Подготовка младших школьников к самостоятельной деятельности через дополнительные занятия в спортивной секции "Баскетбол"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Занятия можно назвать учебно-тренировочными, хотя немало времени посвящаю и формированию у ребят необходимых знаний по физическому воспитанию, привитию самостоятельности. Два часа занятий позволяют дать ребятам большое количество подготовительных упражнений, тщательно отработать каждое упражнение, каждый технический элемент. Из опыта работы знаю, что младшему школьнику надо, чтобы сначала баскетбол ему понравился, затем он скажет “хочу”, и только потом я иногда буду говорить “надо”, объясняя необходимость предлагаемого к выполнению действия. Вожу младших школьников на баскетбольные соревнования старших классов. Туда, где есть азарт спортивной борьбы, хорошая техника игры. Заметила, что большинству школьников на уроках физической культуры нравятся именно сложные двигательные действия. И, показав ведение мяча под ногой, обязательно даю все подготовительные упражнения в порядке их усложнения, т.е. все ступеньки освоения этого способа ведения мяча. Можно предложить к выполнению много подготовительных упражнений, способствующих освоению ведения мяча под ногой. Но главная задача состоит в том, чтобы ученик выполнял все с интересом сам.

Затруднения в освоении идут от малого багажа двигательных навыков. Самое обычное выполнение учеником движений по показу учителя с обязательным объяснением им необходимости и деталей техники и рождает сотрудничество – основание для развития самостоятельности. Многообразие в выборе упражнений для индивидуальной работы учащихся позволяет учитывать не только степень освоения двигательного навыка, но и темперамент, характер ученика. Большая часть упражнений в баскетболе выполняется не индивидуально, а в парах, тройках и других командных действиях. Идет процесс взаимного обучения, где менее подготовленные перенимают двигательный опыт более подготовленных и способных. Целенаправленно изменяя состав пар, троек, пятерок, достигаю более высокого уровня обучения, нежели при простом механическом комплектовании учеников, учитываю общую и индивидуальную задачи. И ищу более рациональный, короткий по возможности путь обучения.

На начальном этапе обучения я часто меняю состав пар, добиваясь совместимости ребят по темпераменту, характеру, степени обучения, личным симпатиям. Учебный процесс обоюдный как для ученика, так и для учителя. Обучая самостоятельности, нахожу в действиях ребят новые формы выражения самостоятельности. Оценка со стороны учителя в сотрудничестве всегда должна быть доброжелательной, стимулировать самостоятельность. Занятия на доверии – базовый компонент сотрудничества. Так ,мне ученики доверяют в комплектовании команд, мини-команд, противоборствующих пар, троек. Вместе с тем подсказывают свои варианты, которым следую, как своим.

Естественное желание трудиться индивидуально выражает стремление к самореализации. Чтобы убедить в необходимости подчинить свои действия команде, требуется время и умение учителя подвести к пониманию необходимости играть со всеми, для всех, как и для себя. Этому помогают знания об ученике, его интересах, склонностях, взаимодействии в коллективе класса.

Самостоятельную тренировку во дворе, спортплощадке учащиеся проводят так, как это делают всегда на уроке. Поэтому готовлю учеников для возможного самостоятельного выполнения как отдельных технических приемов, так и игровых заданий. Все упражнения учащиеся всегда выполняют самостоятельно. Можно только определить степень контроля со стороны учителя, помогающего в быстрейшем и наилучшем освоении техники движения, игровых взаимодействий. Чем реже контроль, тем выше степень самостоятельности, тем сложнее задание и более четкое его выполнение.

Вместе с тем отсутствие контроля, как и его чрезмерное присутствие, не помогает процессу обучения, а лишь тормозит его. В первом случае учащиеся ограничиваются накопленным багажом умений, а во втором ждет подсказки, указаний учителя, не проявляя инициативы. Баскетбол- это живая игра с присущими ей эмоциями, с большой степенью самостоятельности в решении двигательных задач. Последнее невозможно без анализа своих действий. Умение игрока анализировать свои действия, вносить коррективы в их выполнение – и характеризует высокий уровень самостоятельности. Самостоятельность должна иметь право выбора. Копирование однообразных, однотипных упражнений никогда не сделает ученика самостоятельным. Но на начальном этапе обучения решение двигательной задачи учеником невозможно без помощи учителя. Только на достаточно высоком уровне овладения баскетбольными упражнениями учащийся способен сам решить двигательную задачу и, взаимодействуя с партнерами, помогает им в решении этой задачи.

Высокому уровню самостоятельности свойственно применение умений в новой, необычной обстановке: например, игровые действия с новыми партнерами, с новой командой соперников, в другом спортивном зале, на другой спортивной площадке. На этом уровне у учащегося проявляется высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда. Факты подтверждают, что стать самостоятельным на высоком уровне и оставаться таковым даже ученику старших классов не так просто.

Высокий уровень самостоятельности в коллективной игре развивается у учеников в соревнованиях различного масштаба. И чем их больше, тем лучше. Начальной ступенью приобретения самостоятельности на занятиях баскетболом служат эстафеты, подвижные игры, подготовительные к баскетболу. На занятиях развитию самостоятельности отводится большая часть времени. Показ, объяснение во много раз короче, и наоборот, деятельность занимающегося максимально большая. Хотя и в этом случае можно докучать мелочной опекой или, наоборот, совсем не помогать ребятам, обучая их самостоятельности.

Постоянный, рабочий шум от мяча не мешает индивидуальным беседам с занимающимися. Хорошо знакома с умениями каждого ученика, поэтому дифференцировать задания не представляется сложным. А на первое место выходят взаимоотношения учителя с учениками. Если ученик занимается, тренируется лишь под присмотром учителя и не более, он не научится заниматься самостоятельно, и не потому, что ему так не нравится играть в баскетбол, а потому, что, может быть, не складываются отношения с учителем или товарищами.

Вся деятельность занимающегося способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, а игровые упражнения баскетболиста развивают память, внимание. Бросок в кольцо развивает глазомер, увеличивает силу кисти и т.д. И если ребята начинают это ощущать, то они сами смогут оценивать свою деятельность, свои успехи в овладении баскетболом. Не отрицая и контроль со стороны учителя и товарищей. Контроль учителя направлен на улучшение двигательных способностей, физических качеств, внимания. Постоянная работа индивидуально с каждым занимающимся несет положительный результат, эта работа стимулирует и ученика, и учителя к дальнейшей совместной работе. Дифференциация процесса самостоятельной учебной деятельности учащихся на занятиях баскетболом проходит постоянно как в индивидуальных, так и в групповых действиях

Эффективность применяемых средств и стимулов тренировочной деятельности постоянно проверяется на практике. Вырабатываются отдельные стереотипы, благодаря применению которых цель достигается в максимально короткий срок. Уровень самостоятельности можно определить по объему самостоятельно выполняемых действий на тренировке. В процессе обучения самостоятельности сначала усваивается качественное умение выполнять подготовительные и общеразвивающие упражнения с мячом. Затем следует самостоятельное освоение определенных приемов, заданий, сначала индивидуальных, а затем групповых. Необходимо стимулировать ребят как можно чаще мыслить, задавать вопросы. Вопросы чередуются с обучением. Но не предлагаю готовую форму, а стимулирую самостоятельность мышления и действия. Ведь занимающийся сначала осмысливает, а затем начинает действовать. Ученикам нравятся подготовительные упражнения для развития ловкости и координации – ловля мяча после подбрасывания вверх с выполнением хлопков в различных положениях. Под ногой, впереди, за спиной и т.д. То же упражнение может быть выполнено в положении сидя, стоя на коленях ит.д. И все это без показа учителя, а с наводящих вопросов, с объяснением и полностью самостоятельно.

Как приложение способствует самостоятельной работе хорошая организация мест занятий. Наибольший эффект, считаю, приносит тот вариант, когда каждый ученик знает, что где находится из инвентаря в спортивном зале, в подсобном помещении. Нет необходимости выдавать, достаточно лишь брать его с места хранения. Развивают самостоятельность и занятия с применением учебных карточек, где графическое изображение с минимальными данными и вспомогательные обозначения упрощают работу с ними, развивают абстрактное мышление. В карточки-задания вношу и ОРУ, и схемы круговых тренировок, и отдельные двигательные действия, и серии подготовительных упражнений.

Не лишайте своих ребят права быть ребенком. Дайте им возможность побыть озорниками и непоседами, шалунами. Период детства весьма ограничен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Не опекайте своих ребят там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.