Тема урока: "Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел"

Разделы: Математика


Цель:

  • учить детей письменному вычитанию трехзначных чисел столбиком;
  • закрепить умение делать правильный мотивированный выбор действия в задаче;
  • выбирать арифметическое действие для решения задачи;
  • составлять равенства на умножение деление;
  • классифицировать и обобщать.

Оборудование: карточки с магнитными цифрами, карточки с изображением сказочных героев, памятки, таблица названий компонентов при вычитании, конверт и бланк телеграммы.

1. Организационный момент.

Повторим три позы ученика: “Внимание”, “Пишем”, “Отвечаем”.

2. Объявление темы и цели урока.

– Ребята, сегодня к нам в класс пришло письмо, очень необычное. Сейчас я вам его прочитаю. А принесла мне его… Угадайте…

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (ЗИМА)

– Правильно – зима. А от кого это письмо, как вы думаете?

– Сейчас узнаем…

(Достаю большой красочный конверт с изображением Деда Мороза и читаю)

– Дорогие, ребята!

Вот и наступил декабрь, а значит, скоро ждите в гости меня – Деда Мороза! Сейчас у меня много неотложных дел: речки в ледяную броню одеть, лесным зверям шубы новые справить, окна в домах ледяными узорами расписать.

Заглянул я в окошко вашего класса и решил испытать вас на смекалку, проверить, как вы умеете считать, думать, таблицу умножения как знаете, как новые знания добываете и как усваиваете их…

3. Устные упражнения.

Хотели мы со Снегурочкой и Снеговиком вам свою фотографию прислать, но не знаем, как нам лучше сесть. Если Снегурочка, сидящая крайней слева, сядет между Снеговиком и мной, Дедом Морозом, то я окажусь крайним слева. Кто где сидит?

– Ребята, ответим на вопрос Деда Мороза?

(СНЕГУРОЧКА – ДЕД МОРОЗ – СНЕГОВИК)

– А следующее задание приготовил для вас Снеговик. Помогите Снеговику порядок навести, “лишнее” число в каждом ряду найти…

22

11

13

15

17

5

10

15

16

20

4

8

12

15

16

3

6

9

10

12

24

16

15

10

12

(Например, в 1 ряду– 22, т.к. содержит два десятка, а остальные – один десяток. Во 2 ряду – 16, т.к. все числа делятся на 5, а 16 не делится. В 3 ряду – 15, т.к. все числа делятся на 2, а 15 – нет и т.д.)

4. Работа в тетради.

– Внучка моя, Снегурочка, интересуется, можно ли из трёх данных чисел составить верные равенства на умножение и деление. Если можно, то, какие?

5

4

20

6

9

54

4

7

28

8

3

24

5

30

6

3

5

10

– Запишите в тетради, какие равенства у вас получились. (Дети работают в тетрадях)

5. Работа над задачей.

– К Новому году решил я подарки вам приготовить. Конфеты упакованы в коробки по 6, 7, 8, 9 кг. Но никак не могу сообразить, можно ли, не распечатывая коробки, получить 42 кг конфет?

(Можно взять 6 коробок по 7 кг или 7 коробок по 6 кг)

– Запишите числовое равенство в тетради. (6?7=42(кг) 7?6=42 (кг)

6. Работа с учебником.

– Ребята, Снегурочка со Снеговиком очень любят решать задачки и примеры из вашего учебника. Они всегда выбирают самые трудные задания. Вот и я решил предложить вам самое сложное испытание. Вы должны внимательно рассмотреть задание № 241 и вывести алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел.

– Чем они похожи? (без перехода через разряд)

– Измени одну цифру в каждом уменьшаемом так, чтобы в разряде единиц был переход через разряд.

– Измени одну цифру в каждом уменьшаемом так, чтобы в разряде десятков был переход через разряд.

– Каким должно быть уменьшаемое, чтобы переход через разряд был и в единицах и в десятках?

– Сделайте вывод. Как же вычитаем многозначные числа? ( поразрядно )

7. Итоги урока.

– Письмо мы прочитали. Все задания выполнили. Я составила ответную телеграмму в лес из четырёх слов, попробуйте, пользуясь “ключом”, расшифровать её.

– Какая получилась телеграмма?

(СПАСИБО! ПРИХОДИТЕ В ГОСТИ.)

Приложение 1

Приложение 2