Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Собираем родственников" (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование умения находить однокоренные слова по двум признакам.

Задачи:

  • тренировка умения находить однокоренные слова по двум признакам;
  • развивать навык орфографической зоркости, словарный запас учащихся, устную и письменную речь;
  • формировать потребность грамотного письма, навыки сотрудничества и воспитание учебной активности.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, таблица “Признаки однокоренных слов”, таблица “Как уйти от ошибок”, цветные мелки, таблица “Правила работы в группах”.

Ход урока

I. Орг.момент.

II. Проверка д/з.

Упр. 294 в р/т №1.

– О чем эти отрывки? Какая тема в них раскрывается?

– Как озаглавили?

– Какая семья слов образовалась? Запишите на доске и в тетради эти слова по памятке 4 и, используя “секрет написания родственных слов”. Напомните его.

ёлка
ёл.чка
ёл.чные

Докажите, что они относятся к одной семье.

(На доске помещается таблица “Признаки однокоренных слов”)

– Некоторое время будет висеть таблица для помощи, но как только вам она не понадобится, вы мне скажите, чтобы я её убрала.

III. Мотивация на основе рефлексии.

– Сегодня будем работать по группам:

1 группа будет работать с однокоренными словами по памятке 4;

2 группа по памятке 1;

3 группа с однокоренными словами, используя “секрет” и не пропуская букв.

– Сейчас вам самим нужно сделать выбор, в какой группе работать. Оцените свои возможности, подумайте, какие чаще ошибки вы допускаете, и выберите свою группу.

IV. Деление на группы. Работа в группах.

2. Целеполагание.

Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы на уроке.

– Сегодня мы будем стараться находить и подбирать однокоренные слова, безошибочно писать их и использовать свои знания для грамотного написания других слов.

– Обговорим ещё одно очень важное условие нашей успешной работы.

– Посоветуйтесь, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и результативно?

(На доске таблица “ Основные правила работы в группе”).

  1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
  2. Выслушать мнение каждого.
  3. Обсудить и выбрать ответ

4. Выбрать выступающего.

V. Словарная работа.

(На доске слова):

тр.мвай

з.вод

уч.ник

к.пуста

яг.да

кв.ртира

г.рячий

м.лина

д.ревня

м.роз

– Используйте свои знания, можете обсудить в группе, заполните пропуски.

Взаимопроверка между группами.

– В каких словах ещё допустили ошибки?

VI. Повторение.

1. Игра “Закончи предложение”, употребив однокоренное слово.

В столовой стоит большой круглый …(стол).
В голубятню принесли нового… (голубя).
Садовник ухаживает за … (садом).
Лесник бережёт. ..(лес).
В солонку насыпали …(соль).
В кормушке был …(корм).
Из конюшни вышел …(конь).

Физминутка

2. Работа в группах:

1 группа – образуйте группы родственных слов и запишите по памятке 4: сад, цвет;

2 группа – объедините родственные слова по двум признакам и запишите по памятке 1: город, горный, горка, горло, гористый, пригорок;

– холод, холмик, холодок, холст, холодильник, холодит;

3 группа – составьте группы родственных слов и используйте свои знания для грамотного письма:

-тёмн-
-рыб-

(Защита каждой группы, обсуждение и исправление ошибок.)

VII. Закрепление.

Самостоятельная работа

Учебник с.108, упр.302.

Проверка: подготовьте вопросы для другой группы по данному упражнению

VIII. Подведение итогов урока:

– Какая цель нашего урока?

– С помощью каких заданий мы её достигали?

– Какой вывод можно сделать из этих заданий?

– Узнали ли вы сегодня что – то новое?

– Чем запомнился вам сегодняшний урок?

IX. Оценивание работы в группах.

X. Рефлексия.

– Продолжите предложение: Сегодня на уроке я … .

– Кто поделится своими размышлениями вслух?

– Спасибо за работу. Закончить урок хотелось бы словами поэта П. Вяземского:

Язык есть исповедь народа,
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.

Фото