ТЕМА УРОКА: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Обобщение знаний о правописании парных согласных в корне слова и способах проверки.
2.Сопоставление слов по смыслу, произношению и написанию корня.
3.Разбор предложений по членам предложения, слов – по составу.
4.Развивать речь учащихся и знания о разновидностях медведей.
5.Развивать монологическую речь учащихся.
6.Развивать бережное отношение к окружающей среде.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Сигнальные карточки "Парные согласные", "Светофорчики", карточки с пословицами и поговорками, текст теста, перфокарты "Исправь ошибку", иллюстрации с изображением медведей, схема разбора предложения.
ХОД УРОКА.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
– Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать в словах орфограммы, повторим способы проверки слов с парными согласными в корне, будем учиться подбирать однокоренные слова, поупражняемся в разборе предложений по членам, а слов – по составу.
2. ЧИСТОПИСАНИЕ.
(на доске записаны пары букв)
Б П В Ф Г К Д Т Ж Ш З С
– Посмотрите, на доске написаны пары букв. Что вы можете сказать об этих буквах? Почему они записаны именно так? ( Эти буквы обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки).
– Назовите буквы обозначающие парные звонкие согласные звуки.
– Назовите буквы обозначающие парные глухие согласные звуки.
– Запишите эти пары букв.
– Поиграем в игру ? Найди лишнюю букву? . (на доске выставлены буквы).
Б П Л Г К Т Н Д Ж Ш З Р С В Ф
– Почему эти буквы лишние? (Они обозначают непарные согласные звуки).
3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
(На доске записаны слова с пропусками)
.нварь, м.роз, б.рёзка, яг.дка, мес.ц, вет.р, м.дведь, х.рош, м.тель.
(Дети, выходя к доске вставляют пропущенные буквы).
– Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему? (медведь, метель).
Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? (ягода).
– А какая орфограмма встретилась в этих словах? ( правописание парных звонких и глухих согласных).
– Что надо сделать, чтобы узнать, какой буквой обозначается парный согласный звук? (подобрать проверочное слово).
– Прочитайте эти слова и подберите проверочное слово.
– Запишите все слова в тетрадь и подчеркните орфограммы.
4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
– Отгадайте загадку.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь – лесной . . . (медведь).
– Ребята, а что вы знаете про медведей? (Ответы детей).
– Ребята, вы знаете, что в мире существует несколько видов медведей. Какие? (Бурые, белогрудые или их называют по другому гризли, белый, бамбуковый, медведь панда. ( Учитель показывает иллюстрации с изображением медведей)
– Принято считать, что медведи сосут лапу зимой от голода, а ведь это не так. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую подошву. Бурых медведей можно встретить в Европе, Азии, Северной Америке, белых – в Арктике, белогрудых – в Северной Америке, панд – в Азии, Австралии. Все виды медведей записаны в Красную книгу. Поэтому, к этим животным нужно относится бережно, убивать их нельзя.
– А, что медведи делают сейчас? ( Ответы детей).
– Напишите небольшое сочинение о медведе. (4-5 предложений).
(ПРОВЕРКА СОЧИНЕНИЙ У 2-3 УЧАЩИХСЯ, раздать перфокарты)
– Дополнительное задание: подчеркните в своём тексте слова с парными звонкими и глухими согласными в корне?
– Прочитайте их. Подберите проверочные слова.
– Как проверить парные согласные в корне слова? ( Дети читают правило наизусть).
5.УСТНЫЙ ДИКТАНТ (сигнальные карточки – буквы).
– Сейчас, я буду вам диктовать слова, а вы должны поднять нужную карточку с буквой.
НОЖКА, РОБКИЙ, БУЛАВКА, МЯГКИЙ, ЖИРАФ, КРЕПКИЙ, ТРАВКА, КРЫШКА, СКАЗКА, РЕДКИЙ, ЛОВКИЙ, КРУЖКА, ГВОЗДЬ.
( работа с проверкой.)
6. ФИЗМИНУТКА.
7. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
– Я буду читать пословицы, поговорки, а вы должны выписать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова, которые надо проверить.
БОЯТЬСЯ ВОЛКОВ – БЫТЬ БЕЗ ГРИБКОВ.
ШУТКЕ – МИНУТКА, А ДЕЛУ – ЧАС. (Как понимают смысл пословицы?)
ГОЛОД НЕ ТЁТКА, ПИРОЖКА НЕ ДАСТ.
– Какие слова выписали? Подберите проверочные слова.
Как проверить слова с парными согласными в корне слова?
8. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. ( с.85 № 227. авт. Рамзаев)
– Прочитайте задание.
– Что надо выполнить в упражнении?
( Дети начинают выполнять упражнение коллективно с объяснением)
– Далее выполняем упражнение самостоятельно ( со словосочетания : редкая книга).
ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ СИГНАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК – СВЕТОФОР
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Стр.86 №229
– Прочитайте задание к упражнению. У кого есть вопросы по выполнению задания?
10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Работа по карточкам ? Исправь ошибку? ( смотри приложение к уроку).
ЗАДАНИЕ:
1. Исправь допущенные ошибки
2. К слову ДЕРЕВЯННЫЕ подберите однокоренные слова ( дерево, деревце, деревяшка, деревья)
– Почему эти слова называются однокоренными?
3. Разберите слово ДЕРЕВЯННЫЕ по составу.
4. Разберите это предложение по членам.
11. ОБОБЩЕНИЕ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
– Давайте вспомним, чему вы научились сегодня на уроке?
– Какие задания выполняли?
– Продолжите фразу: ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА, НУЖНО…