Учимся быть здоровыми

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Работа с родителями


С 2003 года в нашей школе работает “Центр содействия укреплению здоровья обучающихся и воспитанников”. В Центре имеется специальный кабинет для коррекции осанки и нормализации психофизиологических функций, оснащенный корректирующими универсальными партами. В кабинете проводятся занятия с учащимися начальной и средней школы. После учебных занятий учащиеся посещают оздоровительные занятия в кабинете кинезотерапии, спортивном зале, которые оснащены универсальной тренажерно-информационной системой “ТИСА”.

Система “ТИСА” и универсальные парты созданы профессором Д.П.Рыбаковым на основании 30-летней научно-практической работы. Она включает в себя компьютерный кардиоритмограф для экспресс-диагностики функционального состояния вегетативной и сердечно-сосудистой систем человека и комплекс универсальных тренажеров с модулятором мягких природных колебаний (ММПК).

“ТИСА” применяется для гармоничного физического и интеллектуального развития детей, позволяет проводить 500 разнообразных увлекательных упражнений, игр и эстафет, рассчитанных на творческую активность детей. Все упражнения выполняются на фоне мягких природных колебаний с одновременным воздействием на большинство активных точек и сегментов организма.

Тренажеры “ТИСА” способствуют:

– развитию и совершенствованию двигательных качеств – гибкости, силы, ловкости, быстроты реакции, координации движений;

– освоению техники спортивных игр – теннис, футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, бадминтон;

– исправлению дефектов осанки и опорно-двигательного аппарата;

– формированию навыков, предотвращающих травматизм;

– нормализации психоэмоционального тонуса детей;

– повышению эффективности кинезотерапии при заболеваниях дыхательной, сердечно – сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;

– улучшению психических функций ребенка, особенно концентрации внимания и памяти для более продуктивного восприятия учебного материала.

Цель занятия: приобщение учащихся к здоровому образу жизни, воспитание культуры здоровья.

Задачи:

1. Определение понятия “здоровье”.

2. Изучение основных правил здорового образа жизни (ЗОЖ).

3. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

4. Предупреждение близорукости.

5. Развитие мелкой моторики.

6. Снятие физического и психического утомления.

7. Воспитание гигиенических навыков.

Оборудование: большие ортопедические мячи, гимнастические палки, гимнастические коврики, массажные коврики, маленькие массажные мячики, тренажерно-информационная система “ТИСА” – гибкий модуль с ММПК (вибродорожка), жесткий модуль с ММПК (виброскамейка), корректирующая горка с ММПК (виброгорка), универсальный многофункциональный тренажер с ММПК, игрушка “Незнайка”, магнитофон, кассеты с записью.

Ход занятия:

– Здравствуйте, ребята!

– Сегодня к нам на занятие пришел Незнайка из произведений Н. Носова. Вы его узнали?

Вводная часть:

– Ребята, Незнайка принес нам письмо от своих друзей. Давайте его прочитаем:

“Здравствуйте, дорогие ребята! Всем нам очень хочется быть здоровыми. Но мы не знаем, как нужно беречь и укреплять свое здоровье, как заботиться о нем. Мы часто болеем, а Пилюлькин дает нам только микстуры и таблетки.

Пожалуйста, расскажите Незнайке, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Он научит нас, и мы не будем болеть”. Друзья Незнайки.

Основная часть:

– Ну что же, ребята, давайте будем учиться быть здоровыми.

– А кто из вас знает, что такое “здоровье”? (дети отвечают).

– Здоровье – это когда человек не болеет, чувствует себя комфортно в школе среди сверстников и дома. Это состояние полного благополучия. У него есть все условия для хорошего здоровья и он их соблюдает.

– Наше здоровье на 50% зависит от нас самих. Чтобы быть здоровыми надо знать основные правила здорового образа жизни (ЗОЖ) и выполнять их.

Первое правило: Ежедневно делать утреннюю зарядку.

– Сейчас мы с вами сделаем комплекс упражнений “На зарядку становись!”– для стоп и красивой осанки. Ты, Незнайка, тоже смотри и запоминай. “Шагом марш!” – ходьба по вибродорожке, виброскамейке, массажным коврикам (на носочках, на пятках, “елочкой”, приставным шагом, с высоким подниманием колена и разным положением рук), под музыку. Далее учащиеся выполняют комплекс ОРУ с использованием оборудования системы “ТИСА” и спортивного инвентаря.

Закончить зарядку нужно дыхательными упражнениями.

Дома после зарядки надо принять душ или обтереться влажным полотенцем.

Второе правило: Закаляйся.

– Сегодня мы узнаем, что закаляться можно, выполняя специальный массаж. На теле человека находится много биологически активных точек, улучшающих здоровье и укрепляющих организм. Сейчас мы сделаем точечный массаж. Возьмите массажные мячики. Массажные движения выполняем по часовой и против часовой стрелки по 9-10 раз.

1. Покатать мяч между ладоней вперед-назад, затем круговыми движениями.

2. Покатать мяч по грудной клетке круговыми движениями в области грудины.

3. Покатать мяч по грудной клетке движениями слева – направо и справа-налево.

4. Покатать мяч в области яремной вырезки круговыми движениями.

5. Покатать мяч в области миндалин.

6. Покатать мяч в области 1-4 шейных позвонков движениями сверху вниз.

7. Покатать мяч в области крыльев носа круговыми движениями.

8. Покатать мяч круговыми движениями между бровей.

9. Покатать мяч в области козелка возле ушной раковины круговыми движениями.

10. Покатать мяч вокруг запястья и в области самой высокой точки, образующейся при прижимании большого пальца к ладони.

Третье правило: Занимайся физкультурой и спортом.

– Сейчас мы с вами сделаем разминку на больших мячах. <Рисунок 1>.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. ИП. – сидя на мяче.

1. “Тянемся за пятерками”.

Выполнение: тянуться руками поочередно вверх. Повторить 4-5 раз каждой рукой.

2. “Отрезаем плохие отметки”.

Выполнение: махи прямыми руками перед грудью – в стороны “ножницы”. Повторить 4-6 раз.

3. “Сбрасываем обиды, проблемы, неудачи”.

Выполнение: движения плечами вверх-вниз. Повторить 6-8 раз.

4. “Силачи”.

Выполнение: руки согнуть в локтях, спина прямая, соединить руки вместе перед лицом, затем развести в стороны, соединяя лопатки. Повторить 4-6 раз.

5. “Хлопки в ладоши”.

Выполнение: пружинящие покачивания на мяче с выполнением хлопков над головой и по мячу; хлопки впереди – сзади.

Упражнения для талии. И.П. – сидя на мяче.

1. “Часики”.

Выполнение: руки вдоль туловища; выполнять наклоны вправо-влево, руками коснуться пола. Повторить 8-10 раз.

2. “Красивая талия”.

Выполнение: поставить руки на пояс, выполнять круговые вращения тазом, сначала вправо, затем влево. Повторить 8-10 раз.

3. “Повороты”.

Выполнение: руки перед грудью, повороты вправо-влево с разведением рук. Повторить по 4 раза в каждую сторону.

Упражнения для мышц туловища. ИП. – Лежа спиной на мяче.

1. “Ровняем спинку”

Выполнение: ноги согнуты в коленях стопы на полу, руками поддерживаться за мяч. Сгибая и разгибая ноги прокатываться спиной по мячу. Повторить 6-8 раз.

2. “Поднимаем голову”.

Выполнение: ноги согнуты в коленях стопы на полу, руки за головой. Поднять голову и опустить. Повторить 4-6 раз.

ИП. – Лежа на мяче животом.

1. “Плавание”.

Выполнение: упор руками на полу, ноги на весу, выполнять “кроль” ногами по 6-8 раз каждой.

2. “Тачка”.

Выполнение: ходьба на руках вперед-назад. Выполнить 5 раз.

3. “Качелька”.

Выполнение: оттолкнуться коленями от пола – упор на руки; вернуться в И.П.. Повторить 6 раз.

4. “Звездочка”.

Выполнение: лежа на животе, руки и ноги в стороны. Удержать равновесие. Повторить 3-4 раза.

Упражнения для ног. И.П. – сидя на мяче.

1. “Выставление ноги на пятку”.

Выполнение: выставить правую ногу вправо на пятку, вернуться в и.п.; выставить левую ногу влево на пятку, вернуться в и.п. Повторить по 3-4 раза каждой ногой.

2. “Выставление ноги на носочек”.

Выполнение: выставить правую ногу вправо на носочек, вернуться в и.п.; выставить левую ногу влево на носочек, вернуться в и.п. Повторить по 3-4 раза каждой ногой.

3. “Вперед-назад”.

Выполнение: руки на коленях, ноги не подвижны, покататься вперед-назад. Повторить 6-8 раз.

А теперь выполним комплекс упражнений на тренажерах.

Упражнения на гибком модуле (вибродорожке) и жестком модуле (виброскамейке). <Рисунок 2>, < Рисунок 3>.

Количество повторений 6-12 раз.

ИП – лежа на спине, голова, туловище, ноги, располагаются по прямой линии.

1. Руки прижаты к туловищу, приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела.

2. Руки вперед, сесть, потянуться руками к стопам, вернуться в ИП.

3. “Горизонтальные ножницы” – выполнить перекрестные движения ногами, поднимая и опуская ноги до угла 45 градусов.

4. Кисти под затылком, прогнуться в грудном отделе позвоночника, с опорой на кисти, затылок и таз.

5. Сесть, руки в “крылышки”.

6. “Велосипед”.

7. Дыхательные упражнения.

8. Отдых – 1мин. Голову повернуть влево, затем вправо.

ИП – лежа на животе.

1. Руки из положения “полочка” 1 – в “крылышки”, 2 – вперед, 3 – в “крылышки”, 4 – в стороны, 5 – в “крылышки”, 6 – в ИП.

2. Руки за головой, отжаться 6 раз.

3. Плавание стилем “брасс” от 30 секунд до 1 – 3 минут.

4. Прогнуться на прямых руках – “кобра”.

ИП – лежа на правом боку.

1. Правая рука под головой, левая в упоре на тренажер. Мах левой ногой вверх.

2. Отведение и приведение согнутой в коленном суставе левой ноги.

Тоже – на левом боку.

Упражнения на универсальном многофункциональном вибротренажере. <Рисунок 4>.

ИП – лежа на спине.

1. Выполнить массаж спины с подкладными дощечками.

2. Подъем прямых ног поочередно.

3. Подтягивание ног, согнутых в коленных суставах к животу.

4. Выполнить подъем “змейкой” с помощью канатика.

ИП – лежа на животе.

1. Подтягивание на руках по 6раз, съехать – руки вперед– вверх.

2. Подтягивание по тренажеру, чередуя руки, съехать, руки в “крылышки”.

3. Подъем прямых ног поочередно, съехать – руки в стороны.

4. Разведение и сведение приподнятых ног, съехать – руки вперед.

Упражнения на корректирующей горке. <Рисунок 5.>.

ИП – сидя.

1. Съехать, руки в стороны.

2. Съехать, руки в “крылышки”

3. Съехать руки на пояс.

4. Съехать руки вперед.

ИП – лежа на животе, головой вниз.

1. Съехать, руки в стороны.

2. Съехать, руки в “крылышки”

3. Съехать руки на пояс.

4. Съехать руки вперед.

ИП – лежа на спине, головой вверх.

1. Съехать, руки в стороны.

2. Съехать, руки в “крылышки”

3. Съехать руки на пояс.

4. Съехать руки вперед.

Четвертое правило: Соблюдай режим работы и отдыха.

– Работа – это ваша учеба в школе. Давайте узнаем, как беречь свое здоровье во время занятий. Во время урока нам нужен отдых для снятия утомления – это физкультминутки, а после уроков – физкультурные паузы и релаксация.

Если вы читали, смотрели телевизор или работали на компьютере – надо дать отдых глазам.

Физкультминутка для глаз.

1. “Жмурки” – вдох, крепко зажмурить глаза, выдох – открыть глаза.

2. “Крылья бабочки” – легко поморгать глазами 20-30секунд.

3. Массаж век – “пальцевый душ” – подушечками пальцев легко постучать по закрытым векам; погладить глаза и сказать им ласковые слова – похвалить.

4. “Пальминг” – растереть ладони так, чтобы они стали горячими, прикрыть веки, ладони приложить к глазам, соединив пальцы на лбу крест на крест.

Если вы много писали, то нужно сделать гимнастику для пальчиков.

“Теремок”.

На поляне теремок (сложить ладони “домиком”),

Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в “замок”),
Из трубы идет дымок (сделать “колечки” из пальцев),

Вокруг терема забор (руки перед собой пальцы растопырить),

Чтобы не забрался вор (щелчки пальцами),

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (кулачком постучать по ладони)

Открывайте, я ваш друг (широко развести руки в стороны, затем ладони сомкнуть одну поперек другой).

Чтобы во время уроков не уставала спина, сделаем упражнение “Ракета”:

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе поднять плечи вверх (“набираем горючее”). Отвести плечи назад, лопатки соединить (“расправить крылья)– задержать дыхания.

На выходе опустить плечи, ладони параллельны полу, тянутся вниз, всем телом тянутся вверх – (“взлет”) вытягиваем позвоночник.

Расслабиться – (“прилетели”). Повторить 3-4 раза.

Физкультминутка для снятия утомления – массаж ушных раковин.

  1. Указательным пальцем массируем слуховой проход.
  2. “Вилкой” из указательного и среднего пальца массируем область вокруг уха.
  3. Указательным и большим пальцем разминаем мочку уха и ушную раковину.
  4. Потянуть вниз за мочку уха, потянуть вверх за ухо.
  5. Завернуть уши “трубочкой”.
  6. Указательными пальцами помассировать козелок.
  7. Растереть уши ладонями до ощущения тепла.

Релаксация. После уроков нужно отдохнуть (для снятия мышечного напряжения). Звучит медленная музыка.

Лягте на спину или сядьте удобно, руки положите на колени, голову опустите. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Дышите легко и спокойно. Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Послушайте шум прибоя, крики чаек. Дышите легко и спокойно. Почувствуйте теплый песок, яркое солнце, приятный ветерок. Солнечные лучи нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласкает ваше тело. Вам легко и приятно, тепло проходит по вашему лицу, плечам, груди, животу, рукам и ногам. Ваши мышцы мягкие и расслабленные. С каждым вдохом вы чувствуете себя спокойно и расслабленно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. А теперь потянитесь, сделайте глубокий вдох и на счет “3” откройте глаза. Раз, два, три! Вы полны сил и энергии.

Заключительная часть.

Подвижная игра “Перемена и урок”. Перемена, перемена – можно бегать и играть (дети бегают по залу, прыгают, играют). Но нельзя и забывать, что когда звенит звонок – начинается урок! По сигналу дети должны сесть на свои места, сохраняя правильную осанку и положив руки одна на другую, как за партой. Игра повторяется 3-4раза.

Скажите, пожалуйста, какие правила ЗОЖ вы сегодня запомнили? (ответы детей).– Для чего они нужны? (ответы детей).– Правильно, чтобы быть здоровыми.– Скажите, а как выглядит здоровый человек? (ответы детей).– Правильно. Здоровый человек активный, бодрый, жизнерадостный, веселый, счастливый, красивый, энергичный, доброжелательный.

– Давайте, ребята, дадим свои советы Незнайке. (Дети получают листочки с буквами слова “Здоровье” и советами, читают их):

З – зарядку

Д – делать

О – обязательно!

Р – режим работы и

О – отдыха

В – важно

Ь – соблюдать

Е – ежедневно!

– Вот, Незнайка, если ты с друзьями будешь выполнять наши советы, а еще обязательно заниматься физкультурой и спортом, то у тебя будет отличное ЗДОРОВЬЕ!

Домашнее задание:

Правила здорового образа жизни (ЗОЖ):

1. Ежедневно делать зарядку.

2. Закаляться.

3. Заниматься физкультурой и спортом.

4. Соблюдать режим работы и отдыха.

5. Уметь владеть собой в любой ситуации.

6. Не привыкать к вредным привычкам.

7. Правильно питаться

8. Соблюдать правила гигиены.

  1. Обсудите правила ЗОЖ с родителями и постарайтесь соблюдать их всей семьей.
  2. Вспомните и запишите пословицы и поговорки о здоровье.

Наше занятие закончилось, желаю вам крепкого здоровья!