуманист.
Учителя современной школы нужно растить, воспитывать, развивать.
В школе создается система повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала, что является необходимостью в условиях модернизации образования, создания профильной школы.
Потребности практики образования в совершенствовании методического обеспечения школьного образовательного процесса послужили основанием для выбора сквозной научно-методической темы в области повышении я квалификации и наращивания кадрового потенциала на следующие 5 лет развития школьной методической службы.
“Профессионально-творческое развитие и саморазвитие педагога в рамках школьной образовательной системы”.
Цель научно-методической работы:
Обеспечение органического единства прикладных, фундаментальных и методологических знаний, составляющих основу профессиональной и общей культуры педагога, его широкую ориентацию в подходах к постановке и решению новых проблем и задач образования в условиях модернизации образования.
В процессе создания системы повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала мы руководствуемся основными направлениями модернизации образования в РФ, РС (Я), материалами 11 съезда педагогической общественности Якутии, приоритетным национальным проектом “Образование”, программой развития муниципальной системы образования, муниципальной программой реализации ПНП “Образование”, общешкольными программами и проектами, локальными нормативными актами по осуществлению деятельности школьной методической службы.
Приоритетное внимание в этой связи уделяется следующим направлениям деятельности:
В диагностико-прогностической деятельности:
- диагностика потребностей педагогических и руководящих работников в повышении квалификации;
- диагностика уровня педагогического профессионализма и качества образования;
- диагностика информационных потребностей педагогов.
В области информационной деятельности:
- создание банка данных по вопросам теоретических основ и результатов творческой деятельности педагогов в области содержания и методов образования на базе муниципального, регионального, государственного и иностранного материалов с использованием всех современных видов носителей информации;
- создание проблемно-ориентированных баз данных по актуальным вопросам развития образования.
В области содержания образования:
- методическое обеспечение освоения базисного учебного плана профильной школы;
- оказание научно-методической поддержки руководителям творческих объединений педагогов по переводу их деятельности в режим развития;
- дидактическое и методическое обеспечение нового содержания образования.
В инновационной, экспериментальной и экспертной деятельности:
- экспертиза инноваций, организация научного кураторства экспериментальной деятельности;
- организация опытно-экспериментальной работы;
- организация методической работы с педагогическими кадрами, осуществляющих инновационную деятельность;
- организация сетевого взаимодействия с педагогами-новаторами района.
В области повышения квалификации:
- организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы через обеспечение системообразующей и интегрирующей базы для сознательного управления педагогом своим развитием;
- организация профессионального консультирования по актуальным проблемам с приглашением представителей муниципальных органов управления, ИПКРО, вузов;
- организация рефлексивной деятельности
педагога, приводящей к появлению микро– и макро
программ работы над саморазвитием.
В области аттестации:
- участие в аттестации педагогических и руководящих кадров;
- участие в аттестации учащихся;
- участие в аттестации образовательного учреждения.
Инновации в научно-методической работе сегодня воспринимаются не как дань моде и времени, а как необходимое условие реализации инновационной деятельности педагогического коллектива, работающего в режиме развития. Это задача не из простых.
Действительно, как организовать работу всех субъектов образовательного процесса так, чтобы:
- получить высокие результаты обученности и развития личности обучающихся;
- чтобы способствовать профессиональному самоопределению учеников;
- чтобы стать место успеха детей и взрослых?
Готовых рецептов не существует, есть только тернистый путь проб, действий, есть видение деятельности, позволяющее не топтаться на месте, а идти в ногу со временем, прогнозируя желаемый результат.
Основные составляющие научно-методической
работы в школе:
- Обобщение собственного продуктивного опыта
- Создание собственных разработок
- Мониторинг результативности деятельности педагогов.
Основанием обновления научно-методической работы являются:
- Концепция повышения квалификации, где раскрываются основные идеи научно-методической работы в условиях модернизации образования.
- Программа повышения квалификации и наращивания кадрового потенциала.
- Структурно-функциональная модель научно-методической работы.
Концептуальные идеи системы повышения квалификации:
- Перевод образования в режим творчества и превращения творчества в базис образования нового типа
- Создание новых форм обучения педагогов с учетом их способностью к самообразованию и самосовершенствованию на школьном уровне
- Создание алгоритмов профессиональной деятельности педагогов, которые позволили бы им становиться творческими
Цель: обеспечение органического единства прикладных, фундаментальных и методологических знаний, составляющих основу профессиональной и общей культуры педагога, его широкую ориентацию в подходах к постановке и решению новых проблем и задач образования в условиях модернизации образования.
Для достижения поставленной цели определяются
следующие задачи:
Основные инновации в системе методической работы:
- В организации методического процесса:
- Свободная индивидуальная методическая работа педагогов
- Интерактивные формы методического обучения
- Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной методической деятельности
- Управленческое консультирование
- В содержании методического образования педагогов:
- Научно-методические, практические, дидактические материалы в помощь педагогам
- Программа развития школы, программы ОЭР и НМР
- Общешкольные целевые программы и управленческие проекты
В школе реализуются общешкольные целевые
программы и проекты:
В системе научно-методической работы широко используются различные формы:
- Диагностика труда педагога
- Научно-методический совет
- Тематический педагогический совет
- Заседания кафедр
- Заседания творческих групп учителей
- Методические семинары
- Открытые уроки и мероприятия
- Участие педагогов в профессиональных конкурсах и фестивалях
- Творческие отчеты учителей
- Разработка методических продуктов
- Подготовка публикаций
- Аттестация педагогических работников
- Научно-практическая конференция
Важным структурным компонентом общешкольной системы повышения квалификации является уровневая модель методического процесса, включающая четыре основных уровня:
- 1 уровень. Индивидуальная методическая работа педагогов предполагает непрерывное самообразование и рост профессиональной культуры каждого учителя, согласно составленному индивидуальному плану профессионального саморазвития.
- 2 уровень. Предметные методические объединения и предметно-цикловые кафедры.
- 3 уровень. Научно-методический совет – высший коллегиальный орган, объединяющий и координирующий методическую работу в школе. На заседаниях НМС рассматриваются различные актуальные для работы школы вопросы, посвященные повышению аналитической культуры учителя, рациональному планированию и созданию условий для творческого роста педагогов.
- 4 уровень. Общешкольная научно-методическая работа включает серию различных обучающих постоянно действующих семинаров для всех учителей, выполняющих важнейшие функции:
- Выработка системы основных понятий и единства подходов, действий в учебной, инновационной, поисково-исследовательской научно-методической деятельности;
- Активное межпредметное общение и обмен педагогическим опытом;
- Коллективное обсуждение проектов и результатов инновационной деятельности и др.
Ожидаемые результаты:
– повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе;
– положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом;
– закрепление и успешная деятельность молодых педагогов;
– создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции “урокодателя” на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора.