Урок по математике в 6-м классе по теме: "Все действия с дробями"

Разделы: Математика


Тема: Все действия с обыкновенными дробями.

Цели:

Образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы.

Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию;

развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умения общаться, общей культуры.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, решение обобщающих задач, взаимопроверка.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока:

1.Учитель предлагает решить детям задачу с реальными для школы данными.

Вчера, обедая в школьной столовой, я задумалась: достаточно ли нам картофеля, выращенного нами на пришкольном участке, чтобы обеспечить столовую на весь учебный год? Хотите узнать?

Имеющиеся данные: потребность столовой в картофеле составляет около 1100 кг. Всего овощей выращено 4 т, из них картофеля. Решают устно.

2. Работа в парах.

Каждая пара учащихся получает набор одинаковых букв, из которого требуется составить математическое словосочетание.

Ответ: Д е й с т в и я с д р о б я м и.

Это тема нашего сегодняшнего урока.

Учение о дробях всегда считалось очень трудным. У немцев сохранилась пословица

“Попасть в дроби”. Что она означает? Попасть в трудное положение.

3. Фронтальный опрос.

Какие дроби вы знаете?

Десятичные и обыкновенные.

Из чего состоят обыкновенные дроби?

Числителя, черты дроби, знаменателя.

Какие виды обыкновенных дробей вы знаете?

Правильные и неправильные.

В чем отличие правильной дроби от неправильной?

4. Устная работа.

Среди перечисленных дробей назовите дроби меньшие 1 и сократите их:

Задание на классификацию понятий (плакат).

1

2

3

Числитель Прямая Черта дроби
Знаменатель Кривая Приведение дробей к общему знаменателю
Ломаная Замкнутая Сокращение дробей
Смешанное число Самопересекающаяся Умножение числителя и знаменателя на одно и то же число.
Общий знаменатель Вычитание дробей Сложение дробей.

В каждом столбике убрать лишнюю строку.

Какой столбик лишний?

Дайте название третьему столбику.

Какие действия с обыкновенными дробями вы умеете выполнять?

5. Работа в парах.

Учащиеся задают по одному вопросу друг другу по теме: “Дроби”, обращаясь к тому из одноклассников, кому хотят задать вопрос.

Учащиеся получают карточки с устными заданиями. Выполняют их, записывая только ответ.

Затем меняются карточками и проверяют ответы друг друга. Подводят итоги.

Вопросы классу:

Когда дробь равна 1?

Какие действия с дробями вы выполняли в устной работе?

6. Учащимся предлагается составить задачу по имеющимся данным.

На столе 2 предмета: машина-игрушка с величиной 1 т на борту и параллелепипед с величиной т на грани (изображает груз).

Может быть предложено следующее условие задачи:

У меня есть машина грузоподъемностью т и груз массой т. Сколько машин потребуется, чтобы перевезти весь груз?

Один учащийся выполняет решение на доске, все остальные в тетрадях.

Выполнив одно действие, получается ответ машины.

Учащемуся у доски задается вопрос:

Если бы вы были диспетчером автобазы то, сколько машин дали бы заказчику для перевозки имеющегося груза? Ответ: 4.

7. Проверка домашнего задания.

В качестве домашнего задания учащимся предлагалось составить или подобрать из дополнительной литературы историко-математическую задачу на действия с дробями.

Один ученик работает у доски со своим вариантом задачи.

Зимний дворец – главное здание на дворцовой площади Санкт-Петербурга. Он является частью архитектурного ансамбля Эрмитажа – мировой сокровищницы искусства, крупнейшего музея России. В Зимнем дворце 400 залов. На третьем этаже дворца залов всего количества залов, залов на втором этаже меньше количества залов на третьем этаже в 1 раза. Сколько залов на первом этаже?

8. Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам с последующей самопроверкой (по листам ответов).

9. Домашнее задание.

Когда подбирала материал к нашему сегодняшнему уроку, то в газете нашла интересную задачу о бобрах, но решить ее не смогла. Прошу вас помочь мне, подумайте над этой задачей дома (детям даются карточки с задачей).

Длинные и острые зубы бобра помогают ему легко и быстро перегрызать дерево. Дерево диаметром 12 см бобр перегрызает за 3 мин. Сколько всего времени понадобится бобру, чтобы свалить 7 деревьев, из которых: 2 дерева диаметром 12 см, 2 дерева – по 20см, остальные – по 28 см.

10. Подведение итогов, выставление оценок.

Чем мы сегодня занимались?

Какие действия вы можете выполнять с обыкновенными дробями?

Можете ли вы попасть с дробями в трудное положение?

Закончить урок мне хочется словами Л.Н.Толстого:

“Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он о себе думает, чем больше знаменатель, а значит тем меньше дробь”.