ЦЕЛИ УРОКА:
– рассмотрение сложение трехзначных чисел с переходом через разряд;
– закрепление правила сложения и вычитания трехзначных чисел;
– формирование умение решать задачи;
– совершенствование навыка сравнения чисел между собой;
– развитие речи, логического мышления, математических способностей.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.II. Актуализация опорных знаний.
– Сегодня у нас пройдет необычный урок математики.
Мы с вами попадем в сказку, где будем учиться складывать трехзначные числа и решать задачи. Но преградила нам путь Сова и говорит, что если мы хотим попасть в сказку, то должны хорошо считать.
Ваши ответы будем соединять фломастером и посмотрим, что у нас получится.
Итак, внимание!
2. Работа в тетради.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Чистописание
– Как вы думаете, какую цифру мы сегодня будем прописывать? (5)
– Обратите внимание на число. Что можете сказать? (В числе тоже есть цифра 5)
( письмо цифры 5-через клеточку, 55– с увеличением на одну пятерку).
– Найдите трехзначное число, подчеркните его и прочитайте.
– Что о нем вы можете рассказать? (Трехзначное, одинаковое количество единиц, десятков и сотен, в сумме все числа составляют 15, есть тоже цифра 5, предыдущее 554, последующее 556)
3. ДОСКА:
– Посмотрите на доску, что это? (числа)
– Что о них вы можете рассказать?
– Прочитайте числа каждой пары, чем они похожи, и чем отличаются?
– Назови предыдущее число 300, последующее число 806.
– Расскажите. Что вы знаете о числе 260 (Трехзначное, содержит 2 сотни, 6 единиц, предыдущее 259, последующее 261, сумма цифр 9)
III. Открытие нового.
– Считаете вы замечательно, пишите красиво. Сова нас пропускает в сказку, но просит вспомнить, как называются компоненты при сложении. (слагаемое, слагаемое, сумма)
– В какую сказку мы попали? ( “Винни – Пух и все-все-все”)
– Кто автор этой сказки? (Алан Милн, а пересказал ее Борис Заходер)
1.
– Однажды, гуляя по лесу, Винни – Пух вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. Винни – Пух сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и стал думать, как записать числа?
– Давайте поможем ему.
– Записываем на доске и в тетрадях:
5с 4д 3е; 2с,5д; 1с 1е; 3с, 8д; 4с, 9д, 1е; 9с,6е.
– По правде говоря, Пух порядком устал.
2.
Физкультминутка
Иду вперед (тирлим – бом – бом)
И снег идет (тирлим-бом-бом)
Хоть нам совсем, совсем не по дороге!
Но только вот (тирлим-бом-бом)
Скажите, от чего так зябнут ноги?
3.
ДОСКА:
– Найдите значение следующих выражений:
– При решении каких примеров возникли трудности? Почему?
Открытие нового:
– Давайте попробуем решить эти примеры с помощью графических моделей.
– Как сложить трехзначное число? (К сотням прибавить сотни, к десяткам – десятки, к единицам– единицы)
– Почему при решении данного примера возникли затруднения? (В разрядах десятков получается больше 10)
– Как можно определить лишние десятки? (из 10 десятков образовать сотню)
– Мы с вами совершили открытие!
– Сколько в результате получается единиц каждого разряда?(9с.2д,3е)
– Какое число получилось? (923)
– Запишите этот пример в столбик, комментируя запись. (Единицы под единицами …..)
– Почему именно так? (Удобно складывать разрядные единицы)
– Объясните.
543
+380
-------
923
491+250-рассуждаем аналогично.
IV. Повторение и закрепление пройденного. Стр. 54 № 5.
129+316, 83+471, а как удобно записать (поменять местами слагаемые)
– Придумайте пример на сложение с переходом через разряд.
– Куда идем мы с Пятачком, большой, большой секрет. И не расскажем мы о нем и нет, и нет, и да!
– А Вини-Пух собрался в гости к Пятачку и Кролику, но у него возникла проблема, давайте ему поможем.
№6
(Разницу между расстояниями от домика Винни до домика Пятачка и от домика Винни до домика Кролика.)
(Расстояние от домика Винни до домика Кролика через домик Пятачка.)
(Путь Винни к Пятачку и обратно.)
(Путь Винни к Пятачку и потом к Кролику и к себе домой.)
Аналогичный чертеж на доске, дети доказывают свои рассуждения.
№8-самостоятельно.
Проверка
300 – 254+48=302(л)
302 больше 300, значит уйти домой не сможет.
Дополнительное задание №7
V. Итог.
– Какое открытие сделали
– Расскажите о приеме сложения с переходом через разряд