Цель:
- учить детей письменному вычитанию трехзначных чисел столбиком;
- закрепить умение делать правильный мотивированный выбор действия в задаче;
- выбирать арифметическое действие для решения задачи;
- составлять равенства на умножение деление;
- классифицировать и обобщать.
Оборудование: карточки с магнитными цифрами, карточки с изображением сказочных героев, памятки, таблица названий компонентов при вычитании, конверт и бланк телеграммы.
1. Организационный момент.
Повторим три позы ученика: “Внимание”, “Пишем”, “Отвечаем”.
2. Объявление темы и цели урока.
– Ребята, сегодня к нам в класс пришло письмо, очень необычное. Сейчас я вам его прочитаю. А принесла мне его… Угадайте…
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (ЗИМА)
– Правильно – зима. А от кого это письмо, как вы думаете?
– Сейчас узнаем…
(Достаю большой красочный конверт с изображением Деда Мороза и читаю)
– Дорогие, ребята!
Вот и наступил декабрь, а значит, скоро ждите в гости меня – Деда Мороза! Сейчас у меня много неотложных дел: речки в ледяную броню одеть, лесным зверям шубы новые справить, окна в домах ледяными узорами расписать.
Заглянул я в окошко вашего класса и решил испытать вас на смекалку, проверить, как вы умеете считать, думать, таблицу умножения как знаете, как новые знания добываете и как усваиваете их…
3. Устные упражнения.
Хотели мы со Снегурочкой и Снеговиком вам свою фотографию прислать, но не знаем, как нам лучше сесть. Если Снегурочка, сидящая крайней слева, сядет между Снеговиком и мной, Дедом Морозом, то я окажусь крайним слева. Кто где сидит?
– Ребята, ответим на вопрос Деда Мороза?
(СНЕГУРОЧКА – ДЕД МОРОЗ – СНЕГОВИК)
– А следующее задание приготовил для вас Снеговик. Помогите Снеговику порядок навести, “лишнее” число в каждом ряду найти…
22 |
11 |
13 |
15 |
17 |
5 |
10 |
15 |
16 |
20 |
4 |
8 |
12 |
15 |
16 |
3 |
6 |
9 |
10 |
12 |
24 |
16 |
15 |
10 |
12 |
(Например, в 1 ряду– 22, т.к. содержит два десятка, а остальные – один десяток. Во 2 ряду – 16, т.к. все числа делятся на 5, а 16 не делится. В 3 ряду – 15, т.к. все числа делятся на 2, а 15 – нет и т.д.)
4. Работа в тетради.
– Внучка моя, Снегурочка, интересуется, можно ли из трёх данных чисел составить верные равенства на умножение и деление. Если можно, то, какие?
5 |
4 |
20 |
6 |
9 |
54 |
4 |
7 |
28 |
8 |
3 |
24 |
5 |
30 |
6 |
3 |
5 |
10 |
– Запишите в тетради, какие равенства у вас получились. (Дети работают в тетрадях)
5. Работа над задачей.
– К Новому году решил я подарки вам приготовить. Конфеты упакованы в коробки по 6, 7, 8, 9 кг. Но никак не могу сообразить, можно ли, не распечатывая коробки, получить 42 кг конфет?
(Можно взять 6 коробок по 7 кг или 7 коробок по 6 кг)
– Запишите числовое равенство в тетради. (6?7=42(кг) 7?6=42 (кг)
6. Работа с учебником.
– Ребята, Снегурочка со Снеговиком очень любят решать задачки и примеры из вашего учебника. Они всегда выбирают самые трудные задания. Вот и я решил предложить вам самое сложное испытание. Вы должны внимательно рассмотреть задание № 241 и вывести алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел.
– Чем они похожи? (без перехода через разряд)
– Измени одну цифру в каждом уменьшаемом так, чтобы в разряде единиц был переход через разряд.
– Измени одну цифру в каждом уменьшаемом так, чтобы в разряде десятков был переход через разряд.
– Каким должно быть уменьшаемое, чтобы переход через разряд был и в единицах и в десятках?
– Сделайте вывод. Как же вычитаем многозначные числа? ( поразрядно )
7. Итоги урока
.– Письмо мы прочитали. Все задания выполнили. Я составила ответную телеграмму в лес из четырёх слов, попробуйте, пользуясь “ключом”, расшифровать её.
– Какая получилась телеграмма?
(СПАСИБО! ПРИХОДИТЕ В ГОСТИ.)