Речь и культура общения (факультативный курс). "Сила слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • учить рассуждать, сочинять стихи, знакомить с экономическими терминами;
  • развивать воображение, речь, умение анализировать поступки людей;
  • воспитывать чуткое отношение к окружающим, помогать друг другу.

Оборудование:

  • экономические термины: бухгалтер, товар, банкрот, финансы, ярмарка
  • портреты короля с чувством удивления, радости, страха на лице
  • сказочные герои: разбойники, Кощей, Баба-Яга, осьмоног
  • раздаточный материал (Л. Н. Толстой “Как мужик камень убрал”)
  • музыкальное сопровождение

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Знакомство с профессией “бухгалтер”.

- Что за прибор лежит у вас на столе? (счёты)

- Для чего они нужны?

- Для людей каких профессий они были необходимы, пока их не заменила современная вычислительная техника? (продавец, бухгалтер)

- Чем же занимается бухгалтер? Давайте послушаем рассказ Андрея о работе своей мамы.

- Кто же такой бухгалтер? (счетовод, специалист при ведении учёта денежных средств)

- Я предлагаю вам сегодня стать бухгалтерами, подсчитайте зарплату, которую вы сегодня заработаете на уроке. Каждый правильный ответ учитывайте, откладывая на счётах “косточку”.

3. Сообщение темы урока.

- Из чего состоит наша речь?

- А предложение?

- Что умеют слова? (называть предметы, их признаки, действия)

Оказывается

“слова умеют плакать и смеяться,
приказывать, молить и заклинать,
и, словно сердце, кровью обливаться,
и равнодушно холодом дышать”.

- Как понимаете смысл этого стихотворения? (слова заставляют человека радоваться, плакать, мечтать, обижаться и т. д. )

- Значит, слово обладает огромной силой, воздействует на наше настроение, на нашу жизнь. Поэтому не зря гласит народная мудрость: “Слово не воробей, вылетит - не поймаешь”. Как вы понимаете её смысл?

- Вот сегодня нам и предстоит узнать силу слова.

4. Актуализация прежних знаний.

- Вчера я была в библиотеке и рассматривала одну очень старинную книгу с красивыми рисунками. Вдруг я воскликнула: “О-о-о!” Какое чувство я испытала? (удивление)

- Докажите.

- Как бы ты удивился? Покажи это.

- Что помогло изобразить удивление? (мимика, жесты, слово “о-о-о”)

- Значит, слово может удивить человека.

5. Развитие творческого воображения.

- Что же меня могло так удивить, сделайте предположение. (заслушать версии детей)

- А удивил меня портрет незнакомого мужчины. Он был преклонного возраста, лысоват, черные густые брови прикрывали его голубые глаза, а длинная седая борода закрывала его подбородок. На его голове красовалась великолепная золотая корона, украшенная драгоценными каменьями, а на плечах была мантия красного цвета с белым в горошек воротником. Кто же это? (король)

- Король – это титул монарха, стоящего во главе государства.

- Какой титул носит жена короля? (королева)

- Сын? Дочь? (королевич, принц, принцесса)

- Что представляете, когда слышите слово “король”? (карты, шахматы)

- Как вы думаете, какими чертами характера обладает король?

- Значит, слово может рассказать нам о человеке, какой он, что может делать, как относится к окружающему его миру.

- Король не любил сидеть дома, часто отправлялся в своей карете в далёкие путешествия. Вот и сегодня запряг он тройку лошадей, сел в свою карету и поехал. Но куда? Чтобы узнать это, давайте отгадаем загадки.

  • Круглое, румяное я расту на ветке,
  • Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
  • Входишь в одну дверь, а выходишь из трех.
  • Думаешь, что вышел, а на самом деле вошёл. (рубашка)
  • Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
  • Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (мыло)
  • Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит.
  • Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.
  • В этом домике жильцы все умелые пловцы. ( аквариум)
  • Под водой живет народ, ходит задом наперед. (раки)
  • Два брюшка, четыре ушка, называется… (подушка)
  • Зубов много, а ничего не ест. (расческа)

- Куда же отправился король? Прочтите слово по подчеркнутым буквам в словах-отгадках. (ярмарка)

- Что такое ярмарка? (это большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, который устраивался в одном месте и в одно время)

- В какое время года проводилась ярмарка для короля? (летом)

- Что испытываете, когда слышите слово “лето”? Как вам становится?

- Значит, слово может согреть. Перечислите, что хотел купить на ярмарке король. (яблоки, рубашку, мыло, аквариум, раков, подушку, расческу)

- Как назвать это одним словом? (товар)

- Чтобы вы ему порекомендовали купить и почему?

- Значит, слово может давать совет.

6. Физпауза под музыкальное сопровождение “Жил да был один король”.

7. Работа над крылатыми выражениями.

- Но что это случилось с нашим королем? (звучит мелодия “Песенки разбойников” из м/ф “Бременские музыканты”, появляются разбойники, на лице короля - испуг)

- Чего испугался король?

- Какой экономический термин прозвучал? (денежки)

- Каким другим словом можно заменить слово “деньги”? (финансы)

- Как понимаете выражение: “Финансы поют романсы”?

- Может ли наш король стать безденежным? (разорился, обанкротился)

- Чтобы этого не произошло, давайте поможем королю избавиться от разбойников, разберите по составу слова разбойник, воришка, грабитель.

- Что вы испытываете, когда слышите эти слова? (страх)

- Значит, слово может испугать.

8. Составление буриме.

- Только опасность миновала, как король услышал доносившиеся до него слова. Глянул он вверх, а там чудеса да и только. Сидит на ветке Кощей и читает стихи Бабе-Яге, а до короля доносятся только обрывки фраз: …по мостику, …хвостиком, …за перила, … угодила.

Помогите восстановить стихи. (Шла коза по мостику и махала хвостиком, зацепилась за перила, прямо в речку угодила).

- Итак, слово может самое обычное превратить в очень смешное.

9. Подбор ласковых слов.

- Но что это? Лошади встали, не скачут дальше. Кто это там под мостом? Это осьминог. Раньше он жил в морской воде, но злые змеи опутали его ножки, и он превратился в чудище. Растопить его сердце, освободить от власти змей могут только ласковые слова. (дети говорят ласковые слова)

- Значит, слово может растопить самое холодное, злое сердце.

10. Обобщение.

- В чем же сила слова?

- Прочитайте быль Л. Н. Толстого “Как мужик камень убрал”.

- Какая из пословиц подходит к этому произведению:

“Меньше говори, больше делай”, “Сперва подумай, потом скажи”?

11. РТС. Составление текста рекламы.

- Вот, наконец, король добрался до ярмарки, а здесь веселье, смех, торг со всех сторон. Видит, мужик корову продает. (инсценировка сказки “Как мужик корову продавал”)

- Почему мужик передумал продавать корову?

- Значит, слово может убеждать, обольщать.

- А теперь подсчитайте, сколько “денег” вы заработали. Отправляйтесь на ярмарку, покупайте, что вашей душе угодно. (первыми выбирают покупку те дети, у кого на счетах оказалось больше отложенных “косточек”, а потом остальные. Количество товара не должно быть меньше, чем количество детей в классе, т. к. активность детей высока. Каждый ребенок сам оценивает свою работу на уроке. )

- Расскажи, почему ты выбрал этот товар, убеди словом, что твоя покупка лучшая.

12. Итог:

- Что нового узнали о слове?

- С какими новыми экономическими терминами познакомились?