Паспорт открытого урока:
- 8Д класс, школа №27.
- Предмет: музыка.
- Тема: “Патриотизм и героика в русской и марийской музыке”.
- Цели урока:
- закрепление раннее пройденного музыкального материала;
углубление понимания патриотизма, осознание его содержания с нравственных и этических позиций в классической музыке по программе “К вершинам музыкального искусства”, автор Красильникова М.С., г. Москва.
Задачи урока:
- Закрепить метод переинтонирования.
- Закрепить запись мелодии методом графики.
- Пластическое интонирование.
- Проверить знания музыкальных тем пройденных произведений.
- Совершенствовать вокально-хоровые навыки учащихся.
- Найти общность интонационно-образного патриотического звучания в произведениях героического плана.
- На жизненном примере героев музыкальных произведений подвести детей к выводу, что любовь к Родине – это святое!
- На музыкальных примерах дать осознать детям такие понятия, как патриотизм, самопожертвование, героизм, долг, честь, посредственность, трусость, предательство и др.
- Тип урока: комбинированный.
- Основной дидактический метод: беседа, объяснение.Частные методы и приемы: устный индивидуальный, фронтальный опрос, метод иллюстрации и демонстрации, метод поисковой деятельности, метод анализа, приемы сравнения, аналогии.
- Дидактические средства: видеоматериалы, таблицы с текстом, выставка рисунков, аудиокассеты, видеомагнитофон, телевизор, графическая партитура I части (экспозиция) симфонии №40, Вольфганга Амадея Моцарта; клавиры пройденных опер:
– Глинка “Иван Сусанин”;
– Сапаев “Акпатыр”;
– Римский-Корсаков “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”;
– Прокофьев, Кантата “А. Невский”;
– Бородин “Князь Игорь”;
– Чайковский “Пиковая дама”;
– Бизе “Кармен”;
– Моцарт, Симфония №40, I часть.
Эпиграф: “Мы оставляем новым
поколениям свою любовь
к Родине, а что воплощает
ее лучше, чем искусство!”
М. Сарьян.
Ход урока.
Дети входят в класс, встают на свои места. Учитель просит детей спеть ноту “Ля” – настраивают свой “инструмент” – связки. Когда выстроен чистый унисон, учитель поет приветствие на мелодию главной темы экспозиции I части симфонии №40 Вольфганга Амадея Моцарта: Очень рада я.
Учитель: Добрый день, Добрый день, Добрый день Вам,
Очень рада я видеть вас здесь.
Ответ детей: Добрый день, Добрый день, Добрый день Вам,
Тоже рады мы видеть Вас здесь!
Учитель: Из какого музыкального произведения этот фрагмент?
Ответ детей: Это из симфонии №40 Моцарта.
Учитель: Назовите имя композитора.
Ответ детей: Вольфганг Амадей.
Учитель: Какая часть? Раздел?
Ответ детей: I часть, экспозиция.
Учитель: Что такое экспозиция?
Ответ детей: Показ главных героев симфонии.
1-й герой – главная тема
2-ой герой – побочная тема
Учитель: Давайте пропоем экспозицию с пластическим интонированием.
Дети исполняют экспозицию. (главную тему исполняют a capella, а побочную с сопровождением оркестра (ауди)).
Учитель благодарит детей. Дети садятся.
Учитель предлагает посмотреть финальную сцену видеофильма “Амадей” (режиссер Милош Форман, по пьесе Питера Шеффера). Сцена смерти, похороны и монолог Сальери, где он называет себя посредственностью.
Для детей это было неожиданно. После просмотра повисла “мертвая” тишина.
Учитель: Есть одно страшное слово – посредственность. Именно посредственные люди злобны, завистливы.
250 лет со дня рождения Моцарта отметил мир 27 января 2006 года. Солнечный Моцарт! Симфония №40 – грустна симфония с улыбкой.
В этой музыке вера в лучшее и гимн продолжению жизни.
А Сальери? Много ли людей знают его музыку? Почти никто! И версия отравления преследует 3-ий век имя Сальери!
Посредственность – какие понятия вмещает это слово?
Ответ детей: зависть, злоба, трусость, предательство и др.
Учитель: А что можно противопоставить посредственности?
Ответ детей: героизм, патриотизм, храбрость, смелость, самопожертвование, …
Учитель вывешивает 2 таблицы.
Учитель: Род, Родина, Отчизна, страна, в которой человек родился, земля, язык, культура, нравы. А что еще вмещает слово Родина?
Ответ детей: мать, отец, семья, дом, улица, школа, город, где живешь.
Учитель: Вспомните , в каких произведениях говорится о любви к Родине? Спойте их.
Ответ детей:
- “Родина моя”, М Глинка “И. Сусанин”, хоровая интродукция. (поют)
- “На Руси родной…”, С. Прокофьев, кантата “А. Невский” №4, “Вставайте, люди русские”. (поют)
- “О шочмо, кушмо, марий мланде…”, Э. Сапаев, опера (“марийский край, земля родная…) “Акпатыр”. (поют)
- “Славься…”, М. Глинка “И. Сусанин”, заключительный хор. (поют 1 куплет)
Учитель: Патриотическое воспитание начинается с детства. 1820 год – Россия – Петербург – Севилья (Испания). Что общего?
Ответ детей: хор мальчишек. П.И. Чайковский, опера “Пиковая дама”, Ж. Бизе “Кармен”.
Учитель предлагает провести соревнование “Кто лучше поет?”
Девочки – хор из “Кармен”.
Мальчики – хор “Пиковой дамы”.
Дети поют выразительно, ярко. Силы равны.
Учитель: Храбрость. Приведите музыкальные примеры из пройденного материала.
Ответ детей: Глинка “Иван Сусанин”, сцена с поляками “Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь”. (Дети поют). Графическое изображение мелодии:
(уверенность, спокойствие)
(уверенный шаг)
Сомнения (как страшно, тяжело под пыткой умирать.)
Дети вспоминают кантату “А. Невский” С. Прокофьева, пропевают нужные фрагменты.
- “Ух, как бились мы, как рубились мы” №2 “Песнь об А. Невском”.
- “Не упустим мы землю русскую…”№2 “Песнь об “А. Невском””.
- “На Руси родной, на Руси большой, не бывать врагу…” №4 “Вставайте, люди русские”.
Учитель: Ребята, а что можно противопоставить храбрости?
Ответ детей: Трусость.
Смотрим видео, Бородин “Князь Игорь”, сцена побега Скулы и Ерошки.
Учитель предлагает пропеть двум мальчикам пропеть этот фрагмент, а третий на классной доске записывает графику.
Пускай себе идут |
А мы, брат, не пойдем. |
Бо-язно, убьют гляди … |
Получилась змея. |
Учитель: Иван Сусанин мог воспитать сына-труса?
Ответ детей: Нет, конечно, нет. Например:
- “Песня Вани” (как мать убили…) – уважение и любовь к отцу сравнивает с “соловушкой”.
- “Ты в семью взял птенца…” – по детски обиделся, но готов сейчас же идти за край родной.
- “Бедный конь в поле пал …” – героизм и долг.
- “Должен Минин узнать, что враги к нам пришли” – патриотизм, самопожертвование.
Учитель предлагает послушать фрагмент из оперы Н. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Ариозо Гришки Кутерьмы из II действия. “…стойте, нехристи безбожные. Мук боюсь … Ин быть по вашему. Поведу вас, лютых ворогов, хоть за то мне век проклятым быть …”
Учитель наводит детей на мысль о том, что “топтание” мелодии ариозо Гришки связано с душевным состоянием, как иуда он хочет спасти свою “шкуру” за счет жизни Китежан.
Учитель: Какого героя оперы можно противопоставить Гришке?
Ответ детей: Княжича Всеволода, отец благословляет его на смерть.
Учитель предлагает встать и спеть хор дружины “Поднялася с полуночи”. Дети поют.
Учитель: Давайте теперь вспомним другого отца, который искал свою дочь. Вспомнили?
Ответ детей: Да, это Акпатыр из одноименной оперы Э. Сапаева, марийского композитора.
Учитель: Акпатыр дает клятву, что жизнь отдаст за свободу Родины. Во II части клятвы “Лучше смерть…”. Давайте вспомним и споем.
Дети поют: “Лучше смерть, чем
отступить
В бою с врагом.
Поднимайтесь люди добрые в поход…”
Учитель: Я предлагаю методом переинтонирования определить, о ком думает Акпатыр, давая клятву.
- “Лучше смерть…” – споем как марш, четко и в быстром темпе. Дети поют.
- “Лучше смерть…” – поем спокойно, не торопясь. Дети поют.
- “Лучше смерть…” – спойте как колыбельную мягко, тихо, медленно, на слог “ля”. Дети поют.
Учитель: Что же у нас получилось?
Ответ детей: хор батрачек из начала оперы “Ой, ли цветики цветочки вышивать…”. Поют 1 куплет.
Учитель: Среди батрачек находится дочь Акпатыра – Эвика. Жалея и защищая батрачек, он думает о дочери, о самом родном человечке – в этом и есть суть слова Родина. Все начинается с семьи, земли, где родился, языка, культуры, нравов.
Учитель: Предлагаю провести музыкальную викторину. Все внимательно слушают, нужно вспомнить фрагмент, кто поет, из какого произведения и тут же ответить фрагментом из кантаты С. Прокофьева “А. Невский” на вопрос.
Начнет 1-ый ряд, а 2-ой ответит.
Учитель играет:
- Глинка “И. Сусанин” – второе действие, полонез, хор полячек “Весь их край, земной рай, владеть им пора нам…”
Дети: 1-ый ряд пропевают со словами.
2-ой ряд (посовещавшись) отвечает:
“На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу” (№4 “Вставайте, люди русские”).
Учитель: Исполняет 2-ой фрагмент “Смелей вперед, война права, добычей будет нам Москва”.
(Глинка “И. Сусанин, 2 действие, полонез, финал).
Дети: 3 ряд поют “Смелей вперед, война права, добычей будет нам Москва”.
4 ряд (посовещавшись): “Не уступим мы землю русскую…” (№2 “Песнь об А. Невском”).
Учитель: Исполняет из №3 “Крестоносцы во Пскове” (“А. Невский”. “Peregrines, expectavi, pedes, meos, in cymbal is”. (Чужеземцы, вражеская пехота идет на вас).
Все дети: “Ух, как бились мы, как рубились мы….” (№2 “Песнь об А. Невском”).
Учитель: Молодцы, ребята, всем кто активно работал на уроке ставлю по 5, а те кто только пели – 4. А сейчас покажите домашнее задание. (Нужно было сделать таблички с именами своих родственников, участниками Великой Отечественной войны. Кто погиб – черный цвет, кто жив – красный).
Ребята, выйдите к доске те, у кого погибли родственники. Покажите таблички. (Звучит “Слезная” из Реквиема Моцарта).
Учитель читает:
“Его зарыли в шар земной
Без званий и наград.
Положен воин в шар земной,
Как будто в Мавзолей”.
А в честь тех, кто ныне здравствует споем. Хор “Славься” из оперы Глинки “И. Сусанин”. Дети встают и поют 2 куплета.
“Славься, славься ты, Русь моя!
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша, родная страна!
Славься, славься из рода в род,
Славься великий наш русский народ,
Кто кровь за отчизну свою прольет,
Того никогда не забудет народ!”
Учитель подводит итог урока, благодарит детей за активную работу.
Домашнее задание: составить родословное древо своей семьи.
Завершается урок стихами Самуила Галкина:
“Я, Россия, твой
На твоей земле рожден,
Я в нее сойду, Россия,
Здесь мои ростки живые
Протянулись вдаль времен”