Конспект урока в 3-м классе по теме: "Правописание звонких и глухих согласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


ТЕМА УРОКА: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Обобщение знаний о правописании парных согласных в корне слова и способах проверки.

2.Сопоставление слов по смыслу, произношению и написанию корня.

3.Разбор предложений по членам предложения, слов – по составу.

4.Развивать речь учащихся и знания о разновидностях медведей.

5.Развивать монологическую речь учащихся.

6.Развивать бережное отношение к окружающей среде.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Сигнальные карточки "Парные согласные", "Светофорчики", карточки с пословицами и поговорками, текст теста, перфокарты "Исправь ошибку", иллюстрации с изображением медведей, схема разбора предложения.

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

– Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать в словах орфограммы, повторим способы проверки слов с парными согласными в корне, будем учиться подбирать однокоренные слова, поупражняемся в разборе предложений по членам, а слов – по составу.

2. ЧИСТОПИСАНИЕ.

(на доске записаны пары букв)

Б П В Ф Г К Д Т Ж Ш З С

– Посмотрите, на доске написаны пары букв. Что вы можете сказать об этих буквах? Почему они записаны именно так? ( Эти буквы обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки).

– Назовите буквы обозначающие парные звонкие согласные звуки.

– Назовите буквы обозначающие парные глухие согласные звуки.

– Запишите эти пары букв.

– Поиграем в игру ? Найди лишнюю букву? . (на доске выставлены буквы).

Б П Л Г К Т Н Д Ж Ш З Р С В Ф

Почему эти буквы лишние? (Они обозначают непарные согласные звуки).

3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

(На доске записаны слова с пропусками)

.нварь, м.роз, б.рёзка, яг.дка, мес.ц, вет.р, м.дведь, х.рош, м.тель.

(Дети, выходя к доске вставляют пропущенные буквы).

– Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему? (медведь, метель).

Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? (ягода).

– А какая орфограмма встретилась в этих словах? ( правописание парных звонких и глухих согласных).

– Что надо сделать, чтобы узнать, какой буквой обозначается парный согласный звук? (подобрать проверочное слово).

– Прочитайте эти слова и подберите проверочное слово.

– Запишите все слова в тетрадь и подчеркните орфограммы.

4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

– Отгадайте загадку.

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь – лесной . . . (медведь).

– Ребята, а что вы знаете про медведей? (Ответы детей).

– Ребята, вы знаете, что в мире существует несколько видов медведей. Какие? (Бурые, белогрудые или их называют по другому гризли, белый, бамбуковый, медведь панда. ( Учитель показывает иллюстрации с изображением медведей)

– Принято считать, что медведи сосут лапу зимой от голода, а ведь это не так. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую подошву. Бурых медведей можно встретить в Европе, Азии, Северной Америке, белых – в Арктике, белогрудых – в Северной Америке, панд – в Азии, Австралии. Все виды медведей записаны в Красную книгу. Поэтому, к этим животным нужно относится бережно, убивать их нельзя.

– А, что медведи делают сейчас? ( Ответы детей).

– Напишите небольшое сочинение о медведе. (4-5 предложений).

(ПРОВЕРКА СОЧИНЕНИЙ У 2-3 УЧАЩИХСЯ, раздать перфокарты)

– Дополнительное задание: подчеркните в своём тексте слова с парными звонкими и глухими согласными в корне?

– Прочитайте их. Подберите проверочные слова.

– Как проверить парные согласные в корне слова? ( Дети читают правило наизусть).

5.УСТНЫЙ ДИКТАНТ (сигнальные карточки – буквы).

– Сейчас, я буду вам диктовать слова, а вы должны поднять нужную карточку с буквой.

НОЖКА, РОБКИЙ, БУЛАВКА, МЯГКИЙ, ЖИРАФ, КРЕПКИЙ, ТРАВКА, КРЫШКА, СКАЗКА, РЕДКИЙ, ЛОВКИЙ, КРУЖКА, ГВОЗДЬ.

( работа с проверкой.)

6. ФИЗМИНУТКА.

7. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

– Я буду читать пословицы, поговорки, а вы должны выписать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова, которые надо проверить.

БОЯТЬСЯ ВОЛКОВ – БЫТЬ БЕЗ ГРИБКОВ.

ШУТКЕ – МИНУТКА, А ДЕЛУ – ЧАС. (Как понимают смысл пословицы?)

ГОЛОД НЕ ТЁТКА, ПИРОЖКА НЕ ДАСТ.

– Какие слова выписали? Подберите проверочные слова.

Как проверить слова с парными согласными в корне слова?

8. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. ( с.85 № 227. авт. Рамзаев)

– Прочитайте задание.

– Что надо выполнить в упражнении?

( Дети начинают выполнять упражнение коллективно с объяснением)

– Далее выполняем упражнение самостоятельно ( со словосочетания : редкая книга).

ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ СИГНАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК – СВЕТОФОР

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Стр.86 №229

– Прочитайте задание к упражнению. У кого есть вопросы по выполнению задания?

10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Работа по карточкам ? Исправь ошибку? ( смотри приложение к уроку).

ЗАДАНИЕ:

1. Исправь допущенные ошибки

2. К слову ДЕРЕВЯННЫЕ подберите однокоренные слова ( дерево, деревце, деревяшка, деревья)

– Почему эти слова называются однокоренными?

3. Разберите слово ДЕРЕВЯННЫЕ по составу.

4. Разберите это предложение по членам.

11. ОБОБЩЕНИЕ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

– Давайте вспомним, чему вы научились сегодня на уроке?

– Какие задания выполняли?

– Продолжите фразу: ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА, НУЖНО…