Тема: Все действия с обыкновенными дробями.
Цели:
Образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы.
Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию;
развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умения общаться, общей культуры.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: частично-поисковый, решение обобщающих задач, взаимопроверка.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Ход урока:
1.Учитель предлагает решить детям задачу с реальными для школы данными.
Вчера, обедая в школьной столовой, я задумалась: достаточно ли нам картофеля, выращенного нами на пришкольном участке, чтобы обеспечить столовую на весь учебный год? Хотите узнать?
Имеющиеся данные: потребность столовой в картофеле составляет около 1100 кг. Всего овощей выращено 4 т, из них картофеля. Решают устно.
2. Работа в парах.
Каждая пара учащихся получает набор одинаковых букв, из которого требуется составить математическое словосочетание.
Ответ: Д е й с т в и я с д р о б я м и.
Это тема нашего сегодняшнего урока.
Учение о дробях всегда считалось очень трудным. У немцев сохранилась пословица
“Попасть в дроби”. Что она означает? Попасть в трудное положение.
3. Фронтальный опрос.
Какие дроби вы знаете?
Десятичные и обыкновенные.
Из чего состоят обыкновенные дроби?
Числителя, черты дроби, знаменателя.
Какие виды обыкновенных дробей вы знаете?
Правильные и неправильные.
В чем отличие правильной дроби от неправильной?
4. Устная работа.
Среди перечисленных дробей назовите дроби меньшие 1 и сократите их:
Задание на классификацию понятий (плакат).
1 |
2 |
3 |
Числитель | Прямая | Черта дроби |
Знаменатель | Кривая | Приведение дробей к общему знаменателю |
Ломаная | Замкнутая | Сокращение дробей |
Смешанное число | Самопересекающаяся | Умножение числителя и знаменателя на одно и то же число. |
Общий знаменатель | Вычитание дробей | Сложение дробей. |
В каждом столбике убрать лишнюю строку.
Какой столбик лишний?
Дайте название третьему столбику.
Какие действия с обыкновенными дробями вы умеете выполнять?
5. Работа в парах.
Учащиеся задают по одному вопросу друг другу по теме: “Дроби”, обращаясь к тому из одноклассников, кому хотят задать вопрос.
Учащиеся получают карточки с устными заданиями. Выполняют их, записывая только ответ.
Затем меняются карточками и проверяют ответы друг друга. Подводят итоги.
Вопросы классу:
Когда дробь равна 1?
Какие действия с дробями вы выполняли в устной работе?
6. Учащимся предлагается составить задачу по имеющимся данным.
На столе 2 предмета: машина-игрушка с величиной 1 т на борту и параллелепипед с величиной т на грани (изображает груз).
Может быть предложено следующее условие задачи:
У меня есть машина грузоподъемностью т и груз массой т. Сколько машин потребуется, чтобы перевезти весь груз?
Один учащийся выполняет решение на доске, все остальные в тетрадях.
Выполнив одно действие, получается ответ машины.
Учащемуся у доски задается вопрос:
Если бы вы были диспетчером автобазы то, сколько машин дали бы заказчику для перевозки имеющегося груза? Ответ: 4.
7. Проверка домашнего задания.
В качестве домашнего задания учащимся предлагалось составить или подобрать из дополнительной литературы историко-математическую задачу на действия с дробями.
Один ученик работает у доски со своим вариантом задачи.
Зимний дворец – главное здание на дворцовой площади Санкт-Петербурга. Он является частью архитектурного ансамбля Эрмитажа – мировой сокровищницы искусства, крупнейшего музея России. В Зимнем дворце 400 залов. На третьем этаже дворца залов всего количества залов, залов на втором этаже меньше количества залов на третьем этаже в 1 раза. Сколько залов на первом этаже?
8. Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам с последующей самопроверкой (по листам ответов).
9. Домашнее задание.
Когда подбирала материал к нашему сегодняшнему уроку, то в газете нашла интересную задачу о бобрах, но решить ее не смогла. Прошу вас помочь мне, подумайте над этой задачей дома (детям даются карточки с задачей).
Длинные и острые зубы бобра помогают ему легко и быстро перегрызать дерево. Дерево диаметром 12 см бобр перегрызает за 3 мин. Сколько всего времени понадобится бобру, чтобы свалить 7 деревьев, из которых: 2 дерева диаметром 12 см, 2 дерева – по 20см, остальные – по 28 см.
10. Подведение итогов, выставление оценок.
Чем мы сегодня занимались?
Какие действия вы можете выполнять с обыкновенными дробями?
Можете ли вы попасть с дробями в трудное положение?
Закончить урок мне хочется словами Л.Н.Толстого:
“Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он о себе думает, чем больше знаменатель, а значит тем меньше дробь”.